Симфония властей: недостижимая реальность идеала
Автор: Лагунов Алексей Александрович
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 2 (91), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются причины утверждения в качестве принципа законодательства Византийской империи концепта симфонии властей, вступающего в противоречие с последовательно реализуемой монархической идеей. Обосновывается взгляд, в соответствии с которым смысловое содержание этого концепта, определяющее идеальный способ построения государственно-церковных отношений, обусловливалось христианским вероисповеданием, вследствие чего не теряло своей актуальности на протяжении многих столетий, невзирая на постоянные попытки правителей узаконить более импонирующий им принцип цезарепапизма. Социальный идеал по своему определению нереализуем полностью в общественной жизни, однако позволяет придать ей целенаправленность и осмысленность. В силу того, что средневековые государство и персонифицируемое Церковью общество имели религиозный характер, ими вырабатывались методы мирного сосуществования и взаимодействия, основывающиеся на христианском идеале симфонии властей. Высказывается аргументированный мыслями известных византинистов, церковных историков и философов тезис о том, что союз, негласно заключенный между империей и Церковью, являлся полезным для обеих сторон, позволяя первой опираться на идеологическое единство народа, второй - расширять свое влияние за пределами Византийской империи...
Византийская империя, кодекс юстиниана, симфония властей, христианское мировоззрение, социальный идеал, цезарепапизм, папоцезаризм, государственно-конфессиональные отношения, синергия, персонализм
Короткий адрес: https://sciup.org/140248994
IDR: 140248994 | DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10032
Список литературы Симфония властей: недостижимая реальность идеала
- Кодекс - Кодекс Юстиниана. URL: http://drevlit.ru/docs/vizantia/VI/Justinianus/Codex_ Justinianus/text.php (дата обращения: 25.02.2020).
- Основы - Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https:// azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения: 25.02.2020).
- Аверинцев (1997) - Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.
- Васильев (1998) - Васильев А. А. История Византийской империи: время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. 490 с.
- Зеньковский (1999) - Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. Т. 1. 544 с.
- Карташев (2009) - Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. Т. 1. 784 с.
- Лагунов (2007) - Лагунов А. А. Нравственность и правосознание в контексте русской религиозной философии // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 86-89.
- Мейендорф (2001) - Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: Лучи Софии, 2001. 336 с.
- Соловьев (1990) - Соловьев В. С. Сочинения: в 2 тт. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 892 с.
- Успенский (2001) - Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2: Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867). М.: Астрель, 2001. 624 с.
- Успенский (2002) - Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 3: Период Македонской династии (867 - 1057). М.: Астрель, АСТ, 2002. 800 с.
- Флоровский (1998) - Флоровский Г., прот. Догмат и История. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998. 488 с.
- Флоровский (2009) - Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
- Шмеман (2011) - Шмеман А., прот. Догматический союз. Вступительная лекция в курс истории Византийской Церкви, прочитанная 11 октября 1945 года // Шмеман А., прот. Собрание статей, 1947-1983. М.: Русский путь, 2011. С. 604-615.