Симмахия царя Магаса с критскими полисами и экспедиция Патрокла
Автор: Семенов С.В.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Всеобщая история
Статья в выпуске: 2-1 т.12, 2010 года.
Бесплатный доступ
Анализируются причины заключения военного союза царя Кирены Магаса с федерацией городов Крита первой половины III в. до н.э. Уточняется датировка и длительность этого соглашения на основе сообщения Афинея об экспедиции Патрокла к острову Кавдос. Предлагается гипотеза о стремлении Гортины укрепить свои политические позиции на Крите с помощью союза с Магасом и подчиненными ей городами юго-западной части острова.
Магас, кирена, симмахия, крит, гортина, патрокл, кавдос
Короткий адрес: https://sciup.org/148199299
IDR: 148199299
Текст научной статьи Симмахия царя Магаса с критскими полисами и экспедиция Патрокла
Среди военных союзов, заключенных критскими полисами с эллинистическими монархиями в III в. до н.э., особое место занимает договор города Лиса с царем Кирены Магасом1. Дело в том, что в тексте данной симмахии в качестве союзника Магаса фигурирует не отдельный город Крита (как это имеет место в других военных договорах указанного периода), а союз нескольких критских полисов.
Действительно, в надписи упоминаются некие “oreioi”2, которых большинство исследователей считает представителями федерации четырех городов юго-западной части Крита: Лиса, Тарры, Гиртакины и Элира3. Интересно, что военный союз заключен в присутствии гортинцев4, жителей одного из крупнейших полисов античного Крита. Данное обстоятельство дает основания предполагать, что союз “oreioi” находился в зависимом от Гортины положении. Такие отношения зафиксированы, например, в договоре Горти-ны с Риттенией (Vв. до н.э.)5, где гортинские должностные лица имеют право принимать участие в делах городского управления Риттении. Кроме того, некоторые исследователи видят зависимое положение Феста в тексте договора с гортинца-ми (III в. до н.э.)6. Наконец, началом II в. до н.э. датируется надпись, в которой жители острова Кавдос (южнее Крита) представлены в качестве зависимого от Гортины населения7. Все это не исключает возможности существования определенной формы зависимости в политических отношениях между гортинцами и “oreioi”. С другой стороны, в сохранившейся части самого договора царя Магаса с критянами, на наш взгляд, отсутствует какое-либо указание на подчиненное по-
ложение как союза городов в целом, так и отдельных входящих в него полисов.
Скорее всего, факт присутствия при заключении договора представителей Гортины следует рассматривать как указание на союзнические отношения между гортинцами и “oreioi”. Таким образом, можно предположить, что военный союз Магаса с федерацией критских полисов был, прежде всего, направлен на союз с Горти-ной, обладавшей значительным политическим влиянием на Крите8. Для чего же правителю Кирены понадобилось заключать договор через посредников, а не напрямую с гортинцами?
Здесь мы вплотную подходим к проблеме датировки рассматриваемого соглашения. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, склонны, в основном, относить заключение данной симма-хии к двум определенным периодам правления Магаса: 280-270 гг. до н.э.9 и после 270 г. до н.э.10 Мы изначально придерживаемся первой датировки, намереваясь несколько расширить ее рамки. Дело в том, что Магас, являясь сводным братом Птолемея II, в 308/7 г. до н.э.11 царем Птолемеем I Сотером был назначен правителем Кирены. Вскоре Магас провозгласил себя баси-левсом (около 300 г. до н.э.)12, что позднее привело к военному инциденту с новым египетским царем Птолемеем Филадельфом (около 274 г. до н.э.)13, по ряду обстоятельств не приведшему к победе ни одного из братьев. С этого времени между Птолемеем II и Магасом установились напряженные отношения, грозившие перерасти в новый вооруженный конфликт. Таким образом, подобная политическая ситуация подталкивала царя Кирены к поиску союзников, особенно хорошо знакомых с морским делом, т.к. Магас, скорее всего, был обеспокоен возможным нападени- ем с моря, потому что Птолемей Филадельф располагал одним из лучших флотов в Средиземноморье. Поэтому союз с критянами, являвшимися прекрасными мореходами, был жизненно необходим Магасу – особенно в период военного конфликта с правителем Египта.
