Сценарии демографического развития сельских территорий регионов Центрального Черноземья в условиях специальной военной операции

Автор: Реутов Е.В., Захаров В.М., Вангородская С.А., Реутова М.Н.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе применения экстраполяционных методов и метода экспертных оценок обоснованы прогнозные сценарии демографического развития сельских территорий регионов Центрально-Черноземного экономического района. Оптимистический сценарий рассматривает умеренно-нейтральную депопуляцию с постепенным восстановлением миграционного притока и минимизацией межрегиональной дифференциации. Базовый сценарий включает умеренную депопуляцию с очаговыми рисками и ростом неопределенности. Согласно пессимистическому сценарию, ожидается усиление депопуляции с ростом межрегиональной дифференциации и миграционного оттока с сельских территорий. Основным фактором, влияющим на стандартный фон демографического развития исследуемых территорий, является специальная военная операция в Украине, которая характеризуется большими сопутствующими рисками и серьезными социально-экономическими последствиями.

Еще

Демографическое развитие, демографический потенциал, прогнозные сценарии, специальная военная операция (сво)

Короткий адрес: https://sciup.org/170199947

IDR: 170199947   |   DOI: 10.31171/vlast.v31i3.9656

Текст научной статьи Сценарии демографического развития сельских территорий регионов Центрального Черноземья в условиях специальной военной операции

Введение. В прогнозировании демографического развития стран и отдельных территорий принято опираться на две группы методов. Составляющие первую группу количественные методы связаны с моделированием трендов демографического развития на основе экстраполяции долгосрочных тенденций с включением в модели скрытых факторов, влияющих на демографическую ситуацию [Архангельский и др. 2017]. По мнению экспертов, именно долгосрочные демографические прогнозы позволяют «заглянуть намного дальше, чем любые программы социально-экономического развития с их краткосрочными и среднесрочными целями» и являются наиболее ценным инструментом, позволяя «заблаговременно предвидеть возможные проблемы и необходимые социально-экономические преобразования» [Юмагузин, Винник 2022: 98].

Вторая группа включает в себя качественные методы, основанные на экспертных оценках. Последние, в свою очередь, могут исходить как из представления о стандартном развитии ситуации в свете устоявшихся тенденций, так и из учета нестандартных и зачастую трудно прогнозируемых факторов, могущих существенно усугубить сложившиеся тенденции или, напротив, переломить их [Аверин и др. 2021; Рыбаковский, Кузина, Понеделков 2021]. Как следствие, «прогнозы (модели, модельные расчеты) демографических показателей считаются одной из проблемных задач, что обусловлено потребностью комплексного анализа как показателей механического, так и естественного движения населения, которые находятся под влиянием значительной группы часто сложно идентифицируемых факторов, например экологических, политических, социокультурных, природных и пр.» [Данилова, Шульгин 2022: 43].

Результаты экспертных опросов, проведенных в регионах России, позволяют сделать вывод, что текущую демографическую ситуацию в России большинство экспертов определяют как «скорее кризисную», а в качестве основных причин называют «социально-экономические трудности, политическую нестабильность, затрудненную работу социальных лифтов, девальвацию семейных ценностей» [Рыбаковский, Кузина, Понеделков 2021: 176].

В результате применения метода экстраполяции сложившейся тенденции воспроизводства демографического потенциала сельских территорий регионов Центрального Черноземья установлено, что выход за нижний предел темпов снижения численности населения в репродуктивном возрасте в 1% в кратко- и среднесрочной перспективе маловероятен, а в долгосрочной гипотетически может быть связан с существенной коррекцией мер государственной поддержки сельских территорий, рождаемости, охраной материнства и детства. При этом применительно к кратко- и среднесрочной перспективе более очевидным является смещение темпов снижения численности населения в репродуктивном возрасте к верхней границе, учитывая повышенную смертность россиян в 2020–2021 гг. в результате пандемии коронавируса. И хотя она затронула прежде всего возрастные группы, находящиеся за пределами репродуктивного возраста, были затронуты и более молодые когорты. К тому же пандемия COVID -19 стала значимым фактором отложенных рождений с достаточно неопределенным сценарием возвращения к привычной практике, исходя из особенностей социально-политической ситуации.

Развитие неблагоприятных тенденций социально-экономического развития, кардинальное изменение военно-политической обстановки в 2022 г., в особой степени затронувшие ряд регионов Центрального Черноземья, не позволяют, к сожалению, принять в качестве базовой даже относительно оптимистическую динамику демографического потенциала.

