Сельские ярмарки и базары в развитии народных промыслов Симбирской губернии в первой половине xix века
Автор: Казаков Алексей Александрович
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу места и роли сельских ярмарок и базаров в торговле восточными товарами на территории Симбирской губернии в первой половине XIX века. Восточные товары попадали в сельскую местность благодаря торговым и скотопрогонным трактам. Ярмарки и базары способствовали развитию народных промыслов у жителей Симбирской губернии.
Торговое законодательство, торговый тракт, шерсть, индиго, промысел
Короткий адрес: https://sciup.org/14113641
IDR: 14113641
Текст научной статьи Сельские ярмарки и базары в развитии народных промыслов Симбирской губернии в первой половине xix века
Укрепление внешнеэкономических связей России со странами Востока в первой половине XIX века привело к увеличению количества ярмарок и ассортимента восточных товаров на них. Такая тенденция характерна и для Симбирской губернии, куда везли товары из государств Средней Азии, Ирана, Индии и Афганистана. Если в начале XIX века львиная доля товаров из стран Востока попадала на крупнейшие ярмарки Симбирской губернии: Симбирскую Сборную и Карсунскую Троицкую, то к середине века в связи с расширением внутреннего рынка и развитием крестьянских промыслов всё больше таких товаров купцы привозили на сельские базары и ярмарки.
Базары, как и ярмарки, обычно возникали стихийно, в тех сёлах и деревнях, где «первоначально, по случаю храмового праздника чудотворной иконы или по каким-нибудь другим причинам народ привык посещать в определённое время известное селение» [1, с. 277]. Находчивые крестьяне подвозили продовольствие, необходимое богомольцам, которые, в свою очередь, брали в дорогу товары, имевшие спрос у местных крестьян.
Основными торговцами на сельских торжищах Симбирской губернии были местные крестьяне, которые в соответствии с Торговым Уставом брали свидетельства и платили пошлины в зависимости от торговых разрядов крестьян. Согласно манифестам от 1 февраля и 29 декабря 1812 года торговые свидетельства были четырёх разрядов. В документах подчёркивалось, что за промыслы, которыми занимались крестьяне, они не платили пошлин. Свидетельства выдавались каждый год из уездных казначейств, уездных приказов и волостных правлений. Однако крестьяне получали право торговать только в уезде, где они были приписаны. Причём за торговлю без надлежащего свидетельства либо за его отсутствие полагались суровые наказания и взыскания не только с крестьян, но и с купцов, помогавших им в подлоге, «в первый раз к пеню двойная годовая подать, платимая им по гильдии, во второй раз пеня сия удвояет-ся, а третий, сверх удвоенной пени, купец лишается доброго имени» [9, с. 492—493].
Нередкими гостями на сельских ярмарках Симбирской губернии в первой половине XIX века становились иногородние купцы первой и второй гильдии, проводившие оптовую и розничную торговлю. Купцы третьей гильдии могли вести оптовый и «розничный торг в го- роде, где они записаны, и в уезде, где сей город находится, всякими российскими товарами, также иностранными, купленными от лиц, состоящих в первых двух гильдиях» [4, с. 103]. Купцы третьей гильдии охотно приезжали на сельские базары, так как, несмотря на меньшие масштабы торговых оборотов, базары, в отличие от ярмарок, проводились каждую неделю и даже 2—3 раза в неделю.
Организация торговли на сельских ярмарках и базарах Симбирской губернии в первой половине XIX века связана не только с правилами торговли, но основанием торга. Основать ярмарку и базар могли и местные жители, и приезжие купцы, и даже монахи окрестных монастырей, но официальную регистрацию и разрешение на торговлю давали чиновники министерства внутренних дел по ходатайству губернатора. МВД за первую половину XIX века официально утвердил: базар в селе Печеуры Ардатовского уезда в 1830 году, в 1845 году — «в селе Городищи Буинского уезда еженедельный базар по четвергам» [5, с. 85]. Помимо этого были зарегистрированы ярмарки, как, например, семидневная ярмарка в с. Большое Талызино Ардатов-ского уезда, открытая действительной статской советницей кн. Маргаритой Ивановной Долгорукой 27 февраля 1809 года, ярмарка в селе Городищи Буинского уезда, проводившаяся в первое воскресенье после праздника Троицы.
