Семиозис власти в семантическом типе культуры

Автор: Санников Сергей Викторович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются тексты, функционирующие в системе кодов культуры, где доминирующую роль играет семантический (символический) тип кода культуры. Предметом исследования является процесс создания и функционирования знаков политической власти. Применение семиотических методов исследования позволило классифицировать знаковые составляющие власти в семантическом типе культуры, выявить особенности семиозиса трех основных типов знака (символов, индексальных и иконических знаков), рассмотреть семантическое, синтактическое и прагматическое измерения семиозиса власти. Результаты исследования дают основания предположить, что культурный код, подразумевающий отношение к знаку в рамках определенной культуры, имманентен самому знаку и может рассматриваться в качестве ключевой составляющей прагматического измерения семиозиса.

Еще

Образ власти, семиотика, семиозис власти, культура, культурный код, средневековый, знаки власти, политика, семантический (символический) тип кода культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/147103385

IDR: 147103385

Список литературы Семиозис власти в семантическом типе культуры

  • Akerman, J. A. (1834) Descriptive catalogue of rare and unedited Roman coins. London.
  • Barnish, S. J. B. (1983) “The Anonymous Valesianus II as a Source for the Last Years of Theoderic,” Latomus 42.3, 572-96.
  • Berkhofer III, R. F., Alan Cooper, and Adam J. Kosto, eds. (2005) The Experience of Power in Medieval Europe, 950-1350. Ashgate Publ.
  • Bisson, T. N., ed. (1995) Cultures of Power. Lordship, Status, and Process in Twelfth-Century Europe. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
  • Chaney, W. A. (1970) The Cult of Kingship in Anglo-Saxon England: The Transition from Paganism to Christianity. Manchester.
  • Effros, B. (2003) Merovingian Mortuary Archaeology and the Making of the Early Middle Ages. Berkeley: University of California Press.
  • Fischer, S. (2013) “Literacy and Text Production in the Age of Germanic Kleptocracy -The Elusive Case of Theoderic,” WULFILA 311-2011. International Symposium. Uppsala University June 15-18, 2011. Anders Kaliff and Lars Munkhammar (eds). Uppsala: 97-113.
  • Gannon, A. (2003) The Iconography of Early Anglo-Saxon Coinage: Sixth to Eighth Centuries. Oxford.
  • Gasparri, S. (2000) “Kingship Rituals and Ideology in Lombard Italy,” Frans Theuws and Janet L. Nelson (eds). Rituals of Power: From Late Antiquity to the Early Middle Ages. Leiden: Brill, 2000: 95-114.
  • Hartshorne, С. and Weiss, P., ed. (1960) Collected Papers of Charles Sanders Peirce: Principles of philosophy and Elements of logic. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Lebecq, S. (2006) “The Two Faces of King Childeric: History, Archaeology, Historiography,” in T. F. X. Noble, ed., From Roman Provinces to Medieval Kingdoms. New York and Abingdon: 327-44.
  • Lotmaniana Tartuensia: О Лотмане: статьи и заметки. Семиотика культуры в Московско-Тартуской семиотической школе. Предварительные замечания: www.ruthenia.ru/lotman/txt/mlotman02.html.
  • Moreau, J., ed. (1961) Excerpta valesiana. [I. Origo Constantini imperatoris. II. Theodericiana.] Lipsiae: Teubner.
  • Osiander, A. (2007) Before the State: Systemic Political Change in the West from the Greeks to the French Revolution. Oxford: Oxford University Press.
  • Siefkes, M. (2010) “Power in Society, Economy, and Mentality: Towards a Semiotic Theory of Power,” in Semiotica (Berlin; N.Y.) 181 (1/4), 225-261.
  • Theuws, F., Nelson, J. L. ed. (2000) Rituals of Power from Late Antiquity to the Early Middle Ages. Leiden.
  • Аверинцев, С. С. (1977) «Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса)», Семиотика и художественное творчество. Москва: Наука: 308-337.
  • Астафурова, Т. Н., Олянич, А. В. (2008) Лингвосемиотика власти: знак, слово, текст. Волгоград.
  • Барт, Р. (1989) Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр., сост. Г. К. Косиков. Москва: Прогресс.
  • Барт, Р. (2008) Мифологии. Москва.
  • Бенвенист, Э. (1974) Общая лингвистика. Москва.
  • Бодрийяр, Ж. (2007) К критике политической экономии знака. Д. Кралечкин, пер. с фр. Москва: Академический Проект.
  • Бойцов М. А., Успенский Ф. Б., ред. (2010) Власть и образ: очерки потестарной имагологии. Санкт-Петербург.
  • Бойцов, М. А. (2009) Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. Москва.
  • Гирц, К. Г. (2004) Интерпретация культур. Москва.
  • Гофф, Ж. ле (20022) Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. С. В. Чистякова и Н. В. Шевченко, пер. с фр., под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург.
  • Гуревич, А. Я. (1972) Категории средневековой культуры. Москва.
  • Данези, М. (2010) В поиске значения: введение в семиотическую теорию и практику. Пер с анг. под общей ред. С. Г. Проскурина. Новосибирск.
  • Донченко, А. И. пер. (1998) Житие святого Северина. Петербург: Алетейя.
  • Живов, В. М., Успенский, Б. А. (1987) «Царь и Бог: семиотические аспекты сакрализации монарха в России», Языки культуры и проблемы переводимости. Москва: 47-153.
  • Ильин, М. В. (2002) "Политический дискурс как предмет анализа", Политическая наука, 3, 7-19.
