Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи

Автор: Коломийченко Е.В.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 16, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья содержит результаты исследования самоотношения юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту, гендерной идентичности молодежи, занимающейся «мужскими» или «женскими» видами спорта и не занимающейся спортом и физической культурой. Содержатся эмпирические выводы о влиянии занятий физической культурой и спортом и гендерных факторов на формирование представления современной молодежи о своем физическом и эстетическом, на Я-образ; предложены перспективы исследования. Ключевые слова:

Самоотношение, гендерная идентичность, физическая культура, я-образ, я-физическое, я-эстетическое, приобщенные к спорту, не приобщенные к спорту, молодежь, студенты

Короткий адрес: https://sciup.org/14937436

IDR: 14937436

Текст научной статьи Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи

Формирование образа телесности у современной молодежи является одним из важнейших направлений развития личности. Первостепенной эта задача является в подростковом возрасте, когда физические особенности Я-концепции доминируют в восприятии собственного образа и влияют на формирование самооценки. К концу пубертатного возраста и началу юношеского периода проблема восприятия телесности партнера остается одной из самых важных тем, однако очень важными становятся проблемы самоопределения, выбора профессии, гражданской и социальной идентичности. Спектр проблем немного перемещается в другую плоскость, и теперь на первом месте находится активное формирование полоролевой идентичности, которая как компонент включает в себя физическое восприятие телесности, а также эстетическое восприятие своего телесного образа. К возрасту ранней молодости, когда молодые люди уже окончили школу, определились с профессиональным выбором, поступили в вузы и активно осваивают новую профессию, формирование собственной телесности снова становится наиболее актуальным фактом, поскольку напрямую связано с выбором партнера как социального, так и сексуального. Окончание юношеского возраста и начало ранней молодости имеет первостепенную задачу -создание семьи, приобретение нового социального и полоролевого статуса.

Задачей нашей работы было вскрыть механизмы формирования образа телесности у молодых людей в студенческом возрасте. Мы полагали, что занятия физической культурой и спортом как раз и являются теми рычагами, которые формируют физическую и эстетическую привлекательность молодых людей, что влечет за собой более позитивную самооценку и самовосприятие и соответственно влияет на формирование Я-образа. Собственно говоря, эти процессы взаимосвязаны -Я-концепция состоит из восприятия Я-физического, Я-эмоционального, Я-когнитивного и, с одной стороны, формирует эту самооценку, с другой - зависит от этих компонентов. На основе Я-концеп-ции индивид выстраивает отношения с другими людьми, формируется его самоотношение [1].

Целая плеяда отечественных и зарубежных исследователей изучала факторы развития Я-концепции. Так, Р. Бернс в концепции трансактного анализа утверждает, что Я-физическое является источником Я-концепции, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова, В.С. Мерлин, В.С. Мухина также отмечают центральную роль формирования Я-физического для развития и становления личности, сознания и самосознания [2; 3; 4].

В общем виде в психологии представление личности о своих телесных параметрах, собственной привлекательности отражено в понятиях Я-телесное или Я-физическое. Однако в современной психологической литературе наблюдается содержательная дифференциация понятий для описания данной психологической реальности. Дефиниции различаются по рассматриваемой психической реальности Я-физического: сенсомоторный эквивалент (А.Ш. Тхостов, В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик), когнитивный процесс (Е.Т. Соколова, М. Владимирова), подструктура Я-концепции (Р. Бернс, А.А. Налчаджян); по предметному содержанию Я-физического: внешность (Г.А. Андреева, И.С. Кон, М.В. Коркина, П.В. Морозов), функции тела (В.В. Столин, А.Ш. Тхостов); по происхождению Я-физического: формальное знание о теле (Р. Шонц, Д. Беннет), архетипическое образование (О.В. Лаврова), физиологическая функция мозга (А.Ш. Тхостов, В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик). Это противоречие затрудняет использование результатов конкретных исследований как в теории Я-физического, так и в практике [5; 6].

