Санкционные барьеры в международном научно-техническом сотрудничестве: теоретический аспект

Автор: Васильев А.А., Шугуров М.В., Печатнова Ю.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 4-1 (86), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу барьеров и ограничений международного научно-технического сотрудничества, имеющих санкционную природу. Авторами выделены санкционные барьеры геополитического характера. Обоснован подход, согласно которому санкционные барьеры выступают средствами межгосударственной конкурентной, в том числе политической борьбы, что заметным образом затрудняет реализацию возможности достижения гуманистических целей современного научно-технического прогресса, а также достижения цели перехода к устойчивому развитию. Санкционные барьеры конкретизированы в качестве серьезного вызова, ответ на который предполагает выработку и проведение проактивной государственной научно-технической политики.

Еще

Антироссийские санкции, научно-технический прогресс, конкуренция, устойчивое развитие, технологический разрыв

Короткий адрес: https://sciup.org/170192304

IDR: 170192304

Текст научной статьи Санкционные барьеры в международном научно-техническом сотрудничестве: теоретический аспект

Санкции, введенные и на постоянной основе вводимые в отношении России, в беспрецедентных масштабах затрагивают развитие ее научно-технологического комплекса и связанного с ним производственного сектора. Под ударом оказываются не только перспективы развития технологической базы со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и само участие нашей страны в международном научно-техническом сотрудничестве (далее - МНТС) как таковом. Ситуация во внутреннем и внешнем (международном) измерениях развития национального научно-технологического комплекса в условия санкций стала специальной предметной областью исследований и экспертных оценок [1]. Однако формирование системных представлений невозможно без разработки теоретических вопросов. Опора только на статистику и эмпирические факты вряд ли приведет к полноценному научному осмыслению процессов, происходящих в данной сфере, и к выработке надежных практических рекомендаций, которые призваны найти свое воплощение в мерах научно-технической политики.

В центре обозначенной нами научнопредметной области находится целый блок вопросов, связанных с осмыслением санкций как факторов, осложняющих МНТС по тем или иным тематическим направлениям взаимодействия, которое в свою очередь реализуется в тех или иных устоявшихся формах. Отметим, что данная про-блематизация - проявление одной из закономерностей современного развития науки и технологий, а также участия того или иного государства и группы в МНТС в целом. Речь идет о таком факторе, как барьеры и ограничения. С нашей точки зрения, санкции в измерении их практического применения следует рассматривать в качестве особого вида барьеров и ограничений, которые перманентно возникают в пространстве МНТС и которые тем или иным образом, а также в той или иной степени преодолеваются.

Соответственно, цель представленной статьи заключается в обосновании теоретического подхода к пониманию санкций в качестве специфических барьеров и ограничений в МНТС.

Достижение поставленной цели невозможно представить без общего понимания процессов международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. В этой связи следует начать с того, что в качестве составной части панорамы международных отношений прочно закрепилось международное сотрудничество в сфере научных исследований и технологических разработок, тесно сопряженное с сотрудничеством в сфере экономики, образования и культуры. МНТС стало вполне традиционным вектором международного сотрудничества, для которого присуща собственная природа, закономерности, многосубъектный состав, динамика развития и, конечно же, комплексная правовая основа, а также целая система мотиваций и целей. Как таковая, потребность в МНТС вызвана ресурсными вызовами и естественной ограниченностью возможностей национального научно-технического развития [2]. Отсюда возникает потребность в сложении усилий, распределении издержек и далее распределение полученных результатов, а также в их использовании на совместной или индивидуальной основе.

В рамках сформировавшейся организационной международной инфраструктуры реализуются разномасштабные научные проекты, происходит достижение синергии компетенций в условиях растущей глобальной научно-технической специализации национальных научных школ, обеспечивается доступ к ценным научнотехническим активам. Ценность МНТС подтверждается большим числом сложных и значимых международных проектов, включая объекты меганауки, более высокой цитируемостью публикаций международных коллективов.

Вместе с тем, как сам современный научно-технический прогресс, так и МНТС, характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, это вклад в решение общих глобальных проблем, а также стремление поставить научные знания и наукоемкие технологии на службу обеспечения благополучия человечества. В настоящее время это имеет форму активизации использования достижений науки и технологий в интересах перехода к устойчивому развитию и достижению его целей. А с другой - это использование научных знаний и наукоемких технологий для достижения односторонних преимуществ как собственно в научной сфере, так и в сфере экономики, основанной сегодня на инновациях. МНТС реагирует на глобализационные процессы, ведущие к росту международной конкуренции и формированию глобальных стоимостных цепочек.

Общая картина международных отношений в сфере НТИ будет абстрактной без одного существенного уточнения: технологии сегодня стали одним из фокусов современной мировой политики. Тем более они связаны с отношениями в сфере инвестиций и торговли, в рамках которых возможны нарушения правил в форме субсидирования, защиты внутреннего рынка, нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Отсюда тематика технологий имеет мультипликативный масштаб. Некогда в центре геополитики находились вопросы борьбы за территорию и ресурсы. Сегодня это преимущественно борьба за технологические ресурсы, с помощью которых обеспечивается, во-первых, экономическая конкурентоспособность и в ряде случаев глобальное доминирование, а, во-вторых, доступ к ресурсам, в том числе на небесных телах.

