Синдром Марото-Лами - мукополисахаридоз VI типа: случай из практики (ошибки и осложнения)

Автор: Михайлова Людмила Константиновна, Кулешов Александр Алексеевич, Аржакова Надежда Ивановна, Соколова Татьяна Валерьевна, Ветрилэ Марчел Степанович, Швачка Ирина Владимировна, Полякова Ольга Александровна, Громов Игорь Сергеевич

Журнал: Гений ортопедии @geniy-ortopedii

Рубрика: Случай из практики

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

Приводится случай мукополисахаридоза VI типа у ребенка. Низкая встречаемость мукополисахаридоза среди детского населения, трудности его дифференциальной диагностики и лечения дают основание полагать, что описание течения этого заболевания, проводившегося лечения с анализом ошибок и осложнений у ребенка 11 лет представляют интерес для ортопедов, неврологов, анестезиологов, педиатров.

Мукополисахаридоз vi типа, синдром марото-лами, клиническое течение, диагностика, лечение, случай из практики

Короткий адрес: https://sciup.org/142134624

IDR: 142134624   |   DOI: 10.18019/1028-4427-2017-23-1-80-84

Текст научной статьи Синдром Марото-Лами - мукополисахаридоз VI типа: случай из практики (ошибки и осложнения)

Синдром Maroteaux-Lamy – мукополисахаридоз VI (МПС) типа относится к группе орфанных заболеваний [1]. Патология обусловлена недостаточностью арилсульфатазы В [2, 3, 4, 5]. В отдельную нозологическую форму МПС VI выделен в 1963 г. Р. Maroteaux и Е.J. Lamy [6].

Подтверждение диагноза проводится биохимическим определением дефектного фермента [5, 7, 8]. Па- тогенетическая ферментозаместительная терапия (ФЗТ) стала возможной с 2005 года с появлением препарата «Наглазим» (galsulfase). В РФ – с 2009 года [1, 8, 9, 10, 11]. Поздняя диагностика и позднее начало лечения МПС VI типа ухудшают прогноз жизни больного [12].

Цель : ознакомить специалистов с возможными ошибками и осложнениями при лечении больных МПС VI типа.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Пациент Т., 2001 года рождения, поступил в ЦИТО 12.11.12, находился на лечении до 28.08.13 с диагнозом «МПС VI типа. Стеноз позвоночного канала на уровне краниовертебрального перехода C1-С2. Шейная миелопатия, спастический тетрапарез. Левосторонний грудопоясничный субкомпенсированный сколиоз III степени. Гидроцефалия. Вторичная кардиомиопатия с поражением правых отделов сердца, недостаточность аортального, трикуспидального, митрального клапанов. Двусторонняя кондуктивная тугоухость. Помутнение роговицы. Мегалокорнеа. Легочная гипертензия. Хронический бронхит. Пневмосклероз средней доли правого легкого. Гепатоспленомегалия. Контрактуры крупных и мелких суставов конечностей». Рост пациента 107 см, вес 24 кг.

Родители пациента – родственники третьей степени боковой линии (дядя и племянница). При рождении ребенка какой-либо патологии не выявлено. В 4 месяца ортопедом обнаружено ограничение отведения бедер, что было расценено как «дисплазия» тазобедренных суставов. Лечение на отводящей шине в течение 4 мес., без эффекта. Ходить самостоятельно начал в 14 мес. Первые 2 года жизни часто болел: ларингиты, риниты, отиты. С 3 лет черты лица изменялись. В 4 года в ОДКБ Великого Новгорода заподозрили МПС VI типа, диагноз подтвержден в МГНЦ РАМН. С 5 лет у ребенка отме-

чалась задержка роста. Прогрессировали дыхательные нарушения. Патогенетическая терапия пациенту не проводилась, выполнялось симптоматическое лечение. В 10 лет родители заметили снижение двигательной активности ребенка: пройти самостоятельно мог не более 20 метров, по лестнице – 7-8 ступеней. В 10 лет стал ходить с поддержкой. В 11 лет больной обследован в НЦЗД (с 17.09.12 по 26.10.12). Подтвержден диагноз МПС VI типа, выявлен комбинированный стеноз позвоночного канала на уровне С0–С1–С2, рекомендовано оперативное лечение. Родители обратились с ребенком в ЦИТО.

