Симеоновский перевод комментария к Иезекиилю блж. Феодорита Кирского и иконография спаса в силах

Автор: Хлебников Денис Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (86), 2019 года.

Бесплатный доступ

Образ Спаса в Силах - русский вариант изображения Спаса во Славе с символами евангелистов - занимал место средника деисусного чина русского высокого иконостаса, который считается одним из наиболее оригинальных явлений древнерусской культуры, и был, таким образом, его главной иконой. Один из главных источников изображений Спаса во Славе с символами евангелистов видят в первой главе Книги пророка Иезекииля; целиком входившая в русское богослужение, на момент появления иконографии она была известна сразу в двух славянских переводах: мефодиевском служебном и толковом переводе преславской школы царя Симеона. В статье обсуждается вопрос не только об опосредованной, через более ранние византийские памятники, но и о прямой связи иконографии Спаса в Силах с этим текстом, плюс еще и о том, какой из переводов мог использоваться при ее создании. Также разобран вопрос о том, какие из комментариев к этому тексту могли быть использованы при создании иконографии, а какие - нет, и насколько точно особенности пророческого текста и его истолкования отражены в иконографии. Так, в статье опровергнуто бытующее в литературе мнение о толковании свт. Григория Двоеслова как источнике иконографии и показано, что некоторые ее особенности находят прямую аналогию и объяснение в Комментарии к Книге Иезекииля блж. Феодорита Кирского, известного антиохийского экзегета V в., который комментарий, в симеоновском переводе, и содержался в славянских Толковых Пророках.

Еще

Спас в силах, комментарии к книге пророка иезекииля, славянские библейские переводы, паримейник, толковые пророки, блж. феодорит кирский, свт. григорий двоеслов

Короткий адрес: https://sciup.org/140246724

IDR: 140246724   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10046

Список литературы Симеоновский перевод комментария к Иезекиилю блж. Феодорита Кирского и иконография спаса в силах

