"Школа для дураков" Саши Соколова и "Записки сумасшедшего" Н.В. Гоголя: отражения и переклички
Автор: Кривонос Владислав Шаевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Компаративистика
Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье, тематически связанной с прежними работами автора, посвященными бытию Гоголя в русском литературном пространстве XIX-XX вв., сделана попытка рассмотреть семантические следы, оставленные повестью «Записки сумасшедшего» в романе «Школа для дураков». Автор уделяет специальное внимание отражениям в тексте романа гоголевских мотивов, существенных для его нарративной организации. Веским основанием для сопоставительного анализа служит тот факт, что герой «Школы для дураков», подросток, страдающий раздвоением личности, занимает свое место в генетическом ряду сумасшедших персонажей русской литературы, ведущих собственные записки. Автор последовательно рассматривает, как отражаются и трансформируются в «Школе для дураков» важнейшие для «Записок сумасшедшего» мотивы любви и разрушения времени. Поприщин захвачен любовной страстью к дочке своего директора, но не может рассчитывать на брак с ней. Свою ущербность он компенсирует фантазированием, решив в результате, будто он испанский король. Психически больной подросток испытывает любовное чувство к своей учительнице биологии и придумывает разные истории, связывающие его с предметом виртуальной любви. Чудесным образом он превращается в инженера с машиной, что функционально сродни метаморфозам, переживаемым героем Гоголя. Поприщин обозначает перемену своего статуса с помощью абсурдных дат, фиксирующих процесс разрушения времени. Герой «Школы для дураков» разрушает существующие представления о времени, так как верит, что линейного времени не существует и что время обратимо. В заключительной части статьи автор показывает, как гоголевские мотивы, взаимодействуя в нарративной структуре романа, задают принципиально иную перспективу жизни, чем та, что возникает в трагическом финале «Записок сумасшедшего».
Гоголь, саша соколов, повесть, роман, повествование, мотив, любовь, время
Короткий адрес: https://sciup.org/149141339
IDR: 149141339 | DOI: 10.54770/20729316-2022-3-357
Список литературы "Школа для дураков" Саши Соколова и "Записки сумасшедшего" Н.В. Гоголя: отражения и переклички
- Азеева И.В. Саша Соколов «Школа для дураков»: опыт интерпретации игрового текста. Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2015. 140 с.
- Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999. 632 с.
- Генис А. Уроки школы для дураков: о романе С. Соколова «Школа для дураков». Литературное обозрение. 1993. № 1/2. С. 13-16.
- Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. III. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1938. 725 с.
- Кривонос В.Ш. Гоголь в русском литературном пространстве Х1Х-ХХ веков: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 272 с.
- Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. Т. 2: 1960-1990. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 688 с.
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. Екатеринбург: УГПУ 1997. 317 с.
- Лотман Ю. О «реализме» Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. II (Новая серия). Тарту, 1996. С. 11-35.
- Ревзина О. «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Europa Orientalis. 2012. Vol. 31. C. 57-99.
- Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. 528 с.
- Соколов Саша. Школа для дураков. Между собакой и волком. М.: Огонек-Вариант, 1990. 380 с.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / пер. c фр. СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.