Сельские ярмарки и базары образовывались в основном по экономическим причинам, а удобное расположение села на перекрёстке торговых путей способствовало привозу туда товаров из стран Востока. Прежде всего, необходимо рассмотреть торговые пути, по которым везли зерно и хлеб, являвшиеся основной продукцией у крестьян-земледельцев. Хорошие урожай и выгодная реализация зерна и хлеба обеспечивали крестьян деньгами на долгое время и позволяли покупать необходимые одежду и другие вещи. Именно это обстоятельство привлекало торговцев восточными товарами, пусть и в небольшом количестве, но всё же привозивших с крупных ярмарок в сёла красивые женские платья и кофты, золотые и серебряные украшения, иглы, пояса и прочий мелочной товар. Хлебная торговля являлась определяющей для торговли остальными, в том числе и восточными товарами, поэтому большая часть базаров про- водились осенью, «когда, по окончании молотьбы, является много крестьянского хлеба и других сельских произведений» [8, с. 221]. Основными пунктами хлебной торговли становились пристани на Волге и Суре. Ярмарки и базары организовывались на пристанях по Суре в сёлах Промзино, Порецкое, а по Волге — в селах Новодевичье и Ундоры.
Ещё с середины XVII века ярмарки и базары на территории Симбирского Поволжья возникали на торговых трактах и скотопрогонных путях, как, например, Карсунская Троицкая ярмарка. «Дороги эти проходят обыкновенно через богатые промышленные селения» [7, с. 161]. Торговля восточными товарами прежде всего развивалась в сёлах, находившихся на торговых путях в Москву и Нижний Новгород. Дорога из Самары в Нижний Новгород пересекала сёла: Усолье, Те-реньгу, Чамбул, Чертановку, Поповку, Урень, Кандарать, Промзино. Торговый путь из Самары через Тереньгу, Поповку, Репьёвку, Ан-ненково, Урень, Промзино, Ардатов служил «для движения обозов с рыбою с Урала и с шерстью из Оренбургского края и других Заволжских местностей» [7, с. 165]. В Промзино сосредотачивалось несколько дорог: из Кар-суна через Горенки и из Алатыря и Астрада-мовки. Крупным скотопрогонным трактом являлся путь из Самары до Карсуна.
По торговым и скотопрогонным трактам прежде всего осуществлялись прогон скота из Средней Азии и торговля шерстью, кубовой краской, шкурами животных, одеждой и мелочным товаром. Скотопрогонные тракты, предназначенные для прогона скота в Москву, Нижний Новгород и другие города Центральной России, тем не менее исправно снабжали население близлежащих сёл мясом и шкурами. От плохого корма и дальнего пути животные болели и умирали. Чтобы не терпеть убытки, купцы выбирали ослабевший скот и продавали его местным жителям по очень низким ценам, наиболее предприимчивые перепродавали мясо и шкуры на ярмарках и базарах. Небольшая часть кож попадала мастерам, изготавливавшим кожаную обувь и одежду в таких сёлах, как Ховрино, Бутырки, Воецкое, Порецкое, Ясашная Ташла, Ундоры, Астрадамовка; в четырёх последних из них проводились базары. Село Порецкое Алатырского уезда находилось на торговой дороге из Симбирска в Саратовскую губер- нию, где с 30 августа по 8 сентября на Александровской ярмарке, куда привозили восточные товары, а базар происходил по пятницам. В Ундорах, кроме базара, проводилось две ярмарки: в день Святой Троицы и 6 декабря.
Из Средней Азии на территорию Симбирской губернии ввозили большое количество шерсти и кубовой краски. Основная их масса поступала непосредственно на суконные и текстильные мануфактуры или на крупные ярмарки. Однако со временем благодаря организации крестьянских шерстомоек ордынская и верблюжья шерсть привозилась купцами на сельские базары. Крестьяне организовали крупные шерстомойки в сёлах: Старое Тимошкино, Никитино, Маклауши, Александровка, Михайловка. В селе Лава Карсунского уезда более 300 человек занимались окраской пряжи в синий цвет, для чего покупали у местных торговцев кубовую краску. Лавин-ские купцы приобретали краску на Нижегородской ярмарке и организовывали торговлю на базаре в родном селе. Благодаря наличию пристани на берегу Волги Казанская ярмарка села Новодевичье, проходившая 8 июля, собирала «не менее 10 000 торговцев и покупателей» [3, с. 18]. Развитие ремёсел способствовало привозу на базар в село Новодевичье шерсти и кубовой краски. Крашением шерсти в синий цвет занимались жители таких сёл, как Порецкое, Иваньково, Астрадамовка, Ба-рышево. В селе Куроедово, по пути от Жа-довки до села Водорацкого, распространён промысел по окраске пряжи и холста. Мастера из Куроедово окрашивали домотканые крестьянские сукна и из российской и из привозимой в село ордынской шерсти «только в синий цвет (для этого они употребляют индиго, покупаемое на Нижегородской ярмарке по 2—3 руб. за пуд)» [6, с. 3]. Небольшие объёмы покупаемых крестьянами товаров для производства сукна и его окраски тем не менее говорят о вовлечении их в процесс торговли восточными товарами. Купцы могли вести необходимые товары для промысловиков на заказ прямо в их родное село.
