Семиотические аспекты истории понятия энергии в философии
Автор: Пигалев Александр Иванович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Статья в выпуске: 3 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Целью статьи является прослеживание истории понятия энергии Аристотеля и семиотических аспектов его контекстов, указывающих на изменение его смысла с течением времени. В исследовании предпринимается попытка выйти за пределы текстологического анализа, и оно сосредоточивается на выявлении предпосылок возникновения самой необходимости в понятии энергии. Проблема рассматривается в контексте взаимоотношений непосредственности в качестве особенности первоначального состояния общества и опосредования как отличительной черты более сложных социальных структур, которая предполагает возникновение символического обмена. Отмечается, что именно переход от непосредственности традиции к структурам опосредования в обществе способствовал укоренению понятия логоса, который, в отличие от непосредственности мифа, привел к возникновению различия между означаемым и означающим и, таким образом, между сущностью и явлением. Более того, усложнение структуры гомогенизирующего символического обмена увеличивает разрыв между сущностью и явлением вплоть до того момента, когда оно становится автономным. Сущность приобретает черты трансцендентности и, тем самым, недоступности, что в философии и теологии описывается с помощью термина «апофатизм». Аристотель порицая, в частности, ничем не ограниченную наживу в торговом обороте, не мог не замечать и первые признаки резко увеличивающегося разрыва между явлением и сущностью. Соответственно, аристотелевское понятие энергии в качестве «осуществленности» и «бытии в осуществленности», предполагая определение некоторой конечной причиной, претендовало на то, чтобы предотвратить вовлечение вещей в сложные структуры символического обмена и, тем самым, сохранить их своеобразие. Однако, в конечном счете, видоизменения аристотелевской концепции энергии свелись к отказу от понятия конечной причины и превращения энергии в «аккумулированную работу» и «способность производить работу».
Аристотель, понятие энергии, сущность, явление, апофатизм, конечная причина, перформативность
Короткий адрес: https://sciup.org/149141643
IDR: 149141643 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.1
Список литературы Семиотические аспекты истории понятия энергии в философии
- Аристотель 1975 – Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М. : Мысль. С. 63–368.
- Аристотель 1983 – Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль. С. 375–644.
- Бибихин 2010 – Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы.
- Бодрийяр 2015 – Бодрийяр Ж. Прецессия симулякров // Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Постум. С. 5–61.
- Брэдшоу 2012 – Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М.: Яз. слав. культ.
- Бэкон 1977 – Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль. С. 81–522.
- Гайденко 2000 – Гайденко П.П. История философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Унив. кн.
- Палама Григорий 2007 – Палама Григорий. О божественных энергиях и их причастии // Трактаты. Краснодар: Текст. С. 39–89.
- Пигалев 2018 – Пигалев А.И. Метафизика как структурная модель состояния редкости и постметафизические символические экономии // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 16–26.
- Флоренский 2000 – Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Сочинения. В 4 т. Т. 3 (2). М.: Мысль. С. 145–168.
- Фуко 1977 – Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977Хайдеггер 1993a – Хайдеггер М. Европейский ни-
- гилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. С. 63–176.
- Хайдеггер 1993b – Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, С. 177–192.
- Хайдеггер 1997 – Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики // Тождество и различие. М.: Гнозис; Логос. С. 29–59.
- Хоружий 2000 – Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 311–350.
- Шпенглер 1998 – Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль.
- Austin 1962 – Austin J.L. How to Do Things with Words: The William James Lectures Delivered at Harvard University in 1955. Oxford: Oxford University Press.
- Beere J. 2009 – Beere J. Doing and Being: An Interpretation of Aristotle’s Metaphysics Theta. Oxford: Oxford University Press.
- Bolt B. 2004 – Bolt B. Art beyond Representation: The Performative Power of the Image. L.; N. Y.: I.B. Tauris.
- Chen Chung-Hwan 1958a – Chen Chung-Hwan. Different Meanings of the Term Ένέργεια in the Philosophy of Aristotle // Οšσία and Ένέργεια: Two Fundamental Concepts in the Philosophy of Aristotle. Taipei: China Series Publishing Committee. P. 48–63.
- Chen Chung-Hwan 1958b – Chen Chung-Hwan. The Relations between the Terms Ένέργεια and Έντελέχεια in the Philosophy of Aristotle // Οš-σία and Ένέργεια: Two Fundamental Concepts in the Philosophy of Aristotle. Taipei: China Series Publishing Committee. P. 70–75.
- Goux J.-J 1990a – Goux J.-J. Monetary Economy and Idealist Philosophy // Symbolic Economies: After Marx and Freud. Ithaca, NY: Cornell University Press. P. 88–111.
- Goux 1990b – Goux J.-J. Numismatics: An Essay in Theoretical Numismatics // Symbolic Economies: After Marx and Freud. Ithaca, NY: Cornell University Press. P. 9-63.
- Hawkes 2020 – Hawkes D. The Reign of Anti-Logos: Performance in Postmodernity. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2020.
- Yannaras 2005 – Yannaras C. On the Absence and Unknowability of God: Heidegger and the Areopagite. L. ; N. Y.: T&T Clark International, 2005.