В существующих исследованиях, посвященных Я-физическому, отдельные его аспекты раскрываются через исследование искажения физического образа Я в рамках клинической психологии, изучение восприятия и изменения внешнего облика в рамках имиджелогии и психологии экспрессии, исследование роли Я-физического для развития нормального самосознания и самоотношения в детском и подростковом возрастах в рамках возрастной психологии. Для психологии личности важными являются ценностные основания и личностные особенности, которые обусловливают представления личности о себе и своем физическом Я. Такого рода работ явно недостаточно [7].

Мы считаем, что сам факт занятия спортом (фемининным или маскулинным) накладывает отпечаток на формирование Я-концепции, а именно составляющих Я-физического и Я-эстетиче-ского. Это мнение подтверждается многими авторами [8; 9]. Также мы считаем, что формирование Я-образа (Я-эстетического и Я-физического) тесно связано с гендерными особенностями юношей и девушек, занимающихся преимущественно «мужскими или женскими» видами спорта.

Под мужскими видами спорта нами понимаются те, в которых традиционно важными спортивными качествами являются сила, выносливость, скорость реакции, такие как футбол, баскетбол, волейбол. Под «женскими» видами спорта понимаются такие, в которых традиционно важными качествами являются гибкость, эстетика, грация, демонстративность (гимнастика, танцы, балет, черлидинг).

Также нами рассматривалась такая категория молодежи, как «приобщенные» к спорту и физической культуре и «неприобщенные». Под «приобщенными» нами понимались молодые люди и девушки, которые занимаются спортом давно, практически на профессиональном уровне, имеют спортивные достижения либо занимаются физической культурой, фитнесом на любительской основе, интересуются спортом и спортивной жизнью. «Не приобщенными» к спорту молодыми людьми мы назвали тех, кто никогда не занимался спортом, не имеет никакой физической нагрузки и не интересуется спортивной жизнью общества.

Многие авторы отмечают, что занятия спортом в целом и спортивная специализация в частности накладывают отпечаток на формирование Я-физического образа (Л.Г. Уляева, А.В. Шишковская, М.Е. Сандомирский, А.Г. Кечеджан). Вот к какому выводу пришла А.В. Шишков-ская в результате исследования Я-физического спортсменов с разной спортивной специализацией: «Содержанием Я-физического выступают отраженные в представлениях человека значимые особенности собственного тела. В содержании Я-физического включены представления о своем теле, его функционировании и особенностях; представления об индивидуальных границах собственного тела; отношение к собственной внешности; представления об отдельных частях тела, их функционирования, способ самоотношения к собственному телу» [10, с. 62].

Целью нашего исследования было изучение самоотношения юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к спорту, их гендерной идентичности и влияния этих факторов на формирование образа телесности.

В качестве объекта исследования выступили юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет. Первая группа была представлена респондентами, занимающимися «мужскими» видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, большой теннис, рукопашный бой, тяжелая атлетика) - 6 девушек и 7 юношей. Вторая группа - респондентами, занимающимися «женскими» видами спорта (художественная гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика, танцы, черлидинг, йога) - 6 юношей и 6 девушек. Третья группа - респондентами «не приобщенными» к физической культуре и спорту - 8 юношей и 2 девушки. Всего приняли участие 45 человек.

На первом этапе проводился скрининг респондентов при помощи авторской анкеты - отбирались респонденты «приобщенные» и «не приобщенные» к физической культуре и спорту, исследовались представления об их физическом и эстетическом образе, их самоотношение с помощью методики МИС С.Р. Пантелеева, их гендерная идентичность с помощью методики С. Бем [11].

