Сейсмомониторинговые исследования техногенного воздействия на геологическую среду
Автор: Гриб Н.Н., Гриб Г.В.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Природопользование и мониторинг
Статья в выпуске: 1-6 т.13, 2011 года.
Бесплатный доступ
Из анализа результатов сейсмомониторинговых исследований в Южной Якутии следует, что техногенное воздействие на геологическую среду трансформировалось в самостоятельный локальный сейсмический процесс. Под действием массовых взрывов образовалась новая активная тектоническая структура, к которой приурочено 165 из 211 землетрясений, произошедших в радиусе 35-ти км от Нерюнгринского разреза. Таким образом, импульсные нагрузки на геологическую среду привели к модификации режима локальной сейсмичности.
Массовые взрывы, геологическая среда, активные разломы, сейсмотектонический процесс, энергия землетрясений
Короткий адрес: https://sciup.org/148199855
IDR: 148199855
Текст научной статьи Сейсмомониторинговые исследования техногенного воздействия на геологическую среду
За последние 30 лет освоение полезных ископаемых Южной Якутии связано с наращиванием мощности горнодобывающих предприятий. Как следствие недра Южно-Якутского каменноугольного бассейна испытывали все более нарастающие воздействия мощных массовых взрывов, производимых на горнодобывающих предприятиях бассейна. Периодические импульсные нагрузки на геологическую среду при производстве массовых взрывов оказывают прямое и косвенное воздействие на верхнюю часть земной коры. Прямое воздействие осуществляется за счет непосредственного влияния нелинейных смещений, вызванных взрывной волной и образования новых нарушений. Косвенные воздействия – за счет активизации структурных элементов на геологических контактах. Дезинтеграция горных пород с повышением водопроницаемости при насыщении микротрещин флюидами может привести к процессам асейсмического течения по активизированным структурам, а значит, к перераспределению энергии землетрясений в сторону более слабых. С другой стороны на «сухих» ослабленных структурах возможно увеличение наклона графика повторяемости закона Гутенберга - Рихтера, а значит приближение времени сильного сейсмического события с несколько меньшей энергией с одной стороны, появлению новых очагов землетрясений с перераспределением напряженно деформированного состояния среды – с другой [1].
Цель работы: добиться некоторой ясности в вопросах, связанных с оценкой степени влияния импульсные нагрузки на уровень сейсмичности в Южно-Якутском регионе.
Исследования проводились в зоне с радиусом 100 км вокруг карьерного поля разреза «Не-рюнгринский» расположенного северо-западней г. Нерюнгри. Карьерное поле разреза пересекается двумя сопряженными активизированными разломами: Амунакта-Муастахским и Нижнее-Нерюнгринким (рис. 1). Современная активность данных тектонических структур подтверждена при производстве детальных геологогеофизических исследований в Южной Якутии [2, 3], а также приуроченностью к ним серии мелких местных землетрясений 7-11-х классов. Техногенное воздействие на геологическую среду следует рассматривать как дополнительный энергетический фактор. Радиус учета его влияния на геологическую среду определяется структурой среды и масштабом внешнего воздействия, с увеличением объема взорванной горной массы вероятность возникновения сейсмособытий увеличивается [1], а длительность влияния определяется её упруго-пластичными свойствами.
Для оценки степени влияния промышленных взрывов на природную сейсмичность в ближней зоне (1 0 х1 0 ) был произведен расчет высвобожденной энергии по годам. Среднее значение энергии с 1962 по 2005 гг. по линейному тренду меняется незначительно. Распределение энергии имеет вид случайной стационарной функции (рис. 2).
Для оценки степени влияния промышленных взрывов на природную сейсмичность в ближней зоне (10х10) был произведен расчет высвобожденной энергии по годам. Среднее значение энергии с 1962 по 2005 гг. по линейному тренду меняется незначительно. Распределение энергии имеет вид случайной стационарной функции (рис. 2). Такой результат может свидетельствовать о том, что массовые взрывы в исследуемый период не оказывали существенного влияния на общий энергетический баланс сейсмотектонического процесса на энергетическом уровне ≥1012 Дж. Стационарность сейсмотектонического процесса (рис. 2) не означает, что воздействие массовых взрывов не может привести к сильной триггерной сейсмической активности, сопоставимой по энергетическим параметрам с естественной сейсмичностью. Так 6 июля 1990 г. произошло землетрясение в 20 км северозападнее Нерюнгринского угольного разреза (НУР) (56,83СШ, 124,42ВД) с К=11,4, которое приходится на пик интенсивности взрывных работ.

