Символический мир зооморфного орнамента в пространстве архаического декоративно-прикладного искусства номадов на примере конской упряжи
Автор: Лазутина Татьяна Владимировна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 21, 2015 года.
Бесплатный доступ
В рамках символизации орнаментального искусства в статье рассматривается конская упряжь (удила, псалии, оголовье, нагрудник, накрупник и другие элементы конского снаряжения) как социокультурный феномен, выражающий выразительными (изобразительными) средствами специфику менталитета номадов. Концепция исследования определяется пониманием архаического декоративно-прикладного искусства в качестве системы знаков (символов). Показано, что зооморфный орнамент в архаическом декоративно-прикладном творчестве используется в качестве символа цикличности жизни, плодородия, богатства, власти и свободы.
Зооморфный орнамент, язык орнамента, символ, символизация, декоративно-прикладное искусство номадов, образ коня, символ коня, конская упряжь, торевтика
Короткий адрес: https://sciup.org/14937827
IDR: 14937827
Список литературы Символический мир зооморфного орнамента в пространстве архаического декоративно-прикладного искусства номадов на примере конской упряжи
- Бауман 3. Текучая современность. СПб., 2008
- Брайдотти Р. Путем номадизма. СПб., 2001
- Головнев А.В. Кочевье, путешествие и неомонадизм//Уральский исторический вестник. 2014. № 4 (45)
- Дьяков А.В. Человек кочующий: номадизм как средство от тоталитаризма. СПб., 2006.
- Шляков А.В. Феноменология номадизма. Тамбов, 2012
- Его же. Бродяжничество: социокультурный анализ. Тюмень, 2013.
- Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007
- Его же. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998
- Петров Ю.В. Философия человека. Томск, 2002
- Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2004.
- Красильникова М.В. Роль эстетических ценностей в профессиональной деятельности офицера-пограничника: монография. М., 2012. 294 с.
- Бесетаев Б.Б. История изучения конского снаряжения кочевников Восточного Казахстана скифо-сакского времени. Новосибирск, 2014
- Выборнов А.В. Реконструкция конского снаряжения населения среднего Енисея позднего Средневековья -начала Нового времени. Новосибирск, 2009
- Стародубцев М.В. Комплекс конского снаряжения Переволочанского курганного могильника (по материалам раскопок 2007 года)//Вестник Челябинского государственного университета. История. 2009. Вып. 35, № 32. С. 29-33.
- Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза//Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 325-329
- Бообек уулу Болот. Традиционные обряды и верования кыргызов, связанные с конским снаряжением//Мир Евразии. 2015. № 1 (28)
- Воронятов С.В. О назначении сарматских тамг в церемониальном конском снаряжении//Боспорский феномен: греки и варвары на евразийском перекрестке. М., 2013
- Исаев Г.Г. Код орнамента: графема vs фонема//Декоративное искусство стран СНГ. 2014. № 1. С. 81-85
- Осмонова Н.И. Традиционная культура кыргызов как текст и знаково-символическая система//Вестник КРСУ. 2015. Т. 15, № 2. С. 12-16
- Шарабарина С.Г. Зооморфные образы в культуре финно-угорских народов Костромского края//Вестник МГОУ. История и политические науки. 2012. № 1. С. 11-15
- Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды //Золотоордынское наследие. 2009. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22708558 (дата обращения: 27.07.2015).
- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с.
- Горбунова Т.Г., Тишкин A.A., Хаврин С.В. Средневековые украшения конского снаряжения на Алтае: морфологический анализ, технологии изготовления, состав сплавов. Барнаул, 2009. 144 с.