Семантический кластер в поэтике О. Мандельштама

Автор: Кондаков Игорь Вадимович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье обосновывается использование понятия «семантический кластер» применительно к художественной литературе, в том числе в анализе поэзии ХХ в. В центре внимания автора - поэтика О. Мандельштама, рассматриваемая в этом ракурсе. В мандельштамовской семантической поэтике кластеры представляют собой глубинные смысловые структуры, концептуализирующие интенции поэта в широком ассоциативном контексте культуры. Как показывает автор статьи, большинство семантических кластеров, используемых Мандельштамом, представляет собой триады (тернарные конструкции), наполненные исключительной многозначностью и противоречивостью. Фоном для них служит текстуальная ткань, характеризующаяся двусторонностью и оксюморонностью, т.е. состоящая из бинарных оппозиций, содержащих в себе неразрешимый драматизм и когнитивный диссонанс. Творчески наполняя поэтические кластеры культурфилософским смыслом, Мандельштам стремился передать самой поэтикой своего творчества сложность современного ему нравственного, социального и политического мироустройства. Для этого он соединил в текстуре своих произведений бинарные и тернарные структуры, обычно не совместимые. Если бинарные структуры акцентируют проблему выбора между двумя крайностями, то тернарные структуры приводят читателя в область смысловой неопределенности. Это позволило Мандельштаму придать своему поэтическому миру особый трагизм, передававший атмосферу сталинской эпохи и Большого Террора.

Еще

Семантическая поэтика, семантический кластер, бинарные структуры, тернарные структуры, проблема выбора, смысловая неопределенность, текстура поэзии

Короткий адрес: https://sciup.org/149127102

IDR: 149127102   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00060

Список литературы Семантический кластер в поэтике О. Мандельштама

  • Аверинцев С.С. «Город изгнания, город беды…»//Аверинцев и Мандельштам: статьи и материалы. М., 2011. С. 132-133.
  • Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 3. М.; Л., 1960.
  • Гаспаров М.Л. Ясные стихи и «темные» стихи: анализ и интерпретация. М., 2015.
  • Злотникова Т.С. Понятие «кластер» и его значение для гуманитарных исследований//Концепты культуры и концептосфера культурологии/под ред. Л.В. Никифоровой, А.В. Коневой. СПб., 2011. С. 57-66.
  • Кондаков И.В. «Тайная поэтика» Осипа Мандельштама//Академические тетради. Вып. 18. М., 2017. С. 28-41.
  • Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма//Смерть и бессмертие поэта. М., 2001. С. 282-316.
  • Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1, 3. М., 1993-1994.
  • Пастернак Б. Стихотворения и поэмы/сост., подготовка текста и примеч. Л.А. Озерова; вступ. ст. А.Д. Синявского. М.; Л., 1965. (Библиотека поэта. Большая серия).
  • Трубецкой Н.С. Основы фонологии. 2 изд. М., 2000.
  • Ханзен-Лёве Оге А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду/пер. с нем. Б.М. Скуратова, Е.Ю. Смотрицкого. М., 2016.
Еще
Статья научная