Шстемно-синергетический подход как основа деятельности специалиста по работе с молодежью
Автор: Митин Сергей Николаевич
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Знаменательные даты, юбилеи
Статья в выпуске: 3 (17), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема осознания методологических подходов к деятельности специалиста по работе с молодежью, и в первую очередь основополагающих - системного и синергетического. Именно они позволяют рассматривать молодежь как объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.
Специалист по работе с молодежью, система, синергетика, уровневое восприятие мира, работа с изменениями
Короткий адрес: https://sciup.org/14113966
IDR: 14113966
Текст научной статьи Шстемно-синергетический подход как основа деятельности специалиста по работе с молодежью
Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части.
Ильинский И. М. [1] выделяет следующие элементы двойственности молодежи:
-
— молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития;
-
— молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус;
-
— молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
Это позволяет нам рассматривать работу с данной социальной категорией с позиции системного и синергетического подходов.
Понятие целого является одним из центральных в теории систем. Но так как любое целое есть совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих это целое, то появляется парадокс: с одной стороны, надо понимать целое исходя из его частей, а с другой — части с точки зрения целого.
Данное положение, по нашему мнению, является краеугольным камнем в деятельности специалиста по работе с молодежью. Это означает, что мы можем понять молодежь и молодежное движение, только рассмотрев его с точки зрения целого, т. е. в контексте социальных связей, составной частью которых они являются. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем несет в себе родовую сущность. Человек — это целый мир, ценность которого постоянно возрастает с развитием пространства, общества, в котором он живет.
Поведение человека, на первый взгляд представляющееся странным, может предстать по крайней мере понятным, если рассматривать его как ответ на те взаимоотношения, которые имеют место в некой для него центральной системе, частью которой он является, например, молодежной организации.
Биосоциальные системы (включая отдельных людей) всегда претерпевают изменения. Развитие и изменение являются частью жизни. Однако мы встречаем молодых людей, которые не всегда могут удовлетворительным образом для себя справиться с требованиями изменения. Поэтому к специалистам, работающим с такой особенной категорией граждан России, предъ- являются высокие требования к знаниям как об условиях изменений, так и о стратегии изменения. Поэтому необходимо вернуться к представлениям о природе изменения, присущим теории систем и синергетики.
Что же представляет собой с этих позиций личность и работа с ней?
Все биологические и социальные системы относятся к открытым системам. Они ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться как изолированные, так как всегда связаны с другими системами отношениями подчинения, отношениями одного уровня или превосходства.
Человек — открытая система, он разносторонне включен в связи с ноосферой, даже когда остается наедине с собой. Осознание человеком себя как таковым всегда опосредствено его отношениями с другими людьми.
В теории систем существует два понятийных уровня. Первый — это иерархический понятийный уровень. Система на более высоком иерархическом (структурном, организационном) уровне охватывает системы на более низких иерархических уровнях в качестве подсистем или предметов в зависимости от избранного аналитического разрешения.
Мы свободны в выборе уровня анализа. Мы можем рассматривать человека как систему или как элемент системы коллектива, но можем рассматривать коллектив в качестве элемента или как подсистему в более крупной системе микрорайона и т. д. Каждый такой выбор означает, что мы имеем дело с особой системой и ее особыми элементами, их отношениями и взаимодействиями.
Для нас, изучающих специфику работы с молодежью, интересен второй понятийный уровень — логический, который может быть выведен из теории логических типов Бертрана Рассела. Система на сравнительно более высоком логическом уровне представляет системы на сравнительно более низких логических уровнях.
Важным для логического понятия уровня является осознание того, что существуют как реальные системы, так и их модели, и что и те и другие могут описываться как системы, хотя и на различных уровнях. Кроме того, система может таким образом содержать и предметы, и представления о них или их образы.
Проиллюстрировать модель может, на наш взгляд, структура личности, центрированная на человеке и основывающаяся на трех понятиях: личность, феноменальное поле, самость (Роджерс, 1951).
Личность — это все, что есть человек: мысли, поведение, чувства и физическое бытие. Феноменальное поле — весь опыт человека, независимо от того, существует ли он на сознательном или бессознательном уровне, внутри или вне его. Самость — совокупность восприятий человека самого себя.
Этот феномен выражен в концепции И. М. Ильинского в виде идеи субъектности молодежи, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, а чтобы опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее. Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения является основополагающим в современных социокультурных условиях.
Понятие уровней пронизывает всю систему работы с молодежью и прежде всего представление о том, как происходит изменение. В частности, исходим из того, что многие явления существуют на более чем одном уровне одновременно. Например, отношения специалиста по работе с молодежью и молодого человека располагаются явно не на одном уровне. С одной стороны, это отношения на базовом уровне: это два человека, которые находятся в одной культурной среде и т. д. С другой стороны, специалист по работе с молодежью связан с ним в форме мыслей и комментариев по поводу его самого и его работы и занимает уже позицию иного уровня.
