Самоубийства и злоупотребление алкоголем: анализ взаимосвязи на материалах исследования в Пермском крае
Автор: Лебедева-Несевря Наталья Александровна, Кирьянов Дмитрий Александрович
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 4 (12), 2012 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты анализа взаимосвязи учетной распространенности злоупотребления алкоголем и самоубийств на территории Пермского края. Произведена оценка вклада суицидов в показатели ожидаемой продолжительности жизни населения региона. С использованием корреляционно-регрессионного анализа осуществлена оценка влияния распространенности наркологических расстройств в муниципальных образованиях Пермского края на частоту самоубийств.
Девиантное поведение, злоупотребление алкоголем, суицид, смертность
Короткий адрес: https://sciup.org/147202858
IDR: 147202858
Текст научной статьи Самоубийства и злоупотребление алкоголем: анализ взаимосвязи на материалах исследования в Пермском крае
Суицидальное поведение представляет собой важнейшую проблему современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем ежедневно в мире около 30 тыс. человек заканчивает жизнь самоубийством. На каждого человека, совершившего самоубийство, приходится свыше 20 человек, пытавшихся покончить с собой [2]. При этом примерно половина самоубийц совершали ранее хотя бы одну суицидальную попытку [9], что позволяет считать самоубийства одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти.
Общепринятым сегодня считается предложенное ВОЗ разделение стран по показателю распространенности суицидов на три группы: с высоким (свыше 20 суицидов в год на 100 тыс. населения), средним (10–20 самоубийств в год на 100 тыс.) и низким (до 10 самоубийств в год на 100 тыс. населения) уровнем [7]. По данным Росстата [5], в 2011 г. уровень самоубийств в России составлял 21,4 случая на 100 тыс. населения, что маркирует Российскую Федерацию как страну с высоким уровнем самоубийств.
Ситуацию с распространенностью самоубийств в Пермском крае можно назвать более напряженной, нежели в целом по России. Так, показатели смертности населения по причине суицидов в регионе устойчиво превышают среднероссийские значения: в 2008 г. в Пермском крае на 100 тыс. населения приходилось 45,1 самоубийств, в 2009 г. — 45,5, в 2010 г. — 43,3 суицидов. Всего в 2010 г. по причине самоубийства в регионе умерли 1141 человек [6].
Преобладание мужской суицидальности над женской является типичным и отмечалось еще в работах Э. Дюркгейма [4]. В Пермском крае соотношение мужчин и женщин среди самоубийц постоянно увеличивалось в сторону «сильного» пола как по всем возрастам в целом, так и по трудоспособному населению. Если в 1992 г. это соотношение по всем возрастам в целом равнялось 4,4:1, а по трудоспособным возрастам — 5,2:1, то в 1999 г. соотношение было 5,0:1 и 6,2:1 соответственно, а в 2009 г. уже 6,4:1 и 6,9:1 соответственно.
В возрастной структуре самоубийств в Пермском крае в настоящее время выделяются два периода — 25–29 лет и старше 60 лет, — на
* Статья подготовлена в рамках НИР «Оценка и прогнозирование рисков развития социокультурных ресурсов регионов, обусловленных потреблением алкоголя», выполняемой в соответствии с планом фундаментальных исследований и прикладных научных исследований в области образования (проект № 6.4216.2011).
которые приходится сверхсмертность. Их наличие определяет смертность среди мужчин. Среди женщин возрастные различия выражены в гораздо меньшей степени.
В отличие от многих западных стран, в России уровень самоубийств в сельской местности выше, чем в городах. Этот факт часто объясняется связью проблемы самоубийств в России с социально-экономическим кризисом переходного периода. Многие исследователи относят факт повышенного уровня самоубийств на селе на счет большей социальной дезадаптации сельского населения, искажения его возрастной и семейной структуры, неполной занятости, распространения алкоголизма [1].