  • Беседы на пророка Иезекииля иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, в 2 книгах, переведенные с латинского языка на русский архимандритом Климентом. Кн. 1-2. Казань: Тип. Шогина, 1863. 724 с.
  • О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона / Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 6 // Творения св. Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной академии. Т. 52. М.: Тип. В. Готье, 1884. С. 267-278.
  • Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М.: Азбуковник, 2000. 759 с.
  • Григоровичев паримеjник = Paroimiarion Grigorovici. I. Текст со критички апарат / Приред. З. Рибарова, З. Хауптова. Скопjе: Македонска академиjа науките и уметностите, 1998. XVIII, 452 с.
  • Русская Библия. Библия 1499 года и Библия в Синодальном переводе. Т. IV. М.: Новоспасский монастырь, 1992. 344 с.; Т. IX. М.: Новоспасский монастырь, 1998. 512 с.
  • Книга на пророк Иезекиил с тълкования / Изданието е подготвено от Л. Тасева, М. Йовчева (Старобългарският превод на Стария Завет / Под общата редакция и с въведение от Св. Николова. Т. II). София: Кирило-методиевски научен център, 2003. 454 с.
  • Сказание о создании великия Божия церкви св. Софии в Константинополе. С предисл. К. К. Герца и Ф. И. Буслаева // Летописи русской литературы и древности, изд. Н. Тихонравовым. Т. II. М.: Тип. Грачёва и К°, 1859. Отд. 2. С. 3-34.
  • Толкование на пророчество божественного Иезекииля / Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Ч. 6 // Творения св. Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной академии [ненумерованный том]. М.: Тип. В. Готье, 1859. С. 355-728.
  • Sancti Gregorii Magni Homiliæ in Hiezechihelem Prophetam. Ed. M. Adriaen / CCSL 142. Turnhout: Brepols, 1971. XXI, 461 p.
  • Anastasius Sinaita. Quaestiones et responsiones / PG 89. Col. 312-824.
  • Andreas Caesariensis. Commentarii in Apocalypsin / PG 106. Col. 216-457.
  • Epiphanius Constantiensis. De duodecim gemmis quæ erant in veste Aaronis liber / PG 43. Col. 293-301.
  • Papa Gregorius I Magnus, Episcopus Romanus, Pontifex Maximus. Homiliæ in Ezechielem / PL 76. Col. 785-1072.
  • Papa Gregorius I Magnus, Episcopus Romanus, Pontifex Maximus. Expositio in Librum B. Job / PL 76. Col. 9-782.
  • Hieronymus, Stridonensis presbyter. Commentaria in Ezechielem / PL 25. Col. 15-490.
  • Prophetologium. Fasc. IV. Lectiones Hebdomadæ 5ae Quadragesimæ et Hebdomadæ in Palmis et Maioris / Ediderunt C. Høeg, G. Zuntz // Monumenta musicæ byzantinæ. Vol. I: Lectionaria. Hauniae: Ejnar Munksgaards Forlag, 1960. P. 270-409.
  • B. Rabanus Maurus, Fuldensis abbatus et Moguntini Archiepiscopus. Commentaria in Ezechielem / PL 110. Col. 497-1084.
  • Bibliorum sacrorum latinæ versiones antiquæ, seu Vetus Italica / Ed. P. Sabatier. Vol. III. Remis: Apud Reginaldum Florentain, 1743. [10], LXXXX, 910 p.
  • Theodoretus, Cyrensis episcopus. Interpretatio in Ezehielem // PG 81. Col. 807-1256. литература
  • Аксентон Ю. Д. Сведения о драгоценных камнях в Изборнике Святослава 1073 г. и некоторых других памятниках // Изборник Святослава 1073 г. Сборник статей. М.: Наука, 1977. С. 285-290. Теология 95
  • Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык // ОЛДП, XC. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1888. XXVI, 351,[12] с., 12 л.
  • Горский, Невоструев (1855, 1857) - Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. I. М.: Синод. Тип., 1855. [2], XIV, 342 с.; Отд. II. Ч. 1. М.: Синод. Тип., 1857. [2], VI, 201 с.
  • Добрянский Ф. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильна: Тип. А. Г. Сыркина, 1882. 533 с.
  • Евсеев И. Е. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. XC, 183 c.
  • Карпов А. Азбуковники, или алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань: Тип. Имп. университета, 1877. 285 c.
  • Кочетков И. А. Спас в силах. Развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии / Ред.-сост. А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45-69.
  • Кочетков И. А. «Духовное содержание в художественной форме» (Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняже- ской Москвы. М.: Индрик, 2007. 492 с., илл.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 4 (34). С. 107-121.
  • Певницкий В. Григорий Двоеслов - его проповеди и гомилетические правила. Киев: Тип. Киево-Печер. лавры, 1871. [4], 339 с.
  • Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV-XV вв.) (окончание) // Византийский временник. 1996. 57 (82). С. 234-245.
  • Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М.: Радуница, 2001. 300 с.
  • Хлебников Д. В. САПЪѲИРЪ ѬБАГЪ и ꙖХОНТЪ ЛАꙀОРЕВЪ: Об одном гапаксе в Изборнике Святослава и о драгоценных камнях в древнерусской книжности. Этюд в багровых тонах (к упоминанию «сапфира» в Иез. 1:26 и вопросу об иконографии Спаса в Силах) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 2 (23). С. 50-68.
  • Хлебников Д. В. Спас в Силах: к вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе // Культура и искусство. 2018. 9. С. 86-114.
  • Хлебников Д. В. «Спас в Силах»: Факты и метафакты, критика и гипотезы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. 8 (41). С. 47-75.
  • Хлебников Д. В. Спас в Силах в доксографии и действительности: к анализу одной концепции // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 2018. № 5. С. 135-161.
  • Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. XIII, 269 с.
  • Neuß W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des XII. Jahrhunderts. Münster in Westf.: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1912. XVI, 333 S.
Еще
Статья научная