Семантика "нео -" в немецкой литературе рубежа XIX-XX вв
Автор: Кудрявцева Тамара Викторовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.
Бесплатный доступ
На рубеже XIX-ХХ вв. в литературе Германии зарождаются главные тенденции, определившие специфику литературного развития в последующие десятилетия. Одним из факторов, обусловивших его историческую конфигурацию, стали дихотомические отношения литературы конвенционального, традиционного типа и литературы модернистской. С противоборством двух парадигм художественного сознания и связан главным образом вектор литературного развития в Германии ХХ в. Новая литература, заявившая о себе в начале 1880х гг., была направлена против лишенной актуальности и художественной новизны массовой литературы эпохи грюндерства. «Новое» рождалось не только в отталкивании от старого и отжившего, но и в противоборстве соперничающих между собой стилей и направлений тех лет. Главная особенность немецкого литературного процесса конца XIX - начала XX в. - разновекторное сочетание компонентов художественной системы, проявившее себя в чрезвычайной неоднородности ее структуры, в причудливом соединении эстетических новшеств с переосмысленным опытом прошлых эпох. В статье предпринята попытка выявить семантические признаки «обновленческого» характера немецкой литературы на рубеже XIX-XX вв., развивавшейся в условиях формирования художественно-эстетического вектора модернизма.
Немецкая литература, литературный процесс, модернизм, художественная система, стиль, направление, трансформация
Короткий адрес: https://sciup.org/149127164
IDR: 149127164 | DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00051
Список литературы Семантика "нео -" в немецкой литературе рубежа XIX-XX вв
- Жеребин А.И. На стороне Вены (Об одной реалии в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»)//Немецкоязычная литература: единство в многообразии. М., 2010. С. 73-78.
- Карельский А.В. Мировоззренческая пародия как модель художественного сознания в немецкой литературе XIX-XX вв.//Методологические проблемы истории и теории литературы. Вильнюс, 1978. С. 298-303.
- Цветков Ю.Л. Символизм//История литературы Германии ХХ века. Т. 1. 1880-1945. М., 2016. С. 249-264.
- Alberti C. Die zwolf Artikel des Realismus//Die Gesellschaft. 1889. № 5. S. 49-58.
- Andreotti M. Die Struktur der modernen Literatur. Bern, 2000.
- Anonym. Thesen der "Freien litterarischen Vereinigung Durch!"//Magazin fur die Litteratur des In-und Auslandes. 18. 12.1886. S. 810.
- Bahr H. Die Uberwindung des Naturalismus. Dresden, 1891.
- Bahr H. Selbstbildnis. Berlin, 1923.
- Bahr H. Symbolismus//Die Nation. 1892. Jg. 9. №. 38. 18 Juni. S. 576577.
- Bandur M. Neoklassizismus//Terminologie der Musik im 20. Jahrhun-dert/H.H. Eggebrecht (Hrsg.). Stuttgart, 1995. S. 278-299.
- Bayertz K. Die Deszendenz des Schonen. Darwinisierende Asthetik im Ausgang des 19. Jahrhunderts//Fin de Siecle. Zur Naturwissenschaft und Literatur der Jahrhundertwende im deutsch-skandinavischen Kontext/K. Bohnen (Hrsg.). Kopenhagen, 1984. S. 88-110.
- Bjarne P. Holmsen Papa Hamlet. Dresden, 1889.
- Bolsche W. Die naturwissenschaftlichen Grundlagen der Poesie. Prolegomena einer realistischen Asthetik, Leipzig, 1887.
- Burns R. The Quest for Modernity. The Place of Arno Holz in Modern German Literature. Frankfurt a. M., 1981.
- Conrad M.G. Vom vaterlandischen Roman//Die Gesellschaft. 1885. № 44.S.832-836.
- Curtius E.R. Briefe von Ernst Robert Curtius an Carl Schmitt (19211922)//Archiv fur das Studium der neueren Sprachen und Literaturen. 1981. Bd. 133. S. 1-15.
- Durrenmatt F. Theater-Schriften und Reden II. Zurich, 1972.
- Fahnders W. Avantgarde und Moderne 1890-1933. Stuttgart, 1998.
- Fels F.M. Die Moderne//Moderne Rundschau, 1891. Bd. 1. H. 3. S. 7981.
- Glaser H.A. Naturalistisches Drama//Deutsche Literatur. Eine Sozial-geschichte/Glaser H.A. (Hrsg.). Bd. 8. Reinbek bei Hamburg, 1982. S. 188204.
- Gumbrecht H.U. Modern, Modernitat, Moderne//Koselleck R. (Hrsg.). Geschichtliche Grundbegriffe. Bd. 4. Stuttgart, 1978. S. 93-131.
- Holz A. Das Werk. Bd. 10. Berlin, 1925.
- Holz A. Revolution der Lyrik. Berlin, 1899.
- Kircher E. Romantischer und historisсher Sinn//Neue Deutsche Rundschau. 1903.H. 14. S. 1121-1142.
- Leixner O. Unsere Jungsten//Deutsche Roman-Zeitung. 1885. № 41. S.140-144.
- Lublinski S. Klassische Kunst//Die Zukunft XII. 1903-1904. Bd. 46. S. 151-159.
- Lublinski S. Kritik meiner Bilanz der Moderne//Der Ausgang der Moderne, 1909. (Series: Deutsche Texte. Bd. 41). S. 225-235.
- Mann H. Briefe an Ludwig Ewers. 1883-1913/U. Dietzel (Hrsg.). Berlin; Weimar. 1980.
- Mann Th. Goethe und Tolstoi. Aachen, 1923.
- Mehring F. Etwas uber den Naturalismus//Die Volksbuhne. 1892. № 1. S. 7-11.
- Meyer Th. Das naturalistische Drama//Hansers Sozialgeschichte der deutschen Literatur vom 16. Jahrhundert bis zur Gegenwart/Y.-G. Mix (Hrsg.). Bd. 7. Munchen, 2000. S. 64-76.
- Schafer W.E. Paul Ernst//Deutsches Volkstum. Jg. 10. 1928. Н. 12. S. 661-667.
- Simmel G. Philosophie des Geldes. Munchen, 1900.
- Simmel G. Probleme der Geschichtsphilosophie. Munchen, 1922.
- Wilpert G. Sachworterbuch der Literatur. Stuttgart, 2001.