В Пермском крае преобладание среди самоубийц жителей сельских районов также ярко выражено. Однако если до 2004–2005 гг. разница в частоте самоубийств среди сельских и городских жителей нарастала (в 1992 г. отношение смертности по причине самоубийств в сельской местности к смертности по данной причине в городах равнялось 1,4:1, а в 2005 г. уже достигало 2,5:1), то в последние годы наблюдается сглаживание различий.
Результаты анализа распространенности суицидов в разрезе муниципальных образований Пермского края, проведенные путем ранжирования стандартизированных коэффициентов смертности (в качестве стандарт-населения взята половозрастная структура населения Пермского края в целом), показывают стабильное «лидерство» территорий Коми-Пермяцкого автономного округа. Отчасти причиной тому являются этнические культурнопсихологические особенности населения. Факт принадлежности к угро-финским народностям (удмурты, карелы, венгры и др.) повсеместно сочетается с повышенным уровнем самоубийств [8].
Наименьшие показатели стандартизированного коэффициента смертности от самоубийств стабильно наблюдаются в краевом центре — г. Перми. Одни из самых низких показателей распространенности суицидов зафиксированы на достаточно развитых в социальноэкономическом аспекте территориях — городах Березники, Краснокамск, Кунгур, Чайковский, Чусовой.
Важно определить степень влияния такой причины смерти, как самоубийства, на показатели ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). ОПЖ зависит от повозрастных показа- телей смертности. Если из общего количества случаев смертности во всех возрастах вычесть смертность от суицидов, то разница лет ОПЖ, рассчитанной при смертности от всех причин, и ОПЖ, рассчитанной по возрастным показателям смертности за исключением смертности от суицидов, и будет оценкой вклада суицидов в показатели ожидаемой жизни населения. На территориях Пермского края этот вклад значителен — от 0,5 до 2,6 года.
Решение задачи увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения региона, снижения смертности от предотвратимых причин, в частности суицидов, требует определения факторов, способствующих распространению указанной деструктивной практики.
Целью настоящего исследования являлось установление влияния распространенности злоупотребления алкоголем на уровень самоубийств в Пермском крае.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили данные статистического учета показателей, систематически собираемых государственными органами и учреждениями. Использовались статистические данные, представленные в формах федерального статистического наблюдения №37 «Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями» и №11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами».
Оценка влияния распространенности наркологических расстройств в муниципальных образованиях Пермского края на частоту самоубийств проводилась на основе анализа статистических зависимостей между показателями. Основным инструментом исследований причинно-следственных связей был корреляционно-регрессионный анализ. В качестве входных переменных использовались а) показатели смертности от самоубийств и б) показатели распространенности заболеваний, связанных с употреблением психоактивных веществ. В качестве критерия, характеризующего наличие и силу связи между показателями, использовался коэффициент корреляции Пирсона. Оценка значимости коэффициента корреляции проводилась на основе критерия Стьюдента. В качестве критерия достоверности коэффициента корреляции использовался квантиль распределения Стьюдента с n -1 степенями свободы порядка 0,95 [3]. Оценка наличия корреляционных связей сопровождалась построением простых линейных регрессионных моделей, свиде-
Н.А. Лебедева-Несевря, Д.А. Кирьянов тельствующих о характере связи между переменными. Для получения более обоснованных выводов относительно закономерностей зависимости между самоубийствами и заболеваниями, связанными с употреблением психоактивных веществ, оценка корреляционнорегрессионных связей проводилась в двух пространственно-временных срезах: а) анализ зависимостей между показателями, наблюдаемыми в различных муниципальных образованиях Пермского края в фиксированном году (2009 г.); б) анализ зависимостей между показателями, наблюдаемыми в динамике за период с 2000 по 2009 г. Указанные срезы исследований позволяют проанализировать и параметри-зировать различные гипотезы относительно наличия или отсутствия зависимостей.