  • Клауде, Д. (2002) История вестготов. Санкт-Петербург: Евразия.
  • Кондратьев, С. П., пер. (1950) Прокопий Кесарийский. Война с готами. Москва.
  • Корсунский, А. Р. (1971) «К дискуссии об эдикте Теодориха», Западная Европа в Средние века: Экономика, политика, культура. Москва: 83-104.
  • Кравченко, А. В. (2000) «Естественнонаучные аспекты семиозиса», Вопросы языкознания 1, 3-9.
  • Кравченко, А. В. (2008) «Языковой семиозис и пределы человеческого познания», Когнитивные исследования языка. Вып. 3: Типы знаний и проблема их классификации. Москва, Тамбов: ИЯ РАН; ТГУ им. Г.Р.Державина, 37-45.
  • Кулаковский, Ю. А., Сони А. И., пер. (1996) Аммиан Марцеллин. Римская история. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Кэмпбелл, Д. (1997) Тысячеликий герой. Киев.
  • Левченко, М. В. (1996), пер., Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. Москва: Арктос.
  • Литаврин, Г. Г. (1997) Как жили византийцы. Санкт-Петербург.
  • Лосев, А. Ф. (1990) Диалектика мифа. Москва.
  • Лотман, Ю. М. (2004) Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство.
  • Моррис, Ч. У. (2002) «Основания теории знаков», Семиотика. Сборник переводов. Под ред. Ю. С. Степанова. Москва: Радуга: 45-96.
  • Николаева, И. Ю. (2005) Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. Томск.
  • Пастуро, М. (2012) «Символическая история европейского Средневековья», Мишель Пастуро. Е. Решетникова, пер. с франц. Санкт-Петербург: Alexandria.
  • Плохотнюк, В. С. (2010) «Аксиоматизация семиологии и научный статус семиотики», Terra economicus 8.4, 124-132.
  • Прозоров, В. О. (2003) «О семантических горизонтах понятия власть», Логос 4/5, 58-64.
  • Проскурин, С. Г. (2013) Курс семиотики. Язык, культура, право. Новосибирск: Изд-во НГУ.
  • Савукова, В. Д. (1987), пер. и примеч., Григорий Турский. История франков. Москва: Наука.
  • Санников, С. В. (2011) «Образ власти как продукт социальной коммуникации: семиологический анализ», Материалы международной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационное пространство и человек». Пенза: 72-74.
  • Санников, С. В. (2009) «Перевод пролога к кодексу короля Альфреда», Вестник НГУ. Серия: История, филология, 8.1.
  • Санников, С. В. (2013) «Семиозис власти как процесс социальной коммуникации: методологические аспекты (на примере анализа исторических образов власти)», Материалы конференции «Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях». Прага: 6-9.
  • Санчук, Г. Э., пер. и комм. (1975) Видукинд Корвейский. Деяния саксов. Отв. ред. Королюк В. Д. Москва: Издательство «Наука».
  • Смирницкая, О. А., Стеблин-Каменский М. И., изд. (1994) Младшая Эдда. Москва.
  • Смирнов, И. П. (1995) Порождение интертекста. Санкт-Петербург.
  • Согомонян, В. Э. (2012) «Что такое дискурс власти?», 21-й век 21, 34-51.
  • Стасюлевич, М. М. (1999) История средних веков. Москва.
  • Стеблин-Каменский, М. И., пер. (1980) «Сага о Харальде Прекрасноволосом», Снорри Стурлусон. Круг Земной. Москва: Наука: 42-67.
  • Усманова, А. Р. (2000) Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: «Пропилеи».
  • Успенский, Б. А. (1994) Избранные труды. Том 1: Семиотика истории. Москва: Издательство «Гнозис»: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/index.php.
  • Успенский, Б. А. (1998) Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). Москва: Языки русской культуры.
  • Успенский, Б. А. (2000) Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. Москва: «Языки русской культуры».
  • Успенский, Ф. Б. (2001) Имя и власть: выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии. Москва: Языки русской культуры.
  • Фадеева, Е. И., Тульчинский, Г. Л., отв. ред. (2011) Семиотика культуры: антропологический поворот. Санкт-Петербург: Эйдос.
  • Хазагеров, Г. Интертекстуальность: от диалога к ритуалу: www.khazagerov.com/culture-of-speech/96-intertext.html.
  • Хачатурян, Н. А., отв. ред. (2004) Королевский двор в политической культуре средневековья Европы: Теория, символика, церемониал. Москва.
  • Хачатурян, Н. А., отв. ред. (2006) Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. Москва.
  • Хачатурян Н. А., отв. ред.; Воскобойников О. С., сост. (2008) Власть, общество, индивид в средневековой Европе. Москва.
  • Шатин, Ю. В. (1996) «Три вектора семиотики», Дискурс 2/96: www.nsu.ru/education/virtual/discourse2_8.htm.
  • Шейгал, Е. И. (2000) Семиотика политического дискурса. Волгоград (диссертация).
  • Шервуд, Е. А. (1992) Законы лангобардов: обычное право древнегерманского племени. Москва.
  • Шкаренков, П. П. (2003) Королевская власть в Остготской Италии по «Variae» Кассиодора: миф, образ, реальность. Москва: РГГУ.
  • Шкаренков, П. П. (2009). Образ власти на рубеже античности и средневековья: от империи к варварским королевствам. Автореферат (на правах рукописи). Москва.
  • Эрлихман, В. В., пер., комм. (2001) Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Санкт-Петербург.
  • Юнг, К. Г. (2006) Человек и его символы. Москва.
  • Ямпольский, М. Б. (2004) Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец старого режима. Москва.
  • Янушкевич, И. Ф. (2009) «Лингвосемиотическое пространство англосаксонской легитимной власти», Вестник Волгоградского гос. ун-та: Научно-теоретический журнал. Сер. 2, Языкознание, вып. 2, 119-125.
Еще
Статья научная