Сцены счастья в романах Достоевского
Автор: Мазель Рита Осиповна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.11, 2013 года.
Бесплатный доступ
В предлагаемой статье Достоевский предстает перед чи тателем как поэт счастья. Пережив уникальный опыт страданий, он по стиг иное измерение жизни. Со страстью первооткрывателя он утвержда ет благодать живой жизни. «Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута может быть веком счастья», — вот главное в его великих романах. Люди на земле не одиноки, а связаны незримыми нитями: один человек не может состояться, одно сердце, одно сознание как магнитом притягивает к себе другое, как бы утверждая: Ты еси... Величайшее чудо на земле — Христос, Его любовь и Его жертва. Невозможно знать, что есть Христос, и не радоваться. Достоевский открывает один из главных законов жизни: любовью принося в жертву свое я другому, человек исполняет закон стремления к идеалу и чувствует райское наслаждение. В статье дан анализ некоторых сцен счастья в романах Достоевско го: восторг Аркадия и его сестры Лизы перед жертвой их отца Версило ва; Алеша и Грушенька, вместо падения и греха спасающие друг друга; сон Алеши о чуде, сотворенном Иисусом в Кане Галилейской; сон Став рогина о золотом веке счастливого человечества... В трагическом рома не «Бесы» перед читателем предстает картина любви — взаимной, жерт венной, полнокровной, счастливой. Ничего подобного нет, пожалуй, во всей мировой литературе. В героях Достоевского особенно ощущается сопричастность иному, высшему миру, который проникает в каждую клеточку их жизни. Его создания все осияны светом миров иных. У Достоевского по определению не может быть мрака, отчаяния, безысходности, потому что и в бесовском аду остались праведники, светоносные (по слову Н. Бердяева), способные любить и жертвовать собой, а значит, свет еще светит во тьме, и тьма бесовства не объяла его.
Достоевский, радость, счастье, христос, сцены, поэтика романа
Короткий адрес: https://sciup.org/14748859
IDR: 14748859
Список литературы Сцены счастья в романах Достоевского
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1985.
- Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983 М.: Русский путь, 2005. С. 246,167.
- Аристотель. Никомахова этика/Пер. Н. Брагинской. М.: Эксмо-пресс, 1997. 255 с.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Худож. лит., 1972. 470 с.
- Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Paris: YMCA-Press, 1980. 563 с.
- Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.СПб: Университетская книга, 1998. 618 с.
- Ухтомский А. А. Лицо другого человека. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008.664 с.
- Антоний (Храповицкий), митр. Словарь к творениям Достоевского//Достоевский и православие: Публицист, сб./Междунар. фонд единства православных народов. М., 2003. С. 5-137.
- Aristotle. Nicomachean ethics [Nikomakhova etika]. Moscow, Eksmopress PubL, 1997. 255 p.
- Bakhtin M. M. Problems of Dostoevsky's Poetics [Problemy poetiki Dostoevskogo]. Edition 3. Moscow, Khudozhestvennaya literatura PubL, 1972. 470 p.
- Mochulsky K. V. Dostoevsky: Life and Work [Dostoevsky: Zhizn i tvorchestvo]. Paris, YMCA-Press PubL, 1980. 563 p.
- Pomerants G. Good one-sidedness and the spirit of dispassion [Strastnaya odnostoronnost' i besstrastie duha]. Moscow; Saint-Petersburg, Universitetskaya kniga PubL, 1998. 618 p.
- Ukhtomsky A. A. The face of another person [Litso drugogo cheloveka]. Moscow, Ivan Limbah's PubL, 2008. 664 p.
- Khrapovitsky A., metropolitan. Dictionary of the Works of Dostoevsky [Slovar' k tvorenijam Dostoevskogo]. Dostoevsky and Orthodoxy [Dostoevsky ipravoslavie]. Moscow, 2003, pp. 5-137