Семейные истории в политическом дискурсе: традиционные ценности и частные интересы

Автор: Величко Мария Юрьевна, Помникова Анна Юрьевна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Современные исследования культурных процессов

Статья в выпуске: 4, 2020 года.

Бесплатный доступ

Политический дискурс является неотъемлемой частью культуры нашей страны. То, как представляют свою семейную историю политические деятели, выступает эталонным отражением национальных ориентиров нашего времени. При этом именно в политическом дискурсе семейная история тщательно контролируется, мифологизируется, «обеляется» и демонстрируется исключительно в своих положительных проявлениях.

Семейные истории, история семьи, политический дискурс, политическая коммуникация, культурные ценности

Короткий адрес: https://sciup.org/170173992

IDR: 170173992   |   DOI: 10.34685/HI.2020.31.4.011

Текст научной статьи Семейные истории в политическом дискурсе: традиционные ценности и частные интересы

Последние десятилетия характеризуются возрождением интереса наших сограждан к истории своих семей, одной из основных форм бытования которой являются семейные истории. Эти истории — как о настоящем семьи и её субъектов, так и об их прошлом — пронизывают наше коммуникативное пространство, какой бы деятельностью мы ни занимались. При этом семейные истории настолько органично вплетены в нашу коммуникативную повседневность, что мы даже не осознаем, насколько широко они представлены в самых разнообразных сферах нашего общения. Семейные истории функционируют не только в кругу семьи, но также в различных типах дискурса. Активно используют семейную историю и политики, стремящиеся достичь своих политических целей всеми возможными способами.

Цель настоящей статьи заключалась в выявлении характерных черт семейных историй в политическом дискурсе, анализе их тематического разнообразия и определении того, какое отражение находят в них культурные ценности нашего народа.

Материалом для исследования послужили 130 семейных историй русских политических деятелей: президента РФ, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, губернаторов регионов, мэров городов. Источниками выступили публикации в интернете, официальные сайты политиков, интернет-издания российской прессы, личные страницы социальных сетей. Мы рассматривали только те семейные истории, адресантом которых выступили собственно политики. В настоящем исследовании под семейными историями понимается любая информация о членах семьи, событиях в личной жизни, семейных традициях, родных местах, которую политические деятели сами рассказывают общественности. При этом предметом анализа выступали не истории «сами по себе», а тексты, «взятые в событийном аспекте», то есть «в совокупности с экстралингвистическими: прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами», а также «речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания»1.

Основные методы включали метод наблюдения за коммуникативным поведением, метод изучения форм и видов представления зафиксированных семейных историй в дискурсивном пространстве, метод анализа полученного материала и метод обобщения при выведении общих принципов и закономерностей.

Как указывает Н. П. Сиркия, политическая коммуникация «затрагивает все важные сферы человеческой жизни, оказывает влияние на судьбы, интересы и целевые установки людей»2. Субъектами политической коммуникации выступают как политические лидеры и политические деятели, так и политические партии и объединения, «социальные группы и общество в целом»3. Но выразителями взглядов любых сообществ всегда выступают конкретные индивиды, а у каждого конкретного индивида есть семья. Определяющим в политическом дискурсе является тот факт, что общение происходит между «представителями социальных институтов», что «навязывает субъектам определённые стратегии общения, при которых адресант является более активным и посредством дискурсивных практик внушает адресату политические реалии, оценки и установки, а адресат.. .является более пассивным объектом воздействия»4.

Поскольку политические понятия по большей части абстрактны и сложны, политики апеллируют к субъективному опыту реципиентов. А что может быть понятнее и вызывать больший отклик у потенциальных избирателей, чем семейная история?! Поэтому мы не только читаем о «традициях крепкой семьи» и «недопустимости «беспардонного вмешательства» в семейную жизнь»5, о «ценности семьи» и её «ключевой роли в воспитании личности ребенка»6, но и узнаем семейные истории самих политиков. Это, пожалуй, самый действенный способ для них представить себя не абстрактным «политическим деятелем», а реальным, «близким к народу» человеком, пропагандирующим самые значимые в обществе ценности — семейные.

