Семантика колоративов в повествовании Л. Толстого ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Дьявол")

Автор: Масолова Елена Александровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

В повестях Л. Толстого 1880-х гг. колоративы обретают негативную семантику. Используемый в начале повести «Смерть Ивана Ильича» желтый цвет настраивает читателя на повествование о движении к смерти. В «Крейцеровой сонате» этот цвет усугубляет нравственные страдания Позднышева, воплощает обман и похоть. В «Дьяволе» указание на желтый цвет лица Лизы передает негативное отношение Иртенева к ней. Розово-зеленый кретон «фешенебельной» гостиной в «Смерти Ивана Ильича» теряет свою помпезность в доме покойного. Белый цвет одежды в повести, изначально ассоциировавшийся у героя с уверенностью в завтрашнем дне, вызывал у больного неприязнь и воспринимался как подтверждение душевной черствости людей. В «Крейцеровой сонате» белый цвет, присутствовавший в портрете Трухачевского, еще больше настраивал Позднышева против него. В «Дьяволе» сопровождавший Лизу белый цвет начал восприниматься Иртеневым с раздражением. Семантика красного в «Крейцеровой сонате» тревожна, зловеща, связана с развратом и ложью. В «Дьяволе» описание одежды красного цвета заменяет портретную характеристику Степаниды; для Иртенева красная панева и красный платок любовницы стали воплощением дьявольского соблазна. В «Смерти Ивана Ильича» черный цвет - атрибут душевного и физического нездоровья героя - начал соотноситься с образом «черного мешка», поглотившего человека. В «Крейцеровой сонате» инфернальная черно-красная гамма усиливает ощущение трагедии. В «Дьяволе» черный цвет выявляет возрастающую зависимость героя от наваждения. Колоративы с корнем «свет-» в «Крейцеровой сонате» связаны с прозрением Позднышева относительно своей семейной жизни, основанной на обмане. В «Смерти Ивана Ильича» свет избавляет умирающего от страха смерти и дарует ему радость слияния с миром. В рассмотренных повестях Толстого представлена цветопись, а не колоративный код. Не все колоративы выступают в характеризующей и проспективной (предуведомляющей) функциях.

Еще

Колоративы, светообозначение, цветопись, колоративный код, л. н. толстой

Короткий адрес: https://sciup.org/14749008

IDR: 14749008   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.3701

Список литературы Семантика колоративов в повествовании Л. Толстого ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Дьявол")

  • Галкина Г. С., Цапникова В. М. Прилагательные света и цвета в романе Л. Толстого «Война и мир»//Лев Толстой: Проблемы творчества. -Киев, 1978. -С. 272-279.
  • Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. -СПб.: Наука, 2000. -264 c.
  • Гуреева Н. В. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: бессознательное, художественное время, цветовая образность: автореф. дис. … канд. филол. наук. -Нижний Новгород, 2006. -21 с.
  • Еремина Л. И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого. -М.: Наука, 1983. -191 с.
  • Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. -М.: Изд-во МГУ, 1983. -176 с.
  • Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX -начала XX века. -М.: Наследие, 1993. -160 с.
  • Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника. Особенности стиля Л. Н. Толстого в 1870-1890 годы. -Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 2001. -156 с.
  • Нагина К. А. Пространственные универсалии и характерологические коллизии в творчестве Л. Толстого. -Воронеж: Научная книга, 2012. -443 с.
  • Переверзева Н. А. Символ и реальность в поздней прозе Л. Н. Толстого//Филологические науки. -2009. -№ 3. -C. 66-73.
Еще
Статья научная