Методы и организация исследования. В настоящее время регионы Центрального Черноземья представляют собой территории, где особенно велика значимость именно таких факторов в силу приграничного положения большинства из них и, соответственно, примыкания к зоне специальной военной операции с огромным объемом сопутствующих рисков. Именно для уточнения значимости нестандартных факторов демографического развития регионов Центрально-Черноземного экономического района, и прежде всего характера и интенсивности влияния на него специальной военной операции в Украине, в октябре 2022 г. был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили ученые, преподаватели высшей школы (80%), государственные (муниципальные) служащие (10%), работники бюджетных учреждений (5%), представители СМИ (5%). Общая совокупность экспертов составила 20 чел.

Что касается основного предмета экспертного исследования – прогноза демографической ситуации, – то при разработке программы исследования и постановки прогнозного задания данная ситуация была структурирована по трем ключевым составляющим: рождаемости, смертности и миграции, а ее динамика рассматривалась в среднесрочной (5 лет) и долгосрочной (10 лет и более) перспективе.

Обсуждение результатов исследования. В результате обработки экспертных оценок были определены базовые сценарии. В сценарии на среднесрочную динамику в качестве доминирующей тенденции определено снижение рождаемости (75% экспертных оценок), хотя небольшая доля экспертов рассматривает и возможность сохранения ее на прежнем уровне (10%). Роста рождаемости не ожидает ни один из экспертов. На долгосрочную перспективу снижение рождаемости также рассматривается в качестве доминирующей тенденции (65%), но сохранение ее на прежнем уровне прогнозируется уже чуть более уверенно (15%), и очень небольшая доля экспертов (10%) также имеет в виду шансы на рост рождаемости.

Относительно смертности населения сельских территорий в качестве доминирующей тенденции на среднесрочную перспективу рассматривается ее рост (75%), но в то же время фиксируются экспертные оценки, рассматривающие возможность сохранения смертности на прежнем уровне (25%). Снижения смертности не ожидает ни один из экспертов.

На долгосрочную перспективу рост смертности также рассматривается в качестве доминирующей тенденции (50%), но лишь уже в 2 раза превышающей вариант сохранения смертности на прежнем уровне (25%). Снижение смертности на долгосрочную перспективу не рассматривает как вариант развития демографической ситуации ни один из экспертов.

Относительно характера миграционных процессов, с точки зрения экспертов, в качестве доминирующей тенденции на среднесрочную перспективу прогнозируется отток населения с сельских территорий Центрального Черноземья (65%), но довольно заметная часть экспертов считает вероятным приток населения (видимо, с территории Украины или новых регионов России) (20%), а 5% – миграционный баланс. Что касается долгосрочной перспективы, то отток населения хотя и рассматривается в качестве наиболее вероятного варианта (35%), но лишь ненамного превышает сценарии миграционного притока (20%) и миграционного баланса (20%).

Если рассматривать, в порядке рабочей гипотезы в качестве основного фактора, влияющего на стандартный фон демографического развития сельских территорий Центрально-Черноземного района, геополитический конфликт, резко обострившийся в феврале 2022 г., с присущими ему военно-политическими и социально-экономическими последствиями, то следует изучить ответы экспертов на соответствующий вопрос. Относительно влияния фактора специальной военной операции на демографическую ситуацию в среднесрочной перспективе подавляющее большинство экспертов отметили снижение рождаемости (90%), рост смертности (85%) и простое большинство (60%) – миграционный отток населения. Вместе с тем 35% экспертов отметили и возможность миграционного притока.

На долгосрочную перспективу снижение рождаемости и рост смертности также рассматриваются экспертами как базовые, хотя и не с таким перевесом. Так, снижения рождаемости ожидают 40% экспертов, роста – 10%, сохранения на прежнем уровне – 10%; роста смертности ожидают 50% экспертов, снижения – 5%, сохранения на прежнем уровне – 10%. Но главное, что обращает на себя внимание в отношении долгосрочной перспективы, – это крайне высокая неопределенность: очень заметная доля экспертов отказалась от прогноза в пользу варианта затруднения с ответом (40% по рождаемости и 35% – по смертности).

Что касается миграционной ситуации, то по сравнению со среднесрочным прогнозом разброс оценок был значительно больше, так же как и неопределенность. С точки зрения 25% экспертов, СВО в перспективе 10 лет усилит миграционный приток, 15% – отток, 10% – не повлияет на него. И 50% затруднились его спрогнозировать.