На наш взгляд, на нижнюю границу датировки рассматриваемой симмахии указывает сообщение Афинея о казни поэта Сотада, написавшего пасквиль в адрес Птолемея Филадельфа, женившегося на своей сестре Арсиное14. Это событие, по-видимому, произошло во время Хре-монидовой войны (примерно 267-261 гг. до н.э.)15. Дело в том, что Птолемей II послал на помощь афинянам свой флот под командованием наварха Патрокла. Во время данной экспедиции Патроклом были основаны военные базы в нескольких стратегически важных районах Средиземноморья: в городах Итан и Олунт на северо-восточном побережье Крита, на островах Фера и Кеос. Есть также сведения о заходе флотилии Патрокла на Делос и Самос16. Афиней, в свою очередь, называет город Кавнос в Малой Азии, вблизи которого Патрокл казнил пойманного им поэта Сотада, бросив его в море в запаянной свинцовой бочке17. Французский исследователь М. Лоней, тщательно проанализировав текст сообщения Афинея, пришел к выводу, что Сотад не мог погибнуть возле Кавноса. Он убедительно доказал, что на самом деле казнь Сотада состоялась вблизи острова Кавдос, а недоразумение произошло из-за ошибки в написании названия18. С военной точки зрения, прибытие флота под командованием Патрокла к острову, лежащему южнее Крита, вполне оправданно. Во время Хремонидовой войны Магас вполне мог воспользоваться ситуацией, и основание Патроклом базы на Кавдосе (острове, лежащем между Киреной и Критом) могло стать решающим упреждающим фактором при намерении сводного брата Птолемея II начать военные действия против Египта.
По какой-то причине Патрокл не смог закрепиться на острове. По нашему мнению, это произошло потому, что уже существовал военный союз Магаса с критскими полисами, а фактически с Гортиной и ее союзниками. Выше мы уже упоминали о подчиненном положении Кавдоса в начале II в. до н.э. Вероятно, похожая ситуация имела место и во время экспедиции Патрокла. Таким образом, Кавдос являлся территорией, контролируемой Гортиной, и во исполнение договора о взаимной военной помощи царь Магас при приближении к острову Птолемеевского флота обязан был выслать критянам свой морской контингент19. Совместные усилия союзников, видимо, и помешали высадке Патрокла на Кавдос. Отсюда – сообщение Афинея (с коррек- турой Лонея) вполне может свидетельствовать о том, что во время Хремонидовой войны сим-махия между правителем Кирены и критскими полисами уже существовала.
Кроме рассматриваемого договора, сведения о союзниках Гортины в период царствования Магаса фактически ограничиваются надписью середины III в. до н.э. (соглашение гортинцев с Милетом)20. В этом документе упомянуты города Литт, Аркадия, Ария, Гирта, которые располагались вблизи условной линии, отделяющей центральную часть Крита от восточной. Такое малое число союзных полисов и концентрация их в границах небольшого региона едва ли соответствуют тому представлению о Гортине, которое складывается при анализе договора с Магасом. С другой стороны, существует надпись соглашения между Кноссом и Милетом (датирующаяся также серединой III в. до н.э.), где перечислены многочисленные союзники главных соперников гортинцев – кноссян21. Анализируя список этих полисов, можно сделать вывод, что единственным крупным регионом Крита, в котором у Кносса не было союзников, являлся именно юго-запад острова. Год смерти царя Кирены – 250 г. до н.э.22 Кроме того, датировка договора Гортины с Милетом, так же, как и Кносса с Милетом, является наиболее вероятной, но не окончательной23. Поэтому, на наш взгляд, не будет преувеличением утверждать, что ситуация, когда гортинцы имели малое число союзников, могла возникнуть практически в любой год царствования Магаса. Следовательно, чтобы не утерять своего политического влияния, Гортине было жизненно важно как заручиться поддержкой одного из эллинистических монархов, так и обрести союзников (или подчинить ряд мелких полисов) в том районе Крита, куда еще не распространил свое влияние Кносс. Как мы установили выше, основываясь на корректуре сообщения Афинея, в период Хремони-довой войны симмахия Гортины с царем Кирены уже существовала. Следовательно, гортинцы оказались в затруднительном политическом положении ранее этого времени.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, сведения, приводимые Афинеем (с учетом поправки М. Лонея), не только уточняют маршрут экспедиции Патрокла, но и корректируют датировку заключения военного союза Магаса с критскими полисами. По нашему мнению, теперь возможно говорить о периоде примерно с 274 г. до н.э. (когда разгорелся военный конфликт с Птолемеем Филадельфом)24 по 261 г. до н.э. (когда, скорее всего, и закончилась Хремо-нидова война).
