Саргатский могильник Яшкино-1 (продолжение исследований)

Автор: Кобелева Л.С., Наглер А., Дураков И.А., Демахина М.С., Хансен С., Молодин В.И.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XIX, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521963

IDR: 14521963

Текст статьи Саргатский могильник Яшкино-1 (продолжение исследований)

Российско-германская экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН и Евразийского отделения Германского археологического института продолжила совместные исследования курганного могильника раннего железного века Яшкино-1. Памятник расположен в Венгеровском р-не Новосибирской обл., в 5 км от с. Заречье и в 1,5 км от оз. Яшкино, в 200 м от трассы федерального значения Чаны – Кыштовка. Могильник насчитывает пять курганов различной величины, два из которых были раскопаны А.В. Нескоровым в 1982 г. [Молодин, Новиков, 1998]. В ходе исследования им получены данные, датирующие памятник временем бытования саргатской культуры.

Обнаруженные в кург. 1 и 2 великолепные материалы, которые в настоящее время готовятся к публикации, послужили мотивом для продолжения исследований могильника монографически.

В 2012 г. был проведен геофизический мониторинг трех оставшихся курганов**. На всех объектах выявлены кольцевые рвы и другие многочисленные аномалии, явно свидетельствующие о наличии в сооружениях погребальных комплексов (рис. 1, 1 ).

Для раскопок был выбран кург. 5, размеры которого позволили исследовать объект вручную, без применения техники.

Общая площадь раскопа составила 840 кв.м. Объект имел насыпь округлой формы, диаметром 27×27 м, высотой 1,04 м. При разборке конструкции обнаружены многочисленные кости птиц, а также фрагменты керамики от одного сосуда. Кроме того, зафиксированы следы четырех кострищ в центральной и юго-восточной частях насыпи. Н.В. Полосьмак отмечает наличие следов кострищ в насыпях более половины исследованных курганов саргатской культуры на территории Барабинской лесостепи и связывает подобное явление с возможным культом огня [1987, с. 13].

Рис. 1. Могильник Яшкино-1, кург. 5.

1 – магнитограма кургана; 2 – план на уровне материка.

Кости птиц также присутствуют в насыпях и захоронениях саргатских погребальных памятников означенной территории. В могильниках Венге-рово-6 и Погорелка-2 обнаружены многочисленные кости крупной утки [Молодин, Наглер и др., 2009; Молодин, Ефремова и др., 2011]

После снятия насыпи выявлена конструкция в виде округлого кольца (ровика), диаметром 22,25 м, имеющего по линии СЗ–ЮВ перемычки, разделяющие кольцо на два полукруглых сегмента (рис. 1, 2 ). Максимальная ширина ровика в центральной части составила 1,75 м, глубина 0,6 м. Внутренняя стенка ровика более отвесная, чем внешняя, дно сужается книзу. Судя по заполнению, ровик некоторое время стоял открытым. Наличие ровика под насыпями исследователи называют одной из характерных конструктивных особенностей курганов саргатской культуры [Корякова, 1977, 1988; Полосьмак, 1987, с. 10–11; Матвеева, 1993, с. 134].

В центральной части огороженной площадки обнаружено захоронение, ориентированное по линии СЗ–ЮВ. Могила была ограблена, четкие контуры хода грабителей читались в стратиграфическом разрезе. Могила имела подчетырехугольную форму, ориентированную по линии СЗ–ЮВ, с примыкающим к ней в западной части вытянутым, сужающимся к концу выступом.

Объект имел разное заполнение, подчетырехугольная часть содержала бурую прокаленную почву, в которой была локализована основная часть костей человека, узкая выступающая (лаз грабителей) – темно-серую мешаную супесь. После выборки заполнения обнаружились конструктивные особенности могильной ямы. Восточная ее часть имела подпрямоугольную форму, с закругленными углами, стенки неровные, пологие, в нескольких местах нарушены ходами грызунов. Западная часть была вытянутой, с прямыми, слегка пологими стенками. Максимальные параметры могильной ямы по верхнему абрису 389×150 см, по нижнему – 374×147 см.

После выборки заполнения обнаружилось, что кости погребенного лежат в полном беспорядке. Погребен взрослый мужчина, кости которого имели многочисленные следы прижизненных заболеваний, например, третий и четвертый позвонки были сросшимися.

Среди костей человека найдены четыре наконечника стрелы из кости (рис. 2, 1 4 ).

Подобные изделия были широко распространены в саргатских памятниках Барабинской лесостепи [Полосьмак, 1987, с. 25]. Не вполне типичными для саргатской культуры являются их сравнительно небольшие размеры.

Кроме того, в могиле обнаружены фрагменты предметов из железа в виде пластин толщиной 0,5 см, шириной до 2,0 см. Реконструировать их достаточно сложно, как и определить точное количество и предназначение.

В заполнении погребения выявлены грудина и килевая кость птицы, фрагменты бересты и угля, а также обломок керамического сосуда. 218

Рис. 2. Могильник Яшкино-1.

1 4 – наконечники стрел из кости; 5 – фрагменты керамического сосуда.

Другие фрагменты от этого же сосуда зафиксированы в насыпи кургана (рис. 2, 5 ).

Керамика присутствует в большинстве саргатских захоронений и является основным культурным индикатором [Полосьмак, 1987, с. 25; Матвеева, 1993, с. 139]. Обнаруженные фрагменты сосуда орнаментированы «елочкой», выполненной в резной технике, поверх которой нанесены ямки. Обработка поверхности и орнаментация керамики не вполне типична для саргатской культуры, имеет северные черты, характерные для новочекинской культуры. Аналогии можно найти в материалах поселений Новочекино-1, Омь-1 [Полосьмак, 1987, с. 58, 106].

Центральную площадку, на которой располагалось погребение, в восточной части окружали четыре крупных ямы, имеющие, вероятно, ритуальное значение (см. рис. 1, 2 ). Возможно, какие-то ямы впоследствии предполагалось использовать для захоронений.

Аналогов наличия ритуальных ям под насыпями саргатских курганов на территории Барабинской лесостепи нам не известно, однако в могильнике Новочекино-2, в кург. 3 (новочекинская культура) под насыпью, в юго-западной части, присутствует яма схожая по конструкции [По-лосьмак, 1987, с. 60].

Таким образом, ориентируясь на погребальную практику и сопроводительный инвентарь, исследованный объект, несомненно, оставлен носителями саргатской культуры. Вместе с тем налицо проявление северных, таежных черт, вероятно, свидетельствующих о контактах саргатской и новочекинской культур.

Статья