Символ и миф как инструменты теургического преображения действительности у о. Павла Флоренского и Вяч. Иванова

Автор: Бужор Е.С.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 5, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теории символа и мифа П. Флоренского и Вяч. Иванова с точки зрения концепции теургии, понимаемой в духе В. Соловьева как преображение эмпирической действительности в идеальную. Утверждается, что оба мыслителя придерживались схожей концепции символа, однако расходились в понимании его роли в теургическом преображении действительности. П. Флоренский считал, что преображения можно достичь за счет потенцирования естественного символа посредством так называемого «мистического познания», заключающегося в придании феномену личного имени с целью вызвать пробуждение и активизацию сокрытого в нем идеального начала. Тогда как Вяч. Иванов полагал, что «возвышение» символа до идеи невозможно, поэтому выдвинул теорию, что действенным средством преображения действительности является не символ как слово, а миф как синтетическое суждение, который, хотя и опирается на символ, но не вырастает из него органически, а формируется интеллектуальной интуицией. В завершение работы проводится мысль, что различие подходов рассматриваемых мыслителей обусловлено онтологическими посылками. П. Флоренский развил свою концепцию потенцирования символа на основе имяславия, утверждающего тождество имени и вещи, в то время как Вяч. Иванов придерживался более сдержанной позиции относительно мощи именования, что и обусловило разработку им предикативной теории мифа.

Еще

В. соловьев, п. флоренский, вяч. иванов, теургия, символ, миф, синтетическое суждение, имяславие

Короткий адрес: https://sciup.org/149145923

IDR: 149145923   |   DOI: 10.24158/fik.2024.5.8

Список литературы Символ и миф как инструменты теургического преображения действительности у о. Павла Флоренского и Вяч. Иванова

  • Гоготишвили Л.А. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) // Л.А. Гоготишвили Непрямое говорение. М., 2006. С. 15–103.
  • Зеньковский В.В. Эстетические воззрения Вл. Соловьева // В.В. Зеньковский. Собрание сочинений. Т. 1. О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912–1961). М., 2008. С. 246–257.
  • Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме // В.И. Иванов. Родное и вселенское. М., 1994а. С. 143–169.
  • Иванов Вяч. Достоевский. Трагедия–Миф–Мистика // В.И. Иванов Собрание сочинений: в 4 т. Брюссель, 1987. Т. 4. С. 483–590.
  • Иванов Вяч. О границах искусства // В.И. Иванов. Родное и вселенское. М., 1994б. С. 199–217.
  • Иванов Вяч. Поэт и чернь // В.И. Иванов. Родное и вселенское. М., 1994в. С. 138–142.
  • Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. М., 1988а. Т. 1. C. 581–756.
  • Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. М., 1988б. Т. 2. С. 390–405.
  • Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. 559 c.
  • Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. 254 с.
  • Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 109–350.
Еще
Статья научная