Саркофагообразный надмогильный памятник с куфической надписью мусульманского некрополя Дербента XI-XII вв.

Бесплатный доступ

В 2020 г. в ходе охранно-спасательных археологических наблюдений в Дербенте был выявлен мусульманский могильник, представляющий обособленный участок некогда обширного средневекового городского некрополя Дербента, располагавшегося за пределами архитектурного выделенного шахристан а. Данный участок насчитывает свыше 80 саркофагообразных надмогильных памятников, которые условно именуются по их форме «саркофаги» и датируются последней третью XI-XII вв. Среди них представлен единственный саркофаг, на южной продольной боковой стороне которого имеется врезная надпись - эпитафия, выполненная на арабском языке почерком куфи . Текст ее гласит: «Это могила Мухаммада, лудильщика. Да будет над ним милость Аллаха!».Памятник представляет редкий образец саркофагообразных надмогильных памятников с надписью. Согласно эпитафии, погребенный являлся лудильщиком и эта информация расширяет круг ремесленных специальностей, существовавших в Дербенте XI-XII вв., и служит указанием на специализацию ремесленного труда в обработке цветных металлов, учитывая существование в это время в Дербенте изготовителей медных предметов, медников. Вместе с тем, в тексте эпитафии, очевидно, следует видеть не только указание на профессию, но и прозвище погребенного - Мухаммад ал-Лахим «Мухаммад Лудильщик». Не исключено, что этот саркофаг был установлен над погребением одного из уважаемых представителей суфийской общины Дербента последней трети XI-XII вв.

Еще

Кавказ, дербент, баб ал-абваб, мусульманский некрополь, надмогильный памятник, эпитафия, арабоязычная эпиграфика, куфи

Короткий адрес: https://sciup.org/14123596

IDR: 14123596

Список литературы Саркофагообразный надмогильный памятник с куфической надписью мусульманского некрополя Дербента XI-XII вв.

  • Аликберов А.К. 2003. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI—XII вв.). Москва: Восточная литература.
  • Бертельс Е.Э. 1960. История персидско-таджикской литературы. Москва: Восточная литература. Гаджиев М.С. 2018. Поселение Пирмешки и его некрополь. История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. № 2, 10—22.
  • Генко А.Н. 1941. Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа. Труды ИВАН СССР. Вып. XXXVI. Труды второй сессии ассоциации арабистов. 19—23 октября 1937 г, 81—110.
  • Лавров Л.И. 1963. Новые материалы по арабской эпиграфике на Северном Кавказе. Сборник Музея антропологии и этнографии XXI, 267—298.
  • Лавров Л.И. 1966. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X—XVII вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения. Москва: Наука.
  • Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. 2000. Калакорейш (Крепость курейшитов). Махачкала: Юпитер.
  • Минорский В.Ф. 1963. История Ширвана и ДербендаX—XIвеков. Москва: Восточная литература.
  • Олеарий А. 1906. В: Ловягин А.М. (пер., комм.). Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Санкт-Петербург: А.М. Суворин. Саидов 1963: НА ИИАЭ. Ф. 29. Оп. 1. Д. 21.
  • Саидов М.-С. 1963. Творчество дербентского ученого XI в. Абу Бакра Мухаммада б. Мусы б. ал-Фараджа.
  • Саидов М.-С. 1991. Рукопись Абубакра Мухаммеда, сына Мусы, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истик и сад тонкостей»). В: Исаев А.А. (сост.). Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала: ИИЯЛ, 23—47.
  • Стрейс Я. 1935. В: Бородина Э. (пер.), Морозова А. (ред.). 1935. Три путешествия. Москва: ОГИЗ; СОЦЭГИЗ.
  • Шихсаидов А.Р. 1984. Эпиграфические памятники Дагестана X—XVII вв. как исторический источник. Москва: Наука.
Еще
Статья научная