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №2, 2010
Во-вторых, данный военный союз, по-види-мому, мог продлиться вплоть до смерти царя Магаса в 250 г. до н.э. Действительно, военное столкновение с Птолемеем Филадельфом в 274 г. до н.э. было единственным за все время правления Магаса. Думается, что этому способствовала не только умелая внешняя политика царя Кирены, но и наличие надежных союзников в стратегически важном районе в непосредственной близости от побережья Киренаики. Кроме того, ученые, датирующие договоры Милета с Гортиной и Кноссом наиболее поздним временем, нижней границей этого периода считают 250 г. до н.э., что коррелируется с возможной длительностью симмахии25.
В-третьих, стоит отметить, что отсутствие в списке союзников Гортины полисов юго-западной части Крита может свидетельствовать об их подчиненном положении. Вероятно, это устраивало союз “oreioi” и жителей острова Кавдос, так как они имели серьезную защиту от территориальных притязаний других критских городов в лице гортинцев и царя Магаса.
Список литературы Симмахия царя Магаса с критскими полисами и экспедиция Патрокла
- IC, II, XVII, 1. Ibid., s.v. 11, 13.
- Effenterre H. van. La Crète et le monde grec de Platon à Polybe. Paris, 1948. P. 121-127;
- Faure P. Nouvelles recherches de spéléologie et de topographie crétoises//BCH, 84, 1960. P. 217;
- Chaniotis A. Die Verträge zwischen kretischen Poleis in der hellenistischen Zeit. Stuttgart, 1996. S. 17, 34, 98, 422, 445-448;
- Perlman P. Crete//An inventory of archaic and classical poleis. Oxford, 2004. P. 1175.
- IC, II, XVII, s.v. 3 5.
- IC, IV, 80.
- IC, IV, 165.
- Chaniotis A. Op.cit. S. 423-428.
- IC, IV, 184.
- Guarducci M. Ordinamenti dati da Gortina a Kaudos in una iscrizione inedita di Gortina//RFIC, 58, 1930. P. 471-482
- Larsen J. A. O. Perioeci in Crete//CPh, 31, 1936. P. 14-16.
- Volkmann H. Ptolemaios II. Philadelphos//RE, XXIII, 1959. S. 1650
- Schmitt H.H. SVA, III, 1969. S. 111
- Chaniotis A. Op.cit. S. 448.
- Effenterre H. van. Op.cit. P.121 (260-250 гг. до н. э.)
- Applebaum S. Jews and Greeks in ancient Cyrene. Leiden, 1979. P. 60 (270-250 гг. до н. э.).
- Bevan E.R. The House of Ptolemy. London, 1927. P.63.
- Chamoux F. Épigramme de Cyrène en l'honneur du roi Magas//BCH, 82, 1958. P.574.
- Bevan E.R. Op.cit. P.63
- Hölbl G. Geschichte des Ptolemäerreiches. Darmstadt, 1994. S.36-37.
- Athen. Deipnosoph., XIV, 621a.
- Weber G. The Hellenistic Rulers and their Poets. Silencing dangerous critics?//Ancient Society, 29, 1998-1999. P. 162-163.
- Heinen H. Untersuchungen zur hellenistischen Geschichte des 3. Jahrhunderts v.chr. Wiesbaden, 1972. S.121-139.
- Heinen H. Op. cit. -S.142-152.
- Athen. Deipnosoph., XIV, 621a.
- Launey M. Études d'histoire hellénistique -II//Revue des études anciennes, 47, 1945. P.33-45.
- IC, II, XVII, 1, s.v.9 14.
- IC, IV, 161.
- IC, I, VIII, 6.
- Hölbl G. Op. cit. S. 43-44.
- Хаджидаки Э. Критское эллинистическое пиратство//ВДИ, №2, 1992. С. 155.
- SVA, III, 482, I II (после 260 гг. до н. э.).
- Chaniotis A. Op.cit. S. 445, 448 (259-250 гг. до н. э.).