Сибирь как символистский топос: "Тени и отзвуки" П. Л. Драверта

Бесплатный доступ

П. Л. Драверт - известный ученый-минеролог, геолог и географ и поэт, связанный жизнью, научной и творческой деятельностью с Сибирью и Уралом. В его художественном творчестве традиционно рассматриваются две, по выражению Е. И. Беленького, линии: «научная» и «сибирская». Относительно первой Б. Я. Бухштаб также отмечал невозможность разграничения двух ипостасей Драверта: поэта и ученого-естественника («поэтическое видение мира в поэзии Драверта очень обогащено апперцепцией ученого»). Влияние же на становление его оригинальной поэтики русского символизма, о чем упоминали исследователи сибирского текста (Е. И. Дергачева-Скоп, Ю. В. Шатин и др.) остается малоизученным проблемным полем. В настоящей статье анализируется первый сборник стихотворений Драверта «Тени и отзвуки» (Казань, 1904) в контексте ключевых символистских текстов. Это уникальный случай «сибирского текста», когда, с одной стороны, семиотика пространства, в том числе связанная с границей, пограничьем (Н. Е. Меднис), вступает в корреляцию с художественными открытиями рубежа веков.

Еще

П. л. драверт, тени и отзвуки, сибирский текст, русский символизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147239030

IDR: 147239030   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-9-89-97

Список литературы Сибирь как символистский топос: "Тени и отзвуки" П. Л. Драверта

  • Белый А. Петербург. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008. 800 с.
  • Бочаров С. Г. Генетическая память литературы. М.: РГГУ, 2012. 341 с.
  • Бухштаб Б. Поэзия Петра Драверта: К 40-летию поэтической деятельности П. Л. Драверта // Омский альманах. Омск: ОГИЗ, 1944. Кн. 4. С. 64-74.
  • Драверт П. Незакатное вижу я солнце / Вступ. ст. Е. Беленького. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. 224 с.
  • Драверт П. Тени и отзвуки. Казань: Унив. тип., 1904. 46 с.
  • Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. Д. В. Иванова, О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971. Т. 1. 872 с.; 1974. Т. 2. 852 с.
  • Лейфер А. Э. «Сибири не изменю!..»: страницы одной жизни. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. 134 с.
  • Меднис Н. Е. Семиотика границы в «сибирском тексте» русской литературы // Меднис Н. Е. Поэтика и семиотика русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2011. С. 120- 134.
  • Океанский В. П., Океанская Ж. Л. Зыбь существования в поэтическом мире Бальмонта // Феномен К. Д. Бальмонта в современном культурном пространстве / Под ред. В. П. Океанского и др. Иваново: Изд. Епишева О. В., 2012. С. 38-46.
  • Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. / Е. И. Дергачева-Скоп, Е. К. Ромодановская, В. В. Блажес и др.; редкол.: В. Г. Одиноков (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука, 1982. Т. 1: Дореволюционный период. 606 с.
  • Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Сост. и примеч. З. Г. Минц. Л.: Сов. писатель, 1974. 350 с.
  • Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27-35.
  • Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло и др. СПб.: Академический проект, 1999. 508 с.
  • Шатин Ю. В. Стихотворная техника поэтов «Сибирских огней» в 1920-е годы: между традицией и авангардом // Критика и семиотика. 2018. № 2. С. 89-100. https://doi.org/10.25205/2307- 1737-2018-2-89-100
  • Шатин Ю. В., Силантьев И. В. Драма Г. Чулкова «Тайга»: рецепция сибирского текста в контексте русского символизма // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2020. № 66. С. 298-307. https://doi.org/10.17223/19986645/66/16
  • Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K. D. Bal’mont: 1890-1909. Köln, Wien, 1988.
Еще
Статья научная