Открытость МНТС пространству международных экономических отношений приводит к противоречивым последствиям. С одной стороны, интегрированность в международное экономическое сотрудничество сопровождается факторами стимулирующего характера. С другой - различные проблемы, возникающие в сфере международных экономических отношений, бьют «рикошетом» по МНТС и далее по цепочке затрудняют развитие научнотехнологического комплекса на национальном уровне и, как следствие, затрудняют экономическое развитие.

С нашей точки зрения, существует достаточно широкий спектр факторов, которые действуют в сфере глобальных научно-технологических отношений. И это не только факторы, конкретизирующие мотивацию участия государств в МНТС, а также содействующие последнему, но и сдерживающие факторы, устранение и ослабление которых делает возможным устойчивое развитие данного сотрудниче- ства. Факторы, осложняющие такое сотрудничество, следует рассматривать в качестве барьеров и ограничений. Согласно подходу научного коллектива, можно выделить несколько категорий таких препятствий. Так, по своему источнику они могут быть эндогенными и экзогенными. В случае эндогенных барьеров следует говорить о естественных различиях между научнотехнологическими потенциалами сотрудничающих государств, различиях в приоритетах национального научнотехнического развития. Например, МНТС тесно связано с производственным сектором, предполагает инвестирование. Барьером здесь может выступить, например, несовершенство в сфере регулирования зарубежных инвестиций.

К экзогенным барьерам следует отнести, например, различия в приоритетах международного сотрудничества, различия в его правовом регулировании. В частности, возможны и барьеры, возникающие из-за изменения политического климата межгосударственных отношений в сторону охлаждения, что в некоторой степени сказывается на МНТС.

В целом, по своему содержанию разнообразные барьеры могут быть организационными, административными, техническими, финансовыми, информационными, языковыми и, наконец, психологическими и др. В литературе также выделяют сдерживающие факторы экономического и коммуникативного характера [3]. Разумеется, решимость к сотрудничеству приводит к выработке комплекса мер и их реализации на индивидуальной и коллективной основе, направленных на ослабление или устранение данных барьеров. Это, например, может осуществляться посредством согласования внешней и внутренней политики в сфере науки, технологий и инноваций.

Одновременно не следует забывать и относительно воздействия на международные отношения в сфере науки, технологий и инноваций такого политического фактора, как, например, противоборство держав. Данное политическое противоборство перетекает, а также конкретизируется не только в экономическом, но и в научно- технологическом противоборстве. Как результат - преднамеренные ограничения в сфере передачи высоких технологий двойного назначения и ограничения в вовлечении зарубежных коллабораторов в их совместную разработку.

Таким образом, реальность МНТС в условиях глобализации - это не только реальность добросовестного выполнения обязательств государств в сфере НТИ и политика дружественной кооперации, но и реальность, возникающая вследствие вторжения неблагоприятных политических и экономических решений, призванных не допустить научно-технологическое и экономическое усиление государств-конкурентов посредством различных средств. Наиболее заметным в последнее время инструментом выступают санкции, имеющие более или менее политизированную окраску [4]. Как таковой, режим санкций - это среда, в которую оказывается погруженной не только государственная внешнеэкономическая политика, но и государственная политика в сфере МНТС.

Впрочем, это проявление фундаментальной исторической закономерности в развитии науки, техники, технологий: технологические прорывы, в той или иной мере тесно связанные с решением задачи по совершенствованию вооружений, а также по усилению тех или иных производственных отраслей, осуществляются не просто в условиях сочетания сотрудничества и конкуренции, но и недобросовестной конкуренции, а тем более скрытого или открытого противодействия. Например, агрессивное использование недобросовестных методов политического шантажа и санкций затрудняет работу России с ее партнерами по военно-техническому сотрудничеству, что в совокупности с американским антироссийским законом CAATSA 2017 г. («О противодействии противникам Америки посредством санкций»), предполагающего наложение ограничения в отношении финансирования и инвестирование в российские военные компании, стало толчком для разработки новой стратегии России в сфере военнотехнического сотрудничества [5].

Поэтому некоторые государства, подчас обладающие технологическим могуществом, а также политической и экономической мощью, будучи обеспокоены прежде всего интересами собственной безопасности и стремлением сохранить за собой доминирующее положение, пытаются захватить первенство во всех областях, в том числе и научно-технической. Инструмент - введение экономических санкции против высокотехнологичных предприятий других стран, что дополняется введением других менее зримых помех, долговременных по своим результатам, что, тем не менее, создает препятствия международному обмену и сотрудничеству в области науки и техники.

