Семантика и функции рунических знаков в авторских «подписях» древнеанглийского поэта Кюневульфа

Автор: Гвоздецкая Н.Ю.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Рунические знаки, которые использовал древнеанглийский поэт Кюневульф, чтобы включить свое имя в концовки четырех аллитерационных поэм («Елена», «Судьбы апостолов», «Юлиана», «Христос»), анализируются в связи с функциональной направленностью и жанровой спецификой текстов, передающих лирико-дидактические размышления поэта о бренности мира, Страшном Суде и собственной участи. Руны выполняют в указанных текстах двоякую функцию: идеографическую (заменяют требуемые по содержанию слова) и фонематическую (складываются в имя поэта). Однако использование в роли имени руны служебного слова говорит о том, что связь между означаемым и означающим становится произвольной, что ведет к усилению принципа асимметричного дуализма рунического знака, то есть возникновению омонимии, полисемии и синонимии. С этим согласуется как возможность появления одной руны в разных значениях, так и возможность смыслового варьирования одного концепта в разных контекстах. Руны выступают в поэмах Кюневульфа не просто как унаследованные из языческих культов сакральные знаки, чье звучание и значение предопределено традицией ритуального употребления, но как элементы поэтического языка, чьи функции и семантика определяются развертыванием эпической темы. Имя Cynewulf, вместе с составляющими его именами рун, выступает как «микротекст», как конспект «гномического» текста, или даже лирического монолога, раскрывающего одну из аксиом христианского мироощущения - ощущения непрочности земной жизни. Вместе с тем, обращение поэта к аудитории и высшим силам сближает анализируемые фрагменты с так называемой «актуальной» поэзией, способной оказать влияние на ситуацию. Имя поэта, запечатленное руническими знаками, выступает необходимым условием актуализации его молитвы, причем ее сила связывается и с силой воздействия на аудиторию его поэтического искусства.

Еще

Древнеанглийская поэзия, поэтические жанры, кюневульф, семантика имени собственного, рунические знаки, эпическая тема

Короткий адрес: https://sciup.org/149144074

IDR: 149144074   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-262

Список литературы Семантика и функции рунических знаков в авторских «подписях» древнеанглийского поэта Кюневульфа

  • Смирницкая О.А. Два предания о первых поэтах: Кэдмон и Браги // Другие Средние века. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 297-317.
  • Смирницкая О.А. Древнегерманская поэзия: Каноны и толкования. М.: Языки славянских культур, 2005. 176 с.
  • Смирницкая О.А., при участии М.А. Волконской. История английского языка: учебник. М.: МАКС Пресс, 2021. 384 с.
  • Смирницкий А.И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып. V. М.: Издательство Московского университета, 2001. С. 230-254.
  • Cynewulf’s Elene / ed. by P.O.E. Gradon. Liverpool: Liverpool University Press, 1996. 124 p.
  • Guimon T.V. Why did Anglo-Saxon ecclesiastics use runes? // Disablot. Сборник статей коллег и учеников к юбилею Е.А. Мельниковой / отв. ред. Т.В. Гимон. М.: Квадрига, 2021. С. 21-28.
  • Old English Poetry in Facsimile. Restorative Edition / ed. by M. Foys. URL: https://oepoetryfacsimile.org/_(дата обращения: 01.07.2023).
  • Oxford Text Archive. Anglo-Saxon Poetic Records. URL: https://ota.bodleian.ox.ac.uk/repository/xmlui/bitstream/handle/20.500.12024/3009/3009.html (дата обращения: 01.07.2023).
  • Page R.I. An Introduction to English Runes. 2nd ed. Woodbridge: The Boydell Press, 1999. 255 p.
Еще
Статья научная