В результате исследования нами было установлено, что большая часть студентов, которая занимается спортом регулярно, посещает фитнес-центры, занятия на открытом воздухе и интересуется спортивной жизнью, имеет наиболее высокий уровень самоотношения и адекватную самооценку. Средние значения по шкалам «самоотношение» и «самооценка» у 30 % «приобщенных» к спорту молодых людей и девушек свидетельствуют о высокой рефлексивности, о понимании того, что их жизнь находится в их собственных руках и они могут управлять своим временем, своими интересами, своими занятиями спортом и целенаправленно формировать фигуру, например, или развивать физическую силу, физическое здоровье. Эти студенты переживают наличие собственного Я как интегрирующее и организующее личность и жизнедеятельность, способное вызвать уважение других. Эмоциональная и когнитивная оценка и принятие себя также адекватно высоки. Им свойственна низкая внутренняя конфликтность. Еще 30 % студентов также показали позитивный уровень самоотношения, так как имеют высокие значения по шкалам «само-принятие», «зеркальное Я» и «саморуководство» и средние значения по шкале «самоуверенность», низкие значения по шкале «открытость».

Крайне низкие показатели по всем шкалам самооценки либо самые высокие показатели, свидетельствующие о негативном самоотношении и неадекватной самооценке, показали 40 % молодых людей, которые не занимаются спортом, физической культурой, фитнесом, упражнениями, не следят за событиями спортивной жизни, ведут малоподвижный образ жизни. Низкий уровень самопринятия и самоуважения выражается в неприятии себя таким, какой я есть, они не могут самостоятельно руководить собственными поступками, не уверены в себе, у них низкие значения по шкале «самоценность», «зеркальное Я» и очень высокие по шкалам «открытость», «самоуверенность», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Эти показатели указывают на высокий уровень внутриличностной неудовлетворенности, конфликтности, отсутствие самоуважения и самопринятия, выраженной неадекватности самооценки себя - либо завышенной, что является своеобразной компенсацией неприятия, либо заниженной, что свидетельствует о депрессивных и упаднических настроениях.

Также выяснилось, что в группе девушек, занимающихся «мужскими» видами спорта в 100 % случаев выражена андрогинная гендерная идентичность. В группе юношей, занимающихся «мужскими» видами спорта выражена в 80 % андрогинная гендерная идентичность и в 20 % -маскулинная гендерная идентичность.

Андрогинный тип по методике Сандры Бем проявляется в следующих характеристиках: «каждый человек сочетает в себе психологические качества обоих полов», «...успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств», определяя психологическую андрогинию как «способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации» [12, с. 25].

В группе девушек, занимающихся «женскими» видами спорта, выражены в 50 % андрогинность, в 50 % фемининность. В то же время в группе юношей, занимающихся «женскими» видами спорта, в 100 % выражена андрогинность.

В группе «не приобщенных» к физической культуре юношей и девушек мы наблюдаем следующую тенденцию. Среди девушек доминирует андрогинная гендерная типология (58 %), а фемининная и маскулинная выражены наименьшими показателями (25 % и 16,7 %). В то же время у юношей, «не приобщенных» к физической культуре и спорту доминирует фемининная гендерная типология (62,5 %), а маскулинная и андрогинная выражены меньшими показателями (25 % и 12,5 %), причем маскулинность выражена еще более низким показателем, чем в женской группе (12,5 %).

Таким образом, у девушек, занимающихся футболом и баскетболом - типично «мужскими» видами спорта - доминирует не маскулинная, а андрогинная гендерная типология в 100 % случаев, а у девушек, занимающихся «женскими» видами спорта андрогинность и маскулинность распределяется по 50 %. Что же касается девушек, не занимающихся спортом, у них также доминирует андрогинный гендерный тип в большей части случаев (58 %). Фемининность же во всех группах девушек минимизирована. Мы склонны связывать этот факт со спецификой социального и культурного функционирования в современном обществе мужчин и женщин.

В отношении мужчин ситуация несколько меняется. Среди занимающихся «мужскими» видами спорта, вопреки ожиданиям выраженности маскулинного типа гендерной идентичности, нами был обнаружен в большей степени андрогинный (80 %) и в меньшей степени маскулинный (20 %) гендерный тип. Для мужчин, занимающихся «женскими» видами спорта, характерен 100 % андрогинный гендерный тип, вопреки ожиданиям фемининного типа. В то же время у юношей, не занимающихся спортом, мы видим доминирование фемининного гендерного стереотипа - в 62,5 %.

