Самоконтроль исполнительских действий как условие успешного обучения музыкально-исполнительскому искусству

Бесплатный доступ

В статье речь идёт об обучении музыкально-инструментальному исполнительству на основе соблюдения закономерностей процессов: 1) координации игровых движений; 2) действия внимания - внешнего и внутреннего; 3) отражения в звуке эмоций исполнителя; 4) самоконтроля; 5) условий целесообразности (КВЭСЦ). Сегодня такого соблюдения нет. Более того, в научной литературы этому вопросу уделяется недостаточное внимание, несмотря на необходимость реальной координации каждого игрового движения в соответствии с текстом, учёта особенностей действия внимания в двух режимах - восприятия и представления, тормозящих друг друга и влияющих на память, эмоций - исключительно предвосхищающих, самоконтроля «на полной ориентировочной основе», выполнения условий целесообразности. Между тем успех в обучении инструментальному исполнительству полностью зависит от того, насколько игровые действия соответствуют объективно сложившимся в результате эволюции структурам этих процессов, законам и принципам самоуправления действиями.

Еще

Представления, восприятие, активность, чувствительность, взятие клавиши-звука

Короткий адрес: https://sciup.org/14489828

IDR: 14489828

Список литературы Самоконтроль исполнительских действий как условие успешного обучения музыкально-исполнительскому искусству

  • Анохин П. Кибернетика и интегративная деятельность мозга//Вопросы психологии. 1966. № 3. С. 10-31.
  • Блох О. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебное пособие. Москва: МГУКИ, 2009.
  • Гальперин П. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в советской психологии/под ред. Е.В. Шороховой. Москва: Наука, 1966. С. 259-276.
  • Джексон Х.Дж. Некоторые замечания по поводу распада нервной системы//Нейропсихология. Тексты. Москва: МГУ, 1984. С. 21-23.
  • Запорожец А. Развитие произвольных движений//Избранные психологические труды: в 2 томах. Москва: Педагогика, 1986.
  • Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Ленинград: Музыка, 1982.
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 3-е изд. Москва: Музыка, 1967.
  • Общая психология/под ред. В. Богословского. Москва, 1973.
  • Прасолов Е. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования/ред. М.М. Берлянчик. Тольятти, 2003.
  • Рубинштейн С. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Москва: АН СССР, 1957.
  • Станиславский К. Работа актёра над собой. Москва: Искусство, 1951.
  • Степанов Н.И. Концептуальные основы теории музыкального исполнительства (инструментального). Москва, МГУКИ, 2009.
  • Сухомлинский В. Сердце отдаю детям//Избранные педагогические сочинения: в 3 томах. Киев: Радянська школа, 1977. Т. 3. 285 с.
  • Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва: Советский композитор, 1989.
  • Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания//Собрание сочинений: в 11 томах. -Москва; Ленинград: АПН СССР, 1948-1952.
Еще
Статья научная