Крупный базар, проходивший в субботу, находился в селе Жадовка, где активно торговали жители сёл Румянцево и Головцево. Жадовка располагалась на дороге из Юрлов-ки до Самары, что позволяло набирать щепной товар, рукавицы, шляпы, сапоги и другие товары и везти их в страны Востока, а оттуда привозить «с Кавказа мерлушки, виноград, фрукты, шерсть и вино; из Астрахани — рыбу, шерсть и вино; из Оренбурга преимущественно шерсть» [8, с. 223]. Казанская ярмарка в Жадовке проводилась с 28 июня по 9 июля. Промзинские, алатырские и курмышские купцы перевозили по Суре с Карсунской и Нижегородской ярмарок украшения и одежду для женщин, дешёвый чай. Приезжие купцы снимали дома, в которых местные жители проживали на первом этаже, а купцы селились на втором. Купцы также могли выдавать «на постройку дома крестьянину рублей 200—300» [2, с. 83]. Затем они каждый год приезжали туда для торговли.
Сельские ярмарки и базары на территории Симбирской губернии были не только местом сбыта произведённых крестьянами зерна, продовольствия и продукции народных промыслов, но и одними из пунктов торговли восточными товарами. Рост сельскохозяйственного и промышленного производства укреплял экономические связи внутри Симбирской губернии и способствовал распространению по торговым и скотопрогонным трактам товаров из стран Востока. На сельские базары и ярмарки купцы везли в основном те товары, которые необходимы крестьянам для организации их промыслов, ордынскую овечью и верблюжью шерсть, краску индиго, кожи и шкуры животных. Такими промыслами становились мытьё шерсти, окраска шерсти и сукна, изготовление сукна и одежды из кожи.
-
1. Ведомость о ярмарках в Симбирской губернии и их оборотах, и о значительных базарах, за 1866 г. // Памятная книжка Симбирской губернии на 1868 год. Симбирск : Тип. губернского правления, 1868. 368 с.
-
2. Заметка о Промзино и Сурской хлебной торговле // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Симбирск : Губернская тип., 1866. Вып. 1. С. 80—95.
-
3. Из путевых заметок по Симбирской губернии секретаря Симбирского губернского статистического комитета М. Арнольдова (в ноябре 1866 года) // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Симбирск : Губернская тип., 1866. Вып. 4. С. 1—40.
-
4. Колоколов, Е. Указатель законов Российской империи для купечества / Е. Колоколов. М. : Университетская тип., 1847. 495 с.
-
5. Красовский, В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372—1901 /
В. Э. Красовский. Симбирск : Губернская тип., 1901. 224 с.
-
6. Крестьянские промыслы в Карсунском уезде (Куроедовские красильщики) // Симбирская земская газета. 1877. № 59. С. 3.
-
7. Липинский. Симбирская губерния / Липинский // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба / сост. Генерального штаба подполковник Сталь. СПб. : Военная тип., 1868. Ч. 1. 544 с.
-
8. Липинский. Симбирская губерния / Липинский // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба / сост. Генерального штаба подполковник Сталь. СПб. : Военная тип., 1868. Ч. 2. 754 с.
-
9. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание первое // ПСЗ РИ. СПб. : Тип. Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. 32. № 25302. 1285 с.
Список литературы Сельские ярмарки и базары в развитии народных промыслов Симбирской губернии в первой половине xix века
- Ведомость о ярмарках в Симбирской губернии и их оборотах, и о значительных базарах, за 1866 г.//Памятная книжка Симбирской губернии на 1868 год. Симбирск: Тип. губернского правления, 1868. 368 с.
- Заметка о Промзино и Сурской хлебной торговле//Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Симбирск: Губернская тип., 1866. Вып. 1. С. 80-95.
- Из путевых заметок по Симбирской губернии секретаря Симбирского губернского статистического комитета М. Арнольдова (в ноябре 1866 года)//Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Симбирск: Губернская тип., 1866. Вып. 4. С. 1-40.
- Колоколов, Е Указатель законов Российской империи для купечества/Е. Колоколов. М.: Университетская тип., 1847. 495 с.
- Красовский, В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901/В. Э. Красовский. Симбирск: Губернская тип., 1901. 224 с.
- Крестьянские промыслы в Карсунском уезде (Куроедовские красильщики)//Симбирская земская газета. 1877. № 59. С. 3.
- Липинский. Симбирская губерния/Липинский//Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба/сост. Генерального штаба подполковник Сталь. СПб.: Военная тип., 1868. Ч. 1. 544 с.
- Липинский. Симбирская губерния/Липинский//Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба/сост. Генерального штаба подполковник Сталь. СПб.: Военная тип., 1868. Ч. 2. 754 с.
- Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание первое//ПСЗ РИ. СПб.: Тип. Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. 32. № 25302. 1285 с.