Семиотика «середины» и «центра» в творчестве Ф.М. Достоевского: типологический аспект

Автор: Савинков Сергей Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

«Середина» и «центр» рассматриваются в статье и как знаковые структурные элементы в творчестве Достоевского, и как категории его понятийного языка. На основе изучения функционала этих категорий выстраиваются типообразующие модели устройства человека и социума. В художественной антропологии Достоевского человек осмысливается в категориальной парадигме «середины», «верха» и «низа» (или иных крайностей). Все персонажи писателя делятся на тех, кто имеет «середину» и тех, кто ее не имеет. Первый тип в этой классификации может быть обозначен как человек «середины» (то есть не знающий крайностей), а второй - человек «без середины» (то есть не знающий «середины»). У каждого из этих типов есть разновидности, каждый из которых получает развернутую характеристику. В другой части статьи (где в центре внимания оказывается категория «центра») показывается, что «организация духовной и земной жизни» у Достоевского напрямую зависит от того, кто окажется в центре. Это место может занять и такой, как Фома Опискин, и такой, как Ставрогин, и такой, как князь Мышкин или подросток Аркадий Долгорукий. При сопоставлении высказываний писателя (взятых из разных его текстов) выстраивается такой синтагматический ряд: древний мир был организован Гомером, новый мир - Христом, русский -Пушкиным, а мировой (согласно «Речи о Пушкине») - наделенным «всемирной отзывчивостью» русским человеком. Если «общечеловечество» образуется на основе всеобщего преклонения перед идолом, то «всечеловечество» - на основе всеобщего стремления к идеалу.

Еще

Достоевский, середина, центр, типология, миропорядок, идол, идеал

Короткий адрес: https://sciup.org/149141259

IDR: 149141259   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-110

Список литературы Семиотика «середины» и «центра» в творчестве Ф.М. Достоевского: типологический аспект

  • Андреев А.Н. Персоноцентризм в классической русской литературе XIX века. Диалектика художественного сознания. М.: ИНФРА-М, 2021. 430 с.
  • Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Издательство "Э", 2016. 512 с.
  • Бердяев Н.А. Ставрогин // Русская мысль. 1914. Кн. V C. 80-89.
  • Джексон Р.Л. Достоевский: поиск формы. Философия искусства писателя. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020. 228 с.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
  • Курганов Е. Роман Ф.М. Достоевского "Идиот". СПб.: Звезда, 2001. 205 с.
  • Савинков С.В., Фаустов А.А. Аспекты русской литературной характерологии. М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. 332 с.
  • Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. 542 с.
Статья научная