Семантика "древа жизни" в славянской культуре
Бесплатный доступ
В статье рассматривается семантика древа жизни славянских народов - русских и украинцев. Анализ символики древа ведется от славянской мифологии, первых письменных источников, Библии, апокрифических бесед. Анализируются роль и символика древа жизни в устном народном творчестве.
Древо жизни, семантика, мифология, фольклор, символика орнамента
Короткий адрес: https://sciup.org/140277718
IDR: 140277718
Текст научной статьи Семантика "древа жизни" в славянской культуре
Древо жизни – в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) – преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство [10]. Отдельной части древа соответствуют разные живые существа. В «Слове о полку Игореве» мироздание охраняют:
орел - небо, белка - средний мир, волк - преисподнюю [9].
По мнению исследователя русской традиционной вышивки Качаевой М. А., общемировой характер представлений о древе жизни коренится в воспоминаниях нашей психики о зачатии и развитии плода человека. Древо отождествляли с Вселенной, зародившейся от «совокупления женской и мужской половин мироздания» [7, с. 22]. Изображение древа с центральной осью и симметричными ветвями ассоциируется с образным описанием процесса формирования позвоночника человека.
Русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов Афанасьев А. Н. нашел упоминания о дереве в виде тучи во всех языческих религиях арийских народов: «Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, - дереву, ветви которого обращены вниз - к земле, а корни простираются до самого высокого неба. Арии различали три одно над другим восходящих неба: а) царство воздуха и облаков, б) ясно -голубой свод и в) царство вечного света» [1, с. 286].
Искусствовед Юматов В. А., проследив историю и символику мирового древа, отмечал, что в индоевропейской мифологии «…различаются три расположенных одно над другим неба: воздушный океан с плавающими в нем облаками, ясно-голубой свод над ним и царство вечного света, откуда солнце и все небесные светила получают свой блеск и где берет свое начало огонь. С этого третьего неба и простирает свои широкие ветви никогда не увядающее мировое древо жизни. Охраняют его сидящие на ветвях чудо-птицы» [5, с. 10]. Таким образом, в славянской мифологии древо отождествлялось с зарождением жизни и миро построением Вселенной.
О древе жизни (райском древе) написано также в Библии. Это библейский образ из Книги Бытия, дерево посреди райского сада, плоды которого дают вечную жизнь. Древо жизни посажено Богом наряду с Деревом познания Добра и Зла. В апокрифической беседе (сочинениях по всеобщей истории, не признанных церковью) Панагиота с Фрязином Азимитом (по рукописи XVI в.) мировое дерево описано так: «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12 источников» [1, с. 286].
В представлении наших предков древо являлось центром вселенной. Ветви древа, достигающие неба олицетворяют будущее (правь). Ствол, является местом мира людей в настоящем (явь). Корни мирового дерева, находясь под землей представляют прошлое человечества (навь) [2]. Вечное древо жизни олицетворяло плодоносную силу живой природы, символ связи поколений.
Упоминания о древе жизни можно найти в устном народном творчестве. В памяти славян сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан) – среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила. Первоначально слово дуб заключало в себе общее понятие дерева [1]. По мнению исследователя украинской вышивки Китовой С. А. «В преобладающем большинстве изображения древа интерпретируются не по отдельному виду, а воспроизводят синтезированные народным воображением взгляды на древо как наполненную тайнами необыкновенную частицу окружающего мира. Древо – это своего рода художественное обобщение, итог продолжительных наблюдений, размышлений, разносторонней оценки явления. Именно древо для народных творцов является показателем единения человека и природы» [8, с. 165].
С «полотняным фольклором» тесно связано устное народное поэтическое творчество. В сказках и загадках, песнях и заговорах можно найти предания о чудесном древе или о чудесной золотой сосне, на которой «птицы райские поют песни царские», о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость, о чудном дубе, поднимающемся от земли до неба или стоящем в «окиян-море», на вершине которого сидит птица-солнце [4] . Дуб, береза или яблоня с корнями во всю ширь земли, с ветвями во все небо, с небесными светилами на ветвях или как обиталище богов отражены в фольклоре русских и других пародов Восточной Европы.
Древо жизни часто встречается в узорах на «чернецьких» рушниках. Такое название они получили, потому что их вышивали монахини (чернищ) в монастырях [8]. Монахини называли эти узоры «райским древом» и считали, что оно растет в раю.
Вывод. Исходя из проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что в славянской мифологии древо отождествлялось с зарождением жизни и миро построением Вселенной. Легенды и сказания о Мировом древе имеются в культуре многих индоевропейских народов: индийцев, исландцев, арийцев, славян. В представлении древних славян древо жизни олицетворяло плодоносную силу живой природы, символ связи поколений. Древо также означает женское начало. О древе жизни говорится в устном народном творчестве славян, его называют райским и приписывают ему магические свойства.
Список литературы Семантика "древа жизни" в славянской культуре
- Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит, статья Б. П. Кирдана. М.: Современник, 1982. 464 с.
- Гайворонская О. Б. Символика болгарской и украинской вышивки. // VII Таврические научные чтения. Ч. 1. 2006 С. 35-40.
- Гурська А. С. Мова та граматика українського орнаменту. Навчально-методичний посiбник. Київ: Альтернативи, 2003. 144 с.
- Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М.: Фаир-Пресс, 2002. 700 с.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. М.: Советская Россия, 1990. 321 с.
- Кара-Васильєва Т. В. Iсторiя української вишивки. К.: Мистецтво, 2008. 470 с.
- Качаева М. А. Сокровища русского орнамента. М.: Белые альвы, 2008. 202 с.
- Китова С. А. Полотняний лiтопис України. Семантика орнаменту українського рушника. Черкаси: Брама, 2003. 224 с.
- Куртиев Р. И. Тюркские символы в традиционной культуре крымских татар / Р. И. Куртиев // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Симферополь, 2001. С. 444-448.
- Мировое дерево / В. Я. Петрухин // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. Т. 3: К (Круг). М.: Межд. отношения, 2004. С. 253-254.