Являясь саморазвивающейся системой, человек, тем не менее, изолированно от других систем функционировать не может. Объективные законы, по которым человек взаимодействует с различными системами (природой, с другими коллективами, внутри коллектива), определяют, диктуют культурные нормы этого взаимодействия. Выполнение норм приводит к овладению общечеловеческой культурой и ее преобразованию, что является целью и результатом развития человека. А нарушение их выполнения приводит к возникновению жизненных проблем.
В любой социальной системе происходит движение, ее невозможно рассматривать как статическую (хотя, с одной стороны, она статична, так как характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени). Но, с другой стороны, эта система находится в процессе постоянного изменения. И это движение имеет целенаправленный характер, то есть процессы, происходящие внутри системы, устремлены на достижение определенных целей (имеют целенаправленность).
Но наряду с тем, что система находится в состоянии постоянного изменения, она должна стремиться к сохранению своей идентичности по отношению к окружению. Такие процессы, по мнению Мараямы (1968), направлены на сохранение системы. Они включают процессы, сохраняющие структуру, и процессы, поддерживающие динамическое равновесие. Помимо данных процессов Мараяма вычленяет процессы, которые влияют на изменение основополагающих структур системы. Данные процессы могут быть непрерывными или прерывистыми — развитие может происходить эволюционным или революционным путем.
Как процессы сохранения, так и процессы изменения испытывают на себе воздействие механизмов управления и регулирования системы. Речь идет об аспектах ввода сообщений, которые, в принципе, могут быть двоякими: корректирующими импульсами управления — связанными главным образом с поддержанием динамического равновесия и выживанием, и усиливающими импульсами управления — необходимыми для изменения структуры и изменения целевой направленности системы.
Равновесие (стабильное состояние) между этими процессами регулируется в основном через механизмы обратной связи, предоставляющие системе информацию о нарушениях равновесия. При получении системой таких сигналов в ней активизируются механизмы, нацеленные на восстановление нарушенного равновесия. Биосоциальные системы стабильны только в том случае, если они обладают способностью к изменению по требованию со стороны окружения. Индивид развивается в интеракции с этими требованиями от рождения до старости — проходит через различные социально-психологические стадии (Эриксон, 1973). В каждой фазе имеются разные, позитивные или негативные, возможности решения проблем. Для внутренней стабильности и гармонии необходимо, чтобы индивид воспринимал изменения в каждой фазе как можно более положительно. Если индивид не справляется с необходимой в каждой фазе реорганизацией, возникает риск его дисфункции.
В динамической системе господствует движение. Для этой организации характерна взаимозависимость, которая считает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на всю систему и все ее части. Понятие целого является одним из центральных в теории систем. Понятие целого в нашей работе означает, что мы можем понять другого, только рассмотрев его с точки зрения целого, т. е. в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Распространено заблуждение, что мы тем самым вынуждены воздействовать на всю систему. Это не нужно и невозможно. Понятие целого и взаимовлияния в нем говорит о том, что, воздействуя на одно, мы тем самым воздействуем на остальную ее часть, включая целое.
Далее рассмотрим деятельности специалиста по работе с молодежью с позиции синергетического подхода.
Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывался на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме «управляющее воздействие — желаемый результат». Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будет и отдача. Однако на практике многие усилия оказываются тщетными, «уходят в песок» или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем.
С легкой руки немецкого физика-теоретика Германа Хакена термин «синергетика» получил достаточно широкое признание и распространение как некоторое общее название для междисциплинарной области, занимающейся изучением появления и развития упорядоченных во времени или в пространстве (или то и другое вместе) процессов или структур. Не только в физике, но и в других науках, изучающих более сложные явления природы, очень часто приходится встречаться с самоорганизацией, появлением и развитием структур в первоначально однородной среде.
Естественно, что многие философские проблемы, которые затрагивает синергетика, касаются хаоса. Интуитивно понятие хаоса вводится как противопоставление порядку — структуре. Структура — это объект, который обладает устойчивостью. Она способна до какого-то предела «сопротивляться» внешним и внутренним изменениям, не изменяясь в целом. Если же такие изменения произошли, то говорят о гибели, разрушении структуры.
На первый взгляд это может показаться удивительным, но хаос — на самом деле структура определенного типа.
В древнеиндийской и в древнекитайской философии хаос часто представляли как субстанцию, в которой в скрытом, непроявленном виде «заложены» все возможные формы и сущности. Синергетика во многом возрождает это представление.
Согласно ей, неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития. Только системы, далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Стало быть, без неустойчивости нет развития. Или иначе — неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость.
Исходя из синергетического видения мира, можно выдвинуть следующее предположение. Хотя все в мире в общем устойчиво, но все устойчиво лишь относительно, до определенной степени, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития. Сложноорганизованные системы имеют тенденцию распадаться, достигая своего развитого состояния.
По мнению Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова, все в мире устойчиво лишь относительно, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития. Достигая своего развитого состояния, сложноорганизованные системы имеют тенденцию распадаться. «Устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо начало, рождение нового структурного образования связано со случайностью, хаосом, неустойчивостью. А устойчивость, в конце концов, рано или поздно оборачивается неустойчивостью» [2]. Стадии устойчивости и неустойчивости, оформления структур и их разрушения сменяют друг друга.
