"Серьезные игры": мобильные приложения и "философия для всех"

Автор: Макулин Артем Владимирович, Рубенко Алексей Сергеевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению феномена так называемых серьезных игр (англ. A serious game or applied game), т. е. компьютерных приложений, представленных на крупных платформах AppStore и GooglePlay и специализирующихся на философском контенте. Актуальность данной темы продиктована, с одной стороны, неоспоримым фактом того, что развитие технологий, несомненно, затронуло и образовательный процесс; в итоге в свет вышло множество обучающих игр и программ, которые, в современных реалиях, невозможно обойти стороной в силу того, что они достаточно прочно укоренились в интернет-сообществе, особенно среди школьников и студентов. С другой стороны, перед нами разворачивается проблема, обусловленная вопросом о необходимости и целесообразности применения таких программ среди обучающихся, ведь, как известно, чем больше спектр, тем сложнее выбрать наиболее подходящее. Кроме того, возникает конкуренция между классическими источниками информации (такими, как книги, учебные фильмы) и индустрией «серьезных игр», где достаточно трудно, взвешивая их достоинства и недостатки, определить приоритет. Статья представляет собой попытку анализа интеграции современных серьезных игр в философскую среду с последующим применением в образовательных и исследовательских целях. Авторы предпринимают попытку ответа на вышедший из недр просветительской традиции вопрос, рецепция которого в преддверии четвертой промышленной революции, видимо, будет звучать так: «Способствуют ли цифровые технологии общему «поумнению» человечества?» Обращаясь к такому узкому явлению, как «серьезные игры», авторы демонстрируют социально-философскую проблематику, встающую перед обществом и образованием в форме дилеммы «философия для всех». Конечная цель этого исследования - выстраивание социально-философской рефлексии о роли «серьезных игр» в современных реалиях. Делается вывод, что прикладное значение «умных технологий» существенно и полезно для образования, но также отмечается и другое: полезный эффект станет обратным, если частная технология монополизирует весь рынок образования. Методология работы построена на принципах и методах социально-философского анализа, спроецированного, главным образом, на роли технической эволюции средств коммуникации в трансляции и получении философских знаний.

Еще

Серьезные игры, изучение философии, мобильное приложение

Короткий адрес: https://sciup.org/149134819

IDR: 149134819   |   DOI: 10.24158/fik.2020.6.5

Список литературы "Серьезные игры": мобильные приложения и "философия для всех"

  • Huth E.J. The Information Explosion // Bulletin of the New York Academy of Medicine. 1989. Vol. 65, no. 6. P. 647-61
  • Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. статья М. Вавилова. М., 2003. 464 с
  • Postman N. Technopoly: the Surrender of Culture to Technology. 1992. 222 p
  • Савчук В.В. Медиаобразование - эпифеномен цифровизации // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 83-86. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-5-83-86
  • Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты: монография: в 3 т. Т. 3. М., 2018. 399 с
Статья научная