В опросе, в котором в открытой форме испытуемым предлагалось охарактеризовать свой образ Я-физического и Я-эстетического, мы выявили, что девушки и юноши, «приобщенные» к спорту, вне зависимости от выбора мужских или женских видов спорта, хорошо рефлексируют свой физический образ. Обычно эти представления реализуются в качественном описании (сильный, ловкий, высокий и т. д.). Я-эстетическое ими воспринимается в 50 % как Я-физическое, в 50 % как личностное проявление (сюда попадают описания мировоззренческого характера, нравственные и моральные установки, описания себя как личности, своих привычек и убеждений).

Юноши и девушки, не занимающиеся спортом, различают Я-физическое и Я-эстетическое, при этом Я-физическое обычно характеризуется описанием внешности (голубые глаза, длинные волосы, лишний вес и т. д.), Я-эстетическое часто либо не описывается, что рассматривается нами как защитный механизм, либо описывается в негативных качественных описаниях (некрасивый, низкого роста, с лишним весом, замкнутый).

Такие показатели дают возможность сделать следующие выводы:

  • 1.    Самопринятие, самооценка, самоотношение, отсутствие внутренней конфликтности относительно Я-физического и Я-эстетического выражено выше у юношей и девушек, «приобщенных» к физической культуре.

  • 2.    Девушки, занимающиеся типичными «мужскими» видами спорта, и юноши, занимающиеся типичными «женскими» видами спорта, в 100 % случаев имеют выраженную андрогинную гендерную типологию.

  • 3.    Девушки, «не приобщенные» к физической культуре и спорту, демонстрируют андрогинный тип гендерной идентичности, что может быть связано с социальными и культурными особенностями современного общества.

  • 4.    Юноши, «не приобщенные» к физической культуре и спорту, демонстрируют в большинстве случаев фемининный гендерный стереотип.

  • 5.    Для формирования Я-образа, как Я-физического, так и Я-эстетического, наиболее негативным воздействием может оказаться формирование фемининной гендерной идентичности у юношей, не занимающихся спортом.

Для более глубокого понимания того, как занятия физической культурой и спортом воздействуют на формирование образа Я-физического и Я-эстетического у молодых людей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к этому направлению деятельности, перспективно исследование Я-реального и Я-идеального в представлении об этих компонентах образа, а также проанализировать индивидуально-типологические особенности, влияющие на формирование образа Я.

Ссылки:

  • 1.    Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. 2010. № 2. С. 15.

  • 2.    Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.Н. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 2000. С. 57–72.

  • 3.    Дамадаева А.С., Шахов Ш.К. Гендерные аспекты психологического сопровождения спортсменов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2011. С. 23–26.

  • 4.    Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. М., 1980. 150 с.

  • 5.    Шишковская А.В. Содержание Я-физического и особенности саморегуляции спортсменов разной физической специализации // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 9/1. 62 с.

  • 6.    Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak Performance / J.M. Williams (ed.). 2nd ed. London ; Toronto, 1993. 383 p.

  • 7.    Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2002. 345 с.

  • 8.    Applied Sport Psychology. …

  • 9.    Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. Мозырь, 2007. 200 с.

  • 10.    Шишковская А.В. Указ. соч.

  • 11.    Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Указ. соч.

  • 12.    Там же.

Список литературы Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи

  • Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля//Российский психологический журнал. 2010. № 2. С. 15.
  • Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.Н. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности//Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 2000. С. 57-72.
  • Дамадаева А.С., Шахов Ш.К. Гендерные аспекты психологического сопровождения спортсменов//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2011. С. 23-26.
  • Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. М., 1980. 150 с.
  • Шишковская А.В. Содержание Я-физического и особенности саморегуляции спортсменов разной физической специализации//Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 9/1. 62 с. 6.
  • Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak Performance/J.M. Williams (ed.). 2nd ed. London; Toronto, 1993. 383 p.
  • Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2002. 345 с.
  • Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. Мозырь, 2007. 200 с.
Статья научная