В современных условиях используются привычные, а также новые способы противодействия. Данного рода барьеры и ограничения следует охарактеризовать в качестве препятствий, имеющих геополитический и геоэкономический характер в целях, во-первых, недопущения развития национального научно-технологического и связанного с ним экономического потенциала, реализации национальных программ и стратегий, а, во-вторых, в целях затруднения по вовлечению тех или иных государств в международные сетевые коллаборации и формы сотрудничества. Отмеченные барьеры могут быть либо непосредственным, либо смежными по отношению к барьерам иного качества, например, экономическим и политическим.

В настоящее время сформировался массив барьеров МНТС, имеющих санкционную природу (санкционные барьеры) геополитического и геоэкономического характера. Разумеется, не все санкционные барьеры противоречат международному праву, в частности, положениям двухсторонних и многосторонних международных договоров. В ряде случаев, они выполняют и могут выполнять важную сдерживающую и превентивную функцию, направленную на коррекцию глобального НТП, упреждение нарушений норм и принципов международного права, включая положения двусторонних договоров, которые не соблюдаются государствами контрагентами, например, в сфере защите прав интел- лектуальной собственности. В силу сопряжения современного НТП не только с экономикой, но и с вопросами национальной безопасности, интересы обеспечения последней могут запустить механизм ограничений научно-технологического сотрудничества, в частности, передачи технологий, не только в военно-технической области, но и в сфере двойных технологий. Так, в качестве барьера по распространению технологий может выступать такое правомерное средство как экспортный контроль. Но данный инструмент может быть использован и как средство сдерживания технологических конкурентов.

Одновременно не только правомерные барьеры сам по себе могут использоваться в различных целях, но и в свою очередь правомерные санкции могут сочетаться с неправомерным их использованием, выступая в качестве средств недобросовестной конкуренции. Отсюда некоторые категории санкций являются специальным средством замедления научно-технологического развития тех государств, против которых они направлены посредством создания затруднений для их участия в МНТС, а также подрыва их технологического потенциала в силу ограничений импорта технологий.

Технологические санкции имеют секторальный характер, а в сфере, например, российско-американских, как и российско-европейских отношений, имеют избирательный характер. Поэтому деформация устойчивого МНТС имеет частичный характер. Но события последнего времени могут говорить о тотальном и беспрецедентном масштабировании санкций и возрастании ущерба от них. Так, санкции ЕС, введенные до событий февраля - марта 2022 г., практически не оказывали существенного влияния на участие России в проектах класса Мегасайнс. Во многих из них Россия является ключевым участником. Но сейчас ее участие поставлено под вопрос, а попросту в одностороннем порядке свернуто.

Санкции играют сдерживающую роль в осуществлении сотрудничества в составе вполне традиционных его форм - начиная от совместных исследований и заканчивая передачей технологий и экспортом оборудования. А если они ударяют по всем этим формам одновременно, что фактически произошло в феврале – марте 2022 г., то само МНТС становится проблематичным. Все это дополняет разрыв большого количества экономических связей, имеющих также технологическую составляющую. В докладе Российско-американского Совета по деловому сотрудничеству показывается, что Россия связана с американской технологической платформой, в определенной степени зависит нее и поэтому нуждается в доступе к американским технологиям [6]. При этом США занимаются поиском сохранения научно-исследовательских связей с Россией, без которой их некоторые планы в сфере НТИ не могут быть реализованы в намеченные сроки.

В заключение следует подчеркнуть, что санкционная ситуация представляет собой вызов для российской научно-технической политики. В настоящее время можно видеть динамичную выработку мер по под- держке научного и научно-технического сектора в условиях беспрецедентных санкций. Одновременно с этим стоит задача по разработке мер и инициатив на уровне международной научно-технической политики России.

Список литературы Санкционные барьеры в международном научно-техническом сотрудничестве: теоретический аспект

  • Михальченко Н. Ученая тревога: как ученых из Российской Федерации отрезают от мировой науки (02.03.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1298746/nataliia-mikhalchenko-denis-gritcenko/uchenaia-trevoga-kak-issledovatelei-iz-rf-otrezaiut-ot-mirovoi-nauki (дата обращения: 19.04.2022).
  • Данилин И.В. Эволюция международного научно-технического сотрудничества: глобальные тренды и российская политика // Инновации. - 2019. - №12 (254). - С. 124-134.
  • Аничкин Е.С., Серебряков А.А. Политические и экономические факторы, затрудняющие развитие научного и научно-технического сотрудничества между странами Шанхайской организации сотрудничества // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2020. - № 2. - С. 2.
  • EDN: YRUWWC
  • Политика санкций: цели, стратегии, инструменты / под ред. И. Тимофеева, В. Морозова, Ю. Тимофеев. - М.: НП РСМД, 2020.
  • Кудашкин В.В. Влияние санкционных деформаций на правовые основы военно-технического сотрудничества // Право в вооруженных силах. - 2018. - №12. - С. 82-87.
  • EDN: VMSGGQ
  • Экономическое сотрудничество России и США в условиях неопределенности. - М., 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/1/5/15b9886fea3c9ae2eaecc65eed53013a.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
Еще
Статья научная