Рассмотрев работы Н. Д. Арутюновой7, Е. С. Кубряковой8, В. В. Красных9, В. И. Карасика10 и О. Ф. Русаковой11, посвященные дискурсу, мы выработали следующее рабочее определение данного понятия: дискурс – сложное коммуникативное явление, включающее в себя языковые и неязыковые факторы, представляющее собой единство процесса и результата. Собственно политическому дискурсу посвящено немало работ: его специфику и основные характеристики активно исследуют В. В. Михалева, А. П. Чудинов, В. Е. Чернявская, Д. В. Шапочкин, Е. И. Шейгал, Е. Ю. Алешина, Т. А. ван Дейк. Бесспорным является выделение исследователями главной цели политического дискурса — борьбы за власть, под которой понимают «овладение, сохранение, осуществление политической власти»12. Широкий подход к определению подразумевает наличие и других целей: информирование, утверждение собственных взглядов и привлечение внимания13.

Политический дискурс имеет ряд специфических особенностей, среди которых — его манипулятивный характер, ассиметричность ролей отправителя и адресата14, массовость, т.е. неопределенность границ коммуникантов, полемичность и театральность.

Поскольку основной целью политического дискурса является борьба за власть, данный дис- курс отличается сильнейшей степенью речевого воздействием на адресата, которое призвано склонить его к принятию определенных высказываний за истинные без учёта всех аргументов, на что указывают, например, О. Л. Михалева, Д. Р. Акопова, О. Н. Мищук и В. Е. Чернявская.

Тема семейных историй в политическом дискурсе не является приоритетной, некоторые политики считают ее закрытой для обсуждения. Однако на различных форумах и пресс-конференциях, а также с появлением социальных сетей политические деятели раскрывают отдельные аспекты своих семейных историй, преследуя определенные цели. Ведь знание истории семьи человека позволяет прогнозировать его будущие действия, понять, какими качествами он обладает. Неудивительно, что журналисты, участники проектов и конференций хотят узнать как можно больше о семье представителей власти.

Отобрав и проанализировав 130 семейных историй политиков, мы выделили в них 9 основных тематических блоков: родственники, происхождение (родительская семья), образование, война, обыденность, география, семейные традиции, увлечения, поворотные события.

Рассказывая семейные истории, политические деятели характеризуют членов своих семей исключительно с позитивной стороны. Политики отмечают положительные качества и черты характера своих родственников: трудолюбие, честность, решительность, самостоятельность, ответственность. Александр Гусев15 о своей маме: «Она у меня человек самостоятельный и решительный. Но разумный компромисс — это не мягкость, а наоборот, решительность, которой, собственно, меня во многом и научила мама» Александр Гусев: «У нас с женой пример настоящего служебного романа». Интервью от 2.08.2013). Олег Кувшинников16: «Родители всегда были для нас примером, как нужно жить и трудиться, отдавая себя любимому делу, и брать ответственность за свои решения» (пост в Инстаграм от 21.03.2020). Именно родителей политики упоминают чаще других членов семьи (61 раз в наших материалах). Представители власти ссылаются на них, чтобы показать, какие качества они унаследовали, какие достойные люди их воспитали.

Интересным выглядит повествование политиков о своих детях (48 упоминаний). С одной стороны, политические деятели неохотно отвечают на вопросы о детях, с другой стороны, на страницах социальных сетей они по собственной инициативе делятся краткими замечаниями о них. На прямые вопросы журналистов о работе, занятиях детей они или уходят от ответа, или ограничиваются общими высказываниями об их жизни, роде деятельности, месте нахождения. При этом политические деятели акцентируют внимание на том, что их дети живут обычной жизнью, получили образование, работают и живут в России, в том регионе, где работают их родители. Именно это призвано продемонстрировать их патриотизм и приверженность своей Родине.

Про дедушек (35 упоминаний) политики говорят, освящая тему войны, а бабушек (10 упоминаний) упоминают, вспоминая их теплоту, заботу, любовь, летние каникулы, проведенные у них. Политики также рассказывают о своих женах в семейных историях (26 упоминаний), представляя их любящими, заботливыми и преданными. Мужская отвага и женская мягкость и заботливость — эти традиционные ценности находят отражения в подобных семейных историях.

Но о ком бы из членов семьи политики ни говорили, они позиционируются исключительно с положительной стороны, подчеркиваются только их позитивные качества. Создавая благоприятный образ своих родственников, политики выставляют и себя в положительном свете, стремятся выглядеть достойно в глазах электората.

