Север как "иное" пространство в русском модернизме

Автор: Барковская Нина Владимировна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

Север в творчестве русских символистов и, шире, модернистов изображался как мир «иной», запредельное пространство. «Притяжение Севера» можно рассматривать как альтернативу актуальной на рубеже XIX-XX вв. для России дилеммы «Восток или Запад». В модернизме устремленность к Северу связывалась с духовной вертикалью, а путешествие на Север представало духовным странствием, выходом из кризиса, поиском абсолюта и свободы духа. В крайнем своем проявлении тяготение к Полюсу есть тяготение к смерти. Герой В. Брюсова («Царю Северного полюса», «На Готланде»), представителя «старших» символистов, стремился превзойти человеческое, достичь абсолюта и сравняться с Богом. Безрассудное влечение к Полюсу подобно любовной страсти; при этом Эрос и Танатос оказываются неразрывно связанными. «Младшие» символисты в своих произведениях стремились не за пределы мира реального, а к преображению действительности и рождению нового человека. Север для них являлся территорией инициации, важной частью посвятительного пути, солярным миром. Вместо недосягаемой Царицы Ночи героя сопровождает Сольвейг, носительница любви-каритас. Герой мог пройти посвящение (А. Ремизов), но иногда не выдерживал испытания (А. Белый). Постепенно «северный» сюжет смещался из области мифопоэтической в сторону конкретно-биографической, а само имя Сольвейг (или других героинь Ибсена) становилось культурным знаком. Модернистский «миф о Севере» как «ином» мире изначально амбивалентен.

Еще

Русский символизм, модернизм, мифопоэтика, символ, а. блок, в. брюсов, б. поплавский, а. ремизов, а. несмелов, русский север, скандинавия, сольвейг

Короткий адрес: https://sciup.org/14749050

IDR: 14749050   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.4861

Список литературы Север как "иное" пространство в русском модернизме

  • Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики: учеб. пособие. -Пермь: Пермск. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. -140 с.
  • Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре/пер. с нем. С. Ташкенова. -М.: Новое литературное обозрение, 2017. -504 с.
  • Башляр Г. Избранное. Поэтика пространства/пер. с франц. -М.: РОССПЭН, 2004. -376 с.
  • Белый А. Ибсен и Достоевский//Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. -С. 195-201.
  • Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ -человек и художник/пер. с норв. -М.: Радуга, 1986. -376 с.
  • Бердяев Н. Три юбилея (Л. Толстой, Ген. Ибсен, Н. Ф. Федоров)//Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). -М.: Высшая школа, 1993. -С. 132-217.
  • Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. -Париж: YMCA-Press, 1949. -167 с.
  • Блок А. Генрих Ибсен//Блок А. Собр. соч.: в 8 т. -М.; Л.: ГИХЛ, 1962. -Т. 5: Проза 1903-1917. -С. 309-317.
  • Блок А. О современном состоянии русского символизма//Блок А. Собр. соч.: в 8 т. -М.; Л.: ГИХЛ, 1962. -Т. 5: Проза 1903-1917. -С. 425-436.
  • Блок А. От Ибсена к Стриндбергу//Блок А. Собр. соч.: в 8 т. -М.; Л.: ГИХЛ, 1962. -Т. 5: Проза 1903-1917. -С. 455-462.
  • Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. -М.: Новое литературное обозрение, 1996. -352 с.
  • Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). -М.: Высшая школа, 1993. -271 с.
  • Магомедова Д. М. Трансформация автобиографического мифа в драме А. Блока «Роза и крест». (К проблеме гротескно-карнавальной модели символистского текста)//Шахматовский вестник. -Вып. 14: Александр Блок. «Роза и крест»: исследования и интерпретации. -2017. -С. 20-28.
  • Обатнина Е. Р. А. М. Ремизов: Личность и творческие практики писателя. -М.: Новое литературное обозрение, 2008. -296 с.
  • Сид И. Геопоэтика. Пунктир к истории путешествий. Статьи, эссе, комментарии. -СПб.: Алетейя, 2017. -430 с.
  • Токарев Д. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. -М.: Новое литературное обозрение, 2011. -352 с.
  • Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм/пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. -СПб.: Академический проект, 1999. -512 с.
Еще
Статья научная