Немногочисленные позитивные оценки влияния фактора специальной военной операции на рождаемость на сельских территориях Центрального Черноземья были связаны с предполагаемым увеличением численности населения в репродуктивном возрасте за счет миграции с территорий сопредельных государств (15% экспертов) и с ростом численности населения в репродуктивном возрасте за счет внутренней миграции из городов (10%).

Негативные проявления роли специальной военной операции в уровне рождаемости на сельских территориях Центрального Черноземья, с точки зрения экспертов, более многообразны и имеют существенно больший вес. В основном они видятся в снижении численности населения в репродуктивном возрасте за счет роста неестественной смертности населения (65%), в усилении дестабилизации и неопределенности внутренней и внешней ситуации, росте уровня стресса (65%), в снижении численности населения в репродуктивном возрасте за счет миграции в другие регионы России (50%), в ухудшении экономической ситуации, снижении доходов населения (45%), в снижении численности населения в репродуктивном возрасте за счет миграции в другие страны (40%), а также в снижении численности населения в репродуктивном возрасте за счет миграции в города (25%) и в снижении качества государственной социальной политики (в т.ч. здравоохранения) в регионах юга и юго-запада России (15%).

Негативные проявления роли специальной военной операции в уровне смертности на сельских территориях Центрального Черноземья, с точки зрения экспертов, состоят в усилении дестабилизации и неопределенности внутренней и внешней ситуации, росте уровня стресса (85%), в ухудшении экономической ситуации, снижении доходов населения (55%), в продолжении военных конфликтов на приграничных территориях (55%), а также в возможном снижении качества государственной социальной политики (в т.ч. здравоохранения) в регионах юга и юго-запада России (20%).

Фактор СВО в миграционном притоке населения на сельские территории Центрального Черноземья некоторые эксперты видят в сохранении или росте уровня нестабильности в соседних государствах, что повлечет миграцию в Россию (35%), и в росте привлекательности жизни на сельских территориях как более автономных в смысле самообеспечения ресурсами для выживания (20%), а также в усугублении ситуации нежелательности русских в странах Запада (10%) и переезде в регион семей военнослужащих (5%).

Негативные проявления роли специальной военной операции в характере миграционных процессов на сельских территориях Центрального Черноземья, с точки зрения экспертов, как и в предыдущих случаях, более многообразны и также имеют существенно больший вес. Эксперты считают, что миграционному оттоку населения с сельских территорий будут способствовать сохранение и даже повышение уровня военно-политической нестабильности на территории регионов юга и юго-запада России, что повлечет отток населения в другие регионы России или даже в другие страны (75% усматривающих негативное влияние фактора СВО на миграционные процессы), а также сохранение и даже повышение уровня военно-политической нестабильности конкретно на сельских территориях регионов юга и юго-запада России, что повлечет отток населения в города (30%). В меньшей мере этому будет способствовать то, что сельские территории регионов юга и юго-запада России в первую очередь испытают последствия кризисных явлений в экономике и в сферах занятости и доходов населения (20%) и что именно сельские территории регионов юга и юго-запада России в первую очередь испытают ухудшение качества государственной социальной политики и социальной инфраструктуры (15%).

Поскольку регионы Центрального Черноземья имеют различный территориальный (относительно близости государственной границы) статус, вполне логично предположить, что значимость фактора СВО будет иметь неодинаковый вес и для отдельных регионов, а также и для отдельных муниципалитетов в зависимости от их близости к границе. Возможные кризисные явления одинаково отразятся на сельских территориях всех регионов Центрального Черноземья или затронут отдельные регионы или даже отдельные муниципалитеты? По доминирующей экспертной оценке, больше всего пострадают в демографическом плане сельские территории приграничных регионов Центрального Черноземья (55% опрошенных экспертов). Довольно заметная доля экспертов (35%) считает, что кризисные явления одинаково отразятся на сельских территориях всех регионов Центрального Черноземья. В меньшей степени выражена экспертная позиция ухудшения ситуации преимущественно на сельских территориях приграничных муниципалитетов регионов Центрального Черноземья (15,0%).

Заключение. Проведенный на основе применения экстраполяционных методов и экспертных оценок анализ демографического развития сельских территорий регионов Центрально-Черноземного экономического района (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл.) позволяет предложить следующие прогнозные сценарии на средне- и долгосрочную перспективу.