Говоря о своем происхождении, представители власти подчеркивают его простоту. Политические деятели находятся в непрерывной борьбе за власть, они заинтересованы в том, чтобы их деятельность поддерживали простые люди, рядовые граждане. С целью подчеркнуть, что они такие же, как все, у них обычные семьи или их родители — рядовые труженики, политики в интервью и на личных страницах социальных сетей говорят о простоте отношений в семье, об общности трудностей, о понимании проблем обыч- ных людей. Так, Наталья Поклонская17 утверждает: «Я выросла в обычной семье. Да, я продавала пирожки, не боялась работы. С 9-го класса я научилась зарабатывать собственным трудом. Родители жили в 90-е годы очень тяжело» (kp.ru «Наталья Поклонская: О первой встрече с мужем, жестокой любви и Николае Втором». Интервью от 27.05.2019). Олег Кувшинников18: «Мои родители — из крестьянских семей» (okuvshinnikov. ru. Официальный сайт губернатора Вологодской области).

Политические деятели освещают и тему образования. Являясь представителями своих избирателей, они обращаются к данной теме, чтобы подчеркнуть образованность — свою и своих родственников.

Тема войны также очень популярна среди политиков. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Практически в каждом доме кто-то или воевал, или трудился на предприятиях во имя общей победы. Тема войны близка и актуальна почти для всех жителей России. Политические деятели в интервью и социальных сетях рассказывают о мужестве и героизме своих родителей, прадедов, которые участвовали в различных войнах. Политики говорят об участии родственников в Великой Отечественной войне, подчеркивая причастность своей семьи к военным действиям, освещая жестокость войны, рассказывая о трудностях и героизме членов семьи — защитников родной земли. Александр Беглов19: «В моей семье воевали все мужчины. С фронта не вернулись 22 человека. Вернулись только мой отец и его двоюродный брат» (пост в ВКонтакте от 9.05.2019).

Некоторые политики с гордостью рассказывают об участии предков в Первой Мировой, пропагандируя интерес к истории, к родословной. Наталья Поклонская20: «Мой прадед погиб в 1915 году в городе Белостоке под Польшей.

Он воевал за Веру, Царя и Отечество! Я горжусь и чту заветы своих предков» (пост в Инстаграм от 2.08.2019).

Тематический блок «обыденность» также находит отражение в семейных историях политических деятелей. В частности, политики апеллируют к теме «еда». Политические деятели говорят об употреблении простых, традиционно русских блюд: щи, каша, пирожки, котлеты, блины. Иван Белозерцев21: «Вечером чай с домашним вареньем из собранных супругой ягод» (пост в Инстаграм от 10.03.2020). Обращение к простой национальной пище призвано демонстрировать простоту, приближенность к электорату, а также традиционные ценности русского народа. Сюда же можно отнести и упоминания своих простых и скромных жилищных условий. Геннадий Зюганов22: «Здесь, в Москве, у нас четыре комнаты. А в Орле мы с женой намыкались. И когда нам дали рабочее общежитие за городом, это было сказочное жилье! Восемнадцать метров комната, с общим коридором, с коммунальной кухней» (https://kprf. ru «Г.А. Зюганов: О себе. О семье. О жизни». Интервью от 04.08.2008).

Тематический блок «география» является актуальным среди политиков, которые охотно рассказывают о месте своего рождения и детства. О своей малой родине неоднократно говорит президент, родившийся в Петербурге. К данной теме обращаются и те политики, которые хотят подчеркнуть свою провинциальность. Представители власти используют факт своего нестоличного происхождения, дабы заручиться поддержкой избирателей со всей страны, они акцентируют внимание на том, что являются выходцами из деревень, что им знакома жизнь простых людей. Василий Голубев23: «До института жил и учился я в поселке Шолоховском, родители там работали на шахте. Но все выходные, каникулы, лето проводил в станице Ермаковской, у бабушки.

И родился я в Ермаковской» Василий Голубев: «Крепкая семья – это основа общества и государства». Интервью от 13.07.2011). Игорь Артамонов24: «Я разве не похож на сельского парня? Я попал не в Кремлёвский полк, а на пограничную заставу. Родившихся с серебряной ложечкой во рту не посылают в Хабаровск» «Игорь Артамонов рассказал о своей семье». Интервью от 17.01.2019).

Тематический блок «семейные традиции» политики освещают, чтобы показать сплоченность, единство своей семьи. Ведь сплоченная семья — это не только традиции и ценности нашего народа, это и сплоченная, единая страна. Совместный прием пищи по выходным, новогодние традиции призваны продемонстрировать теплоту отношений в кругу семьи, привить традиционные семейные ценности, пропагандируемые нравственные качества.