В мире, основанном на нестабильности и созидательности, человечество опять оказывается в самом центре законов мироздания.
Основные идеи синергетического подхода (С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева), используемые нами в деятельности специалиста по работе с молодежью, можно сформулировать следующим образом:
— Во-первых, сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.
— Во-вторых, хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, из хаоса собственными силами может развиться новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. Следовательно, человек с проблемами — это человек в состоянии хаоса, но хаоса, созидающего нечто новое. Функция молодежного работника, знающего это, — поддержать, успокоить, помочь преодолеть негативные переживания человека, а значит, и помочь выйти ему на новый уровень развития.
— В-третьих, для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности сужает основу для позиции пессимизма. Укрепляется надежда на возможность выбора путей дальнейшего развития, причем таких, которые устраивали бы человека и вместе с тем не являлись бы разрушительными для природы.
— В-четвертых, в управлении сложными системами главное — не сила, а правильная архитектура воздействия на сложную систему. Малые, но правильно организованные — резонансные — воздействия на сложные системы более эффективны, чем резкие и стихийные.
— В-пятых, большинство процессов лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением, когда рассматриваемые величины хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время. Исходя из этого можно сделать вывод, что даже кратковременное психосоциальное воздействие может привести к реальным изменениям и положительным результатам в развитии личности.
Подведем некоторые итоги:
-
— личность как система никогда не пребывает в статическом состоянии, в ней постоянно проходит непрерывное взаимодействие между изменяющими и тормозящими процессами, т. е. происходят изменения;
-
— изменения могут быть тотальными или частными, хотя первые очень редки. Они приводят к тому, что целиком система выходит из равновесия, и образуется некий хаос до тех пор, пока не сформируется новая структура.
Липпит (1973) определяет изменение как запланированное или незапланированное состояние равновесия организма, ситуации или процесса. Согласно идеям Льюинса (1951), можно выделить в процессе изменения три фазы. Через эти же фазы проходит работа над изменениями с индивидами или в группах.
Первая фаза — это освобождение. На данной фазе личность начинает пересматривать и подвергать сомнению свои прежние рисунки поведения, реакции и систему ценностей.
Стремление к переменам может быть связано с взрослением, зрелостью, с внешним давлением, с осознанием своих проблем, с ростом знаний и навыков, а также с новыми переживаниями, способными перевернуть старое мировоззрение и самовосприятие. У человека имеется две потребности: первая заключается в росте и изменении, вторая — в уверенности и стабильности. Для того чтобы начались перемены, необходимо, чтобы стабилизирующие силы несколько ослабли, а факторы, требующие обновления, усилились.
Если изменение является результатом добровольного выбора, то оно протекает более гладко, чем если бы оно было вызвано принуждением извне. Люди обладают способностью оказывать сопротивление тому, чего они сами не желают.
Вторая фаза является собственно изменением. В целом фаза характеризуется тем, что прежние поведенческие рисунки заменяются новыми. Переориентация происходит как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.
В процессе переориентации человек постоянно что-то пробует и от чего-то отказывается. Могут проявиться разительные перемены: тихий и скромный человек начинает вдруг агрессивно отстаивать свое мнение, бороться. Такие сильные изменения, как правило, являются преходящими, временными, но они иногда неожиданны и для самого человека. Такие колебания поведения действуют как скачок от старого к новому. Постепенно перемены стабилизируются.
В процессе работы над изменениями — в период перехода от желания изменения к соб- ственно переориентации — приходится сталкиваться с сопротивлением, возникающим у личности. Это происходит в связи с тем, что мобилизуются силы, направленные на стабилизацию.
Третий период процесса изменения — это стабилизация. Происшедшим изменениям нужно дать возможность укорениться. Личности приходится испытывать новое состояние равновесия, что невозможно сделать за один прием. Изменение должно стабилизироваться, пока личность не сможет противопоставить свои новые достижения тем силам, которые пытаются принудить его вернуться к прошлому образу жизни.
Таким образом, в рамках исследования деятельности специалиста по работе с молодежью опора на теорию систем возможна и обоснована по следующим причинам:
-
— взгляд на структуру личности как на открытую многоуровневую биосоциальную систему позволяет глубже проникнуть в ее природу и установить некоторые объективно существующие закономерности ее жизнедеятельности и дальнейшего развития;
-
— учет изложенных выше положений позволяет рассматривать любую молодежную организацию как относительно самостоятельную систему, обладающую элементами любой социально-педагогической системы (цель, содержание деятельности, методы взаимодействия, формы организации деятельности, ее условия и результаты).
-
1. Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 17.
-
2. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. Синергетика как новое мировидение // Вопр. философии. 1992. № 12.
Список литературы Шстемно-синергетический подход как основа деятельности специалиста по работе с молодежью
- Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны//Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 17.
- Курдюмов С. П., Князева Е Н Синергетика как новое мировидение//Вопр. философии. 1992. № 12.