Семантика и функция афоризма "победи себя и победишь мир" в произведениях Ф. М. Достоевского

Автор: Кавацца Антонелла

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.18, 2020 года.

Бесплатный доступ

Неоднократное присутствие в произведениях Ф. М. Достоевского афоризма «Победи себя и победишь мир» придает его слову выразительность. Разными лингвистическими средствами русский писатель складывал послание нравственного характера, которое он стремился распространить среди современников, - то с иронией, вложив его в уста Фомы Фомича и Степана Трофимовича Верховенского, героев соответствующих романов «Село Степанчиково и его обитатели» и «Бесы», то в качестве увещевания, включая его прямо и косвенно в «Житие великого грешника» и романы «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Отклик изречения «Победи себя и победишь мир» звучит также на некоторых страницах «Дневника писателя», где максимально проявляется этическая и философская черта публицистического стиля Достоевского. Современный исследователь Б. Н. Тихомиров выдвинул гипотезу, что в основе изречения «Победи себя и победишь мир» лежат цитаты из Нового Завета, а почерпнул писатель эту сентенцию из сочинений святителя Тихона. Автор данной статьи, задавшись вопросами, чей это афоризм и откуда он, высказала и аргументировала свое предположение, что он из 57-й проповеди блаженного Августина или из трактата «О подражании Христу» (“Imitatio Christi“), приписываемого августинскому монаху Фоме Кемпийскому. Экземпляр этого трактата был в библиотеке Достоевского. Проанализировав гипотезу Б. Н. Тихомирова и свое предположение, автор статьи сравнила их как на филологическом, так и на содержательном уровне. Результатом исследования стал вывод, что оба предположения возможны и не противоречат друг другу. Автор статьи, учитывая тот факт, что святитель Тихон хорошо знал сочинения блаженного Августина, полагает, что оба источника дополняют друг друга в изучении афоризма «Победи себя и победишь мир».

Еще

Блаженный августин, афоризм, цитата, фома кемпийский, достоевский, евангелие, смирение, мир, страсти, подвиг, просперус аквитанский

Короткий адрес: https://sciup.org/147227203

IDR: 147227203   |   DOI: 10.15393/j9.art.2020.8282

Список литературы Семантика и функция афоризма "победи себя и победишь мир" в произведениях Ф. М. Достоевского

  • Библиотека Ф. М. Достоевского: опыт реконструкции, науч. описание / сост. Н. Ф. Буданова, Н. С. Быкова, С. А. Ипатова, Б. Н. Тихомиров. — СПб.: Наука, 2005. — 338 с.
  • Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: материалы, библиография и комментарии / Л. П. Гроссман. — М.; Пг.: Гос. изд-во, 1922. — 120 с.
  • Евангелие Достоевского: в 2 т. / подгот. статьи, коммент. В. Н. Захарова, В. Ф. Молчанова, Б. Н. Тихомирова. — М.: Русскш М1ръ, 2010. — Т. 2: Исследования. Материалы к комментарию. — 477 с.
  • Кологривов И. (иеромонах). Очерки по истории русской святости. — Siracusa: Istina, [1991]. — 413 с.
  • Мягков Г. П. Августин Блаженный в восприятии русской историко-философской мысли (XVIII-XIX вв.) // Человек верующий в культуре Древней Руси: материалы междунар. науч. конф., 5-6 дек. 2005 г. — СПб.: Лема, 2005. — С. 213-220.
  • Селиверстов В. Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2002. — С. 8-19.
  • Серафим (Роуз) иеромонах. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский // Августин: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2002. — С. 426-465.
  • Сузи В. Н. Подражание Христу в романной поэтике Ф. М. Достоевского. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2008. — 192 с.
  • Тихомиров Б. Н. Отражения Евангельского слова в текстах Достоевского. Материалы к комментарию // Евангелие Достоевского: в 2 т. — М.: Русскш Мiръ, 2010. —T. 2: Исследования. Материалы к комментарию. — С. 109-786.
  • Тихомиров Б. Н. Достоевский — «гениальный читатель» Священного Писания (Задачи и принципы комментирования библейских интертекстов писателя) // Что и как читали русские классики? (От круга чтения к стратегиям письма). — СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2017. — С. 99-222.
  • Хондзинский П. В. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2011. — № 1 (33). — С. 22-36.
  • Cavazza A. "Vinci te stesso e vincerai il mondo". Le fonti di un aforisma ricorrente nelle opere di Dostoevskij dell'ultimo periodo, in Il mondo slavo e l'Europa // Contributi presentati al VI Congresso italiano di Slavistica (Torino, 28-30 settembre 2016, a cura di M. C. Bragone e M. Bidovec. — Firenze: Fupress, 2019. — Pp. 127-136.
  • Eco U. Note sull'aforisma. Note sullo statuto aletico e poetico del detto breve, in G. Ruozzi (introduzione e cura di). Teoria e storia dell'aforisma. — Milano: Bruno Mondadori, 2004. — Pp. 152-166.
  • Ghini G. Anime russe. — Milano: Edizioni Ares, 2014. — 278 p.
  • McNeil B. L'imitazione di Cristo. — Milano: Jaca Book, 2004. — 133 p.
Еще
Статья научная