Серийность в русских портретах XVII века

Бесплатный доступ

Статья посвящена одной из проблем формирования портретного жанра в русской живописи XVII в., в ней рассматриваются надгробные и парадные царские портреты. Автор исследует причины появления больших портретных серий и связывает этот феномен со спецификой становления личностного сознания в русской культуре. Поскольку царские портреты должны были воплощать идею сакральности царской персоны, их композиция имела знаковый характер и была строго канонизирована. Основные принципы построения композиции царских портретов закреплялись в сериях.

Короткий адрес: https://sciup.org/170175129

IDR: 170175129

Список литературы Серийность в русских портретах XVII века

  • Василиологион. 1674 г.//Российский гос. архив древних актов. Древлехранилище, отд. 5, рубр. II, д. 44.
  • Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами/публ. и комм. Е.В. Барсова. М.: Императорское о-во Древностей российских при Моск. ун-те, 1883.
  • Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М., 1884.
  • Корень российских государей. или Титулярник. 1671-1672 гг.//Российский гос. архив древних актов. Фонд Древлехранилища, отд. 5, рубр. III, № 7;
  • Корень российских государей. или Титулярник 1672 г.//Российская национальная библиотека. Ф. 185 Эрм., № 440;
  • Корень российских государей. или Титулярник 1672 г.//Государственный Эрмитаж, б-ка ГЭ, № 78172.
  • Лакиер А. Русская геральдика. СПб., 1885.
  • Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси//Избранные работы: в 3 т. Т. 3. Л.: Худ. лит., 1987. С. 3-157.
  • Лицевой летописец XVII века. CIV. СПб.: О-во любителей древней письменности, 1893.
  • Повесть о Вавилоне и Сказание о князьях Владимирских/публ. и комм. И.П. Жданов. СПб., 1981.
  • Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей: К истории лицевого летописания. М.: Наука, 1965.
  • Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного самосознания в России XVII века//Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 184-200.
  • Пресняков А.Е. Царственная книга, ее состав и происхождение. СПб., 1883.
  • Святуха О.П. Репрезентация царской власти в русских портретах XVII века//История и культура. Актуальные проблемы. СПб: Наука, 2005. С. 94-106.
  • Собко Н.П. Древние изображения русских царей и их посольств за границу в старых и новых гравюрах//Сборник Археологического института. Кн. 5. СПб.: Имп. АН. Отд. II, 1881. С. 237-332.
  • Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского кремля//Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М.: Наука, 1977. С. 405-420.
  • Срезневский Н.П. Родословное древо русских князей и царей. Рисунок 1676-1682 года.//Изв. Императорского археологического общества. Т. 4. СПб., 1863. С. 308-310.
  • Успенский Б.А. Царь и самозванец. Самозванчество в России как культурно-исторический феномен//Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 201-235.
  • Успенский Б.А., Живов В.М. Царь и Бог. Языковые аспекты сакрализации монарха в России//Успенский Б.А. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1997. С. 84-102.
  • Филимонов Г. Иконные портреты русских царей. Филимонов Г. Д. Иконные портреты русских царей//Вестн. Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. 1875. № 6/7. С. 35-66.
  • Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М.: МГУ, 1986.
Еще
Статья научная