Раскрывая тематический блок «увлечения», политики рассказывают о совместном отдыхе, занятиях спортом. Игорь Артамонов25: «Сегодня в Липецке отличная погода. И хорошо, когда в семье общие увлечения. Для нас это спорт» (пост в Инстаграм от 14.07.2019). Олег Кувшинников26: «Я очень благодарен отцу, что он приобщил меня к занятиям спортом. Он имел спортивные разряды по футболу, лыжам и легкой атлетике. В пять лет отец поставил меня на коньки, а в шесть отвел в хоккейную школу» (okuvshinnikov.ru. Официальный сайт губернатора Вологодской области). Спорт — тоже одна из ценностей современного российского общества.

В семейных историях политических деятелей находит отражение тематический блок «поворотные события», когда политики рассказывают, например, о знакомстве с женой, свадьбе, рождении детей, переезде. Владимир Жириновский27:

«И там мой отец познакомился с моей матерью Александрой Павловной Жириновской, а его брат с другой беженкой — Бэллой, она была из Ленинграда. И вскоре они там поженились. Они прожили там пять лет, в период войны» «Жириновский, плача, рассказал об отце: он был не юрист, а коммерсант-агроном». Интервью от 20.06.2006). Евгений Корж28: «Самое главное событие в этом году — рождение сына. Когда тебе 47, а ребенку полтора месяца – непередаваемые ощущения» (https://ussurmedia. ru «Каким спортом занимается Евгений Корж и где живут его дети: интервью с главой Уссурийска». Интервью от 26.12.2019). Освещение каждому знакомых переломных событий приближает личность политика к электорату, так как каждый имеет представление и хранит в памяти подобные события. Апеллирование к данной теме вызывает положительный эмоциональный отклик у адресатов.

Таким образом, транслируя вовне свои семейные истории, политические деятели затрагивают различные темы, но все они характеризуют адресантов исключительно с положительной стороны. Политики создают своими рассказами образ крепкой, дружной и счастливой семьи и тем самым формируют представление о себе как о надежном, достойном субъекте, образ которого полностью отвечает традиционным ценностям России.

Политический дискурс является неотъемлемой частью культуры нашей страны. Те ценности, которые пропагандируют политические деятели, отражают общие тенденции. То, как они представляют свою семейную историю, выступает в какой-то степени эталонным отражением национальных ориентиров нашего времени. А способы презентации этой истории — есть основные способы трансляции этих ориентиров широкой общественности. Трансформируются старые и появляются новые каналы передачи информации, но суть передаваемого посыла остается «традиционной» — сохранение и трансляция будущим поколениям семейных ценностей, патриотических чувств, принятого в нашем обществе «распределения ролей», определенных нравственных качеств и чувства гордости за свою семью и своих родных.

При этом любой рассказ о семье в своей интенции нацелен на успех в политической карьере: сформировать максимально положительное представление о себе, пропагандировать семейные ценности и чувство патриотизма. Поэтому основной целью семейных историй в политическом дискурсе мы считаем манипулятивную. Семейная история неизбежно проникает в политический дискурс, но именно в нём она тщательно контролируется, мифологизируется, «обеляется» и демонстрируется исключительно в своих положительных проявлениях.

Список литературы Семейные истории в политическом дискурсе: традиционные ценности и частные интересы

  • Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1998. С. 136-137.
  • Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  • Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с.
  • Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. М., 2000. С. 7-25.
  • Равочкин Н.Н. Особенности политического дискурса // Вестник КГУ. Сер. Языкознание. 2018. № 3. С. 244-150
  • Романов А.А. Политический дискурс в системе социально-институциональной практики // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2007. № 9. С. 8-13.
  • Русакова О.Ф. Основные теоретико-методологические подходы к интерпретации дискурса // Антиномии. 2007. С. 5-34.
  • Сагайдачная Е.Н. Манипуляция в политическом дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. С. 121-126.
  • Сиркия Н.П. Политический дискурс vs политический интернет-дискурс: сходства и различия (когнитивный аспект) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 2-2. С. 164-170.
  • Шапочкин Д.В. Политический дискурс: когнитивный аспект / Д. В. Шапочкин. Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 260 с.
Еще
Статья научная