Рис. 1. Активные разломы и сейсмичность Южной Якутии: - карьерное поле
Нерюнгринского угольного разреза

Рис. 2. Изменение суммарной энергии землетрясений в ближней зоне Нерюнгринского разреза за период 1962-2005 гг.
Для исследования закономерностей наведенной сейсмичности в зоне открытых горных работ рассматривались материалы 5-ти летних мониторинговых наблюдений Нерюнгринской сейсмостанции (НСС). За данный период зарегистрировано 346 землетрясений и более 500 взрывов в среднем 6-го энергетического класса. Пространственное распределение взрывов и землетрясений представлено на рис. 3. Можно заметить, что положение эпицентров очагов землетрясений имеет выраженную тенденцию приуроченности к местам производства массовых взрывов .
57.20

Долгота
• 2004 «2005 Д2006 х seysmic
Рис. 3. Пространственное распределение пунктов взрывов и эпицентров слабых землетрясений (К<7) вблизи карьерного поля Нерюнгринского разреза
Качественное сопоставление эпицентров землетрясений и взрывов показывает неразличимость их в пределах технологической площадки Нерюнгринского разреза. Количественное сопоставление по результатам за 2004 г. показало, что из 80 зарегистрированных событий 35 (43%) произошли сразу, или через несколько часов после взрыва, оставшиеся 57% – в течение суток. Очаги землетрясений либо приурочены к пункту взрыва, либо располагаются северо-западнее карьерного поля. Таким образом, в 35-ти км зоне от НУР расположение эпицентров землетрясений в плоскости сохраняет преимущественное распределение в течение 5 лет мониторинговых исследований. В данном случае можно говорить о локальной тектонической активизированной структуре.
Дополнительный анализ по результатам мониторинга за 2004-2007 гг. показал, что из 211 зарегистрированных землетрясений в ближней зоне (квадрат -1 0 х1 0 ) 165 произошли в течение суток после взрывов, причем вблизи технологической площадки зарегистрировано 43 события. В рамках принятых ограничений можно заметить, что техногенное воздействие на среду трансформировалось в самостоятельный локальный сейсмический процесс. Иными словами, под действием массовых взрывов инициировался локальный поток сейсмических событий. Это означает, что либо появилась новая активная тектоническая структура, к которой приурочено 165 из 211 землетрясений (78%), произошедших в радиусе 35-ти км от Нерюнгринского разреза, либо активизировался локальный участок Амну-накта-Муастахского и Нижне-Нерюнгринского активных разломов (рис. 1). Следовательно, малоэнергетические импульсные нагрузки на геологическую среду привели к пространственному перераспределению очагов малоэнергетических (К<7) землетрясений.
Выводы: нарастание техногенного давления на геолого-геофизическую среду приводит к необратимым явлениям в сейсмическом процессе. Эффекты техногенной коррекции сейсмичности проявляются в виде обновления тектонических структур и формирования по косвенным признакам новых локальных нарушений земной коры. Периодическая импульсная нагрузка верхней части земной коры модифицирует режим локальной сейсмичности, перераспределяет энергетику очагов землетрясений. Техногенные новообразования земной коры могут взаимодействовать с системой разломных структур, сформированных естественным сейсмотектоническим процессом. Это означает, что техногенная структура может проявить себя в виде очага будущего землетрясения.
Список литературы Сейсмомониторинговые исследования техногенного воздействия на геологическую среду
- Гриб, Н.Н. Изучение влияния промышленных взрывов на сейсмический фон Южной Якутии/Н.Н. Гриб, С.В. Трофименко, Г.В. Гриб//Современные методы обработки и интерпретации сейсмологических данных. Материалы Международной сейсмологической школы. -Обнинск: ГС РАН, 2006. С. 72-75.
- Овсюченко, А.Н. Зоны возможных очагов землетрясений и сейсмическая опасность Южно-Якутского региона/А.Н. Овсюченко, А.В. Мараханов, П.С. Карасев и др.//Материалы международной научно-практической конференции 24-26 октября 2007 г. «Южная Якутия -новый этап индустриального развития». -Нерюнгри: Изд-во Технического института, 2007, в 2-томах. Т. 2. С. 46-58
- Трофименко, С.В. Использование промышленных взрывов для мониторинга локальных структур и решения прямых и обратных задач геофизики/С.В. Трофименко, Н.Н. Гриб//Четвертый всероссийский симпозиум «Сейсмоакустика переходных зон». -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2005. С. 144-149.