Смертность от самоубийств (Все)
Рис. 1. Динамика самоубийств и распространенности зависимости от психоактивных веществ (всех), Пермский край
Результаты. Анализ зависимостей между показателями, наблюдаемыми в различных муниципальных образованиях Пермского края в фиксированном году (2009 г.), позволил установить наличие достоверной (р ≤ 0,05) отрицательной корреляционной зависимости (r = (-)0,35; р = 0,026) между уровнем самоубийств и распространенностью заболевания хроническим алкоголизмом третьей стадии.
Анализ зависимостей между показателями, наблюдаемыми в динамике за период с 2000 по 2009 г., позволил установить наличие достоверных (р ≤ 0,05) для Пермского края в целом связей.
Во-первых, обнаружена отрицательная корреляционная зависимость (r = (-)78; р = 0,008) между уровнем самоубийств и распространенностью зависимости от психоактивных веществ (рис. 1).

Смертность от самоубийств Хронический алкоголизм 1 стадия
Рис. 2. Динамика самоубийств и распространенности алкоголизма первой стадии, Пермский край
Во-вторых, установлена положительная корреляционная зависимость (r = 0,94; р = 0,000) между уровнем самоубийств и распространенностью алкоголизма первой стадии (рис. 2).

Смертность от самоубийств —j- Употребление с вредными последствиями алкоголя
Рис. 3. Динамика самоубийств и распространенности употребления с вредными последствиями алкоголя, Пермский край
В-третьих, обнаружена положительная корреляционная зависимость (r = 0,88; р = 0,001) между уровнем самоубийств и распространен- ностью употребления алкоголя с вредными последствиями (рис. 3).
В-четвертых, установлена положительная корреляционная зависимость (r = 0,66; р = 0,037) между уровнем самоубийств и распространенностью психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя.

Рис. 4. Динамика самоубийств и распространенности психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя, Пермский край
Достоверные отрицательные корреляционные связи между уровнем суицидов и распространенностью злоупотребления алкоголем свидетельствуют о том, что самоубийство и зависимость от психоактивных веществ являются двумя разными, независимыми напрямую друг от друга видами аутодеструктивного поведения (разными способами реагирования на воздействие какого-то третьего фактора).
В то же время достоверные положительные корреляционные связи между уровнем самоубийств и распространенностью ряда разновидностей зависимости от употребления алкоголя, выявляющиеся при анализе этих показа- телей в динамике, свидетельствуют о том, что повышенный уровень алкоголизации населения становится предиктором крайней разновидности реагирования на психо-социальный стресс. Другими словами, высокий уровень распространенности алкоголизма — не причина, а провоцирующий фактор суицида, безусловно оказывающий влияние на частоту самоубийств.
Список литературы Самоубийства и злоупотребление алкоголем: анализ взаимосвязи на материалах исследования в Пермском крае
- Валиахметов Р., Мухамадиева Р., Хилажева Г. Опыт социологического исследования проблемы суицидов//Вестн. общественного мнения. 2010. №1(103). С.65-89.
- Всемирный день предотвращения самоубийств. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.who.int/mediacentre/events/annual/world_suicide_prevention_day/ru/(дата обращении: 26.10.2012).
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1998.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994.
- Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2011 г. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2011/demo/edn12-11.htm (дата обращения: 26.10.2012).
- Смертность по основным классам причин смерти. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL: http://permstat.gks.ru/digital/region1/default.aspx (дата обращения: 26.10.2012).
- Смертность российских подростков от самоубийств/А.Е. Иванова, Т.П. Сабгайда и др. М.: ЮНИСЕФ, 2011. С.8-18.
- Хабиб О. Суициды среди угро-финнов//Русский медицинский журнал. 1996. Т.4. Вып.7.
- Hawton K. Suicide and attempted suicide/E. Pankel, ed. Handbook of Affective Disorders, 2nd ed. N.Y.: Guilford, 1992.