  • 1.    Оптимистический: умеренно-нейтральная депопуляция с постепенным восстановлением миграционного притока и минимизацией межрегиональной дифференциации.

  • 2.    Базовый: умеренная депопуляция с очаговыми рисками и ростом неопределенности.

  • 3.    Пессимистический: усиление депопуляции с ростом межрегиональной дифференциации.

Предполагается сохранение прежних темпов снижения численности населения в репродуктивном возрасте (1–1,5% в год, за исключением Тамбовской обл., где он будет на 0,5–0,7 п.п. выше) с переходом уровня и суммарного коэффициента рождаемости от отрицательной к нейтральной динамике под воздействием мер государственной социальной политики, направленной на развитие сельских территорий и поддержку семьи, преодоления санкционных рисков относительно российского аграрно-промышленного комплекса. Будет наблюдаться небольшое снижение смертности в результате развития (восстановления) социальной инфраструктуры на сельских территориях. Миграционная убыль на сельских территориях может смениться в среднесрочной перспективе относительно сбалансированной миграцией, а в долгосрочной – и миграционным притоком, в т.ч. за счет бывших граждан Украины.

Во всех субъектах федерации Центрально-Черноземного экономического района продолжится снижение демографического потенциала. Численность населения в репродуктивном возрасте будет снижаться темпами 1,7–2,2% – чуть быстрее, нежели в 2015–2022 гг. в связи с накопленным депопуляцион-ным эффектом и низкой рождаемостью в период 2000–2010 гг. Параллельно с уменьшением численности населения в репродуктивном возрасте будет снижаться общая рождаемость и, скорее всего, суммарный коэффициент рождаемости. Смертность сохранится на прежнем уровне. Фактор миграции с точки зрения восполнения ею естественной убыли сельского населения во всех регионах (за исключением Тамбовской обл., где и до этого фиксировался отрицательный приток) будет нивелироваться во всех регионах, особенно в Белгородской и Курской обл. Менее всего данный процесс затронет Липецкую обл. В Тамбовской обл. снижение миграционного притока будет носить стандартный характер.

В результате сохранения военно-политической и социально-экономической нестабильности и роста неопределенности в среднесрочной перспективе предполагается рост темпов снижения численности населения сельских территорий в репродуктивном возрасте до 1,5–2% в год, при этом в Белгородской обл. он вырастет до 2,5–3%. Общий уровень и суммарный коэффициент рождаемости на сельских территориях продолжит снижение. Будет наблюдаться умеренный рост смертности – чуть более высокий среди мужчин в трудоспособном возрасте в результате военных потерь, роста алкоголизма, социального стресса и криминализации. Миграционный отток с сельских территорий усилится, особенно в Белгородской и Курской обл. (в меньшей степени – в Воронежской).

При определении пессимистического сценария фактор геополитической дестабилизации и проведения специальной военной операции учитывается в качестве значимого и имеющего долгосрочное влияние, а сам прогноз исходит из продолжения ее активной фазы в течение всего 2023 г. и дальнейшего сохранения неопределенности геополитической ситуации, отсутствия международных правовых гарантий в отношении новых территорий России, риска локальных пограничных конфликтов и рецессивного характера экономической динамики.

Исследование выполнено в рамках проекта Государственного задания FZWG-2023-0006 «Регулирование демографического поведения населения сельских территорий ЦентральноЧерноземного экономического района в условиях депопуляции».

Список литературы Сценарии демографического развития сельских территорий регионов Центрального Черноземья в условиях специальной военной операции

  • Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стельмах С.А., Омельченко И.В. 2021. Анализ результатов экспертного опроса по проблемам демографического развития России. - Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 7. С. 14-18.
  • Архангельский В.Н., Данилова И.А., Дмитриев Р.В., Хасанова Р.Р. 2017. Перспективы демографического развития России до середины века. - Народонаселение. № 3. С. 24-36.
  • Данилова С.В., Шульгин О.В. 2022. Прогнозирование и моделирование демографических процессов: теоретический аспект. - Фундаментальные исследования. № 3. С. 42-46.
  • Рыбаковский Л.Л., Кузина С.И., Понеделков А.В. 2021. Экспертное сообщество о демографической ситуации в современной России. - Власть. Т. 29. № 5. С. 171-176.
  • Юмагузин В.В., Винник М.В. 2022. Прогноз численности и демографической нагрузки населения России до 2100 года. - Проблемы прогнозирования. № 4(193). С. 98-111.
Статья научная