Семиотика культуры В. М. Живова: социальная дискуссия в аркадии
Автор: Марков Александр Викторович
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Философские проблемы культуры
Статья в выпуске: 2 (94), 2020 года.
Бесплатный доступ
Предлагается анализ семиотики культуры В. М. Живова, который критиковал структурализм изнутри, требуя более гибкого подхода к изучению культуры, учитывающего достижения социологии и философии культуры ХХ века. В статье доказывается, что подход Живова был цельным, и входившие в него элементы новейшей философии и социологии сами подвергались критике. Живов выступал не как адепт, а как собеседник Гуссерля, Хайдеггера, Фуко и Бурдьё, указывающий не только на возможности, но и на ограничения их подходов. В статье анализируется, как такой диалог с идеями стал возможен при сохранении тех моделей интерпретации текстов, которые были созданы тартуско-московским структурализмом. Живов использовал отдельные ключевые образы, как образ Аркадии, соединявший в себе культурную ностальгию и экзистенциальную рефлексию, и отдельные ключевые проблемы, такие как «баланс сил» и «литургический образ», объясняющие, как в культуре возможно не только последовательное, семиотически продуманное переживание, но и последовательное действие. Поэтому Живов находит общие принципы семиотизации действия, например, в эпоху иконоборческих споров и в русском Просвещении. Семиотика культуры Живова продуктивна при изучении семиотики эмоций и философии права.
Виктор живов, семиотика, структурализм, постструктурализм, семиотика культуры, критическая теория, феноменология, аргументация в гуманитарных науках
Короткий адрес: https://sciup.org/144161357
IDR: 144161357 | DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10205
Список литературы Семиотика культуры В. М. Живова: социальная дискуссия в аркадии
- Автономова Н. С. Лотман и Якобсон: романтизм, сциентизм и этос науки // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (29). С. 13-22.
- Визгин В. П. Ещё раз об энтелехии культуры // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 1. С. 5-22.
- Живов В. М. Как вращается «Красное Колесо» // Новый мир. 1992. № 3. С. 246-249.
- Живов В. М. Об оглядывании назад и частично по поводу сборника «Семидесятые как предмет истории русской культуры» // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 1999. № 2. С. 48-55.
- Живов В. М. Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности // Новое литературное обозрение. 2008. Т. 91, № 3. С. 114-140.
- Живов В. М. Что делать с Фуко, занимаясь русской историей? // Новое литературное обозрение. 2001. Т. 49. С. 85-88.
- Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Москва : Языки славянской культуры, 2002. 758 с.
- Живов В. М. Двуглавый орёл в диалоге с литературой // Новый мир. 2002. № 2. С. 174-179.
- Живов В. М. Московско-тартуская семиотика: её достижения и её ограничения // Новое литературное обозрение. 2009. № 98. С. 17-27.
- Сегал Д. «Et in Arcadia Ego» вернулся: наследие московско-тартуской семиотики сегодня // Новое литературное обозрение. 1993. № 3. С. 31-32.
- Файбышенко В. Ю. Власть слов: теология политическая и теология поэтическая в анализе одного сюжетного паттерна // Артикульт. 2018. № 3 (31). С. 105-124. DOI: 10.28995/2227-6165-2018-3-105-124
- Ямпольская А. В. Аффективность как историческое измерение субъекта // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 155-164.