При поступлении в ЦИТО 12.11.12 общее состояние пациента тяжелое. Самостоятельно не передвигается (в течение года). Неврологическое исследование проводилось по классической схеме и с использованием шкал определения степени повреждения спинного мозга Frankel\ASIA [13], с оценкой мышечной силы по 5-балльной шкале Nerve Injury Committee [14], клинической оценкой мышечной спастичности по преодолению мышечного сопротивления пассивным движениям и наличию патологических рефлексов. Использование шкалы спастичности Ashworth [15] и 6-минутного теста с ходьбой (TheSix-MinuteWalkTest) для обследования пациентов со сходными клиническими проявлениями со стороны органов и систем [16, 17, 18, 19, 20, 21, 22] оказалось невозможным из-за выраженного ограничения у больного двигательной активности и объема пассивных движений в суставах вследствие контрактур. При оценке по шкале Frankel\ASIA [13] констатирован тип С – неполное нарушение функции спинного мозга. Выявлен спастический тетрапарез с преимущественным поражением нижних конечностей, более выраженный слева (верхние конечности в дистальных отделах – мышечная сила справа 4 балла, слева 3 балла; нижние конечности – в проксимальных отделах справа 4 балла, слева 3 балла, в дистальных отделах справа 3 балла, слева до 2 баллов). Выявлены патологические кистевые и стопные рефлексы. Спастический гипертонус препятствовал ходьбе.

По данным клинического обследования и результатам лучевых методов исследования диагностирован циркулярный комбинированный стеноз. В области кра- ниовертебрального перехода сдавление спинного мозга составляло 90 % (рис. 1) и было обусловлено отложением в тканях гликозаминогликанов. На консилиуме принято решение провести пациенту декомпрессивное вмешательство по жизненным показаниям.

При планировании анестезии была недооценена тяжесть состояния ребенка, не выполнена компьютерная томография легких и трахеи, не осуществлялся ЭМГ-контроль состояния пациента. 19.11.12 при проведении анестезии не удалось выполнить интубацию. Больной был перемещен в реанимационное отделение. В течение 48 часов наросла дыхательная недостаточность, связанная с основным заболеванием. Пациент был переведен на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). 23.11.12 произведена трахеостомия. На фоне отека мозга с угнетением сознания до сопора развился однократный приступ генерализованных судорог, тетрапарез усугубился до тетраплегии (тип А по шкале Frankel). Спустя 14 суток постепенно появились активные движения в конечностях с сохранением асимметрии (мышечная сила до 3 баллов в руках, 3-4 балла в правой нижней конечности, 2 балла в проксимальном отделе левой нижней конечности, плегия левой стопы). Больной находился на ИВЛ в режиме принудительной вентиляции с поддержкой по объему.

После стабилизации состояния пациента 12.12.12 был наложен гало-аппарат, фиксирован шейный отдел позвоночника, выполнена резекция задней полудуги С1 позвонка, окципитоспондилодез, металлоостеосин-тез титановой конструкцией (рис. 2).

Ранний послеоперационный период осложнился клиникой ликвородинамических нарушений и усугублением спастического тетрапареза до тетраплегии. 02.01.13 пациенту назначена ФЗТ: еженедельная доза препарата «На-глазим» 24 мг, внутривенно, медленно. Через 3 мес. после ее начала отмечено незначительное улучшение со стороны нервной системы: появление активного сгибания рук в локтевых суставах (до 4 баллов), сгибания –разгибания пальцев обеих кистей (до 2 баллов), сгибания – разгибания правой ноги в тазобедренном и коленном суставах без отрыва стопы от поверхности кровати (2 балла), напряжения мышц левой нижней конечности (до 1 балла).

Рис. 1. МРТ (а) и КТ с миелографией (б) шейного отдела позвоночника пациента Т. при поступлении в ЦИТО. Стеноз позвоночного канала на уровне краниовертебрального перехода, C1–С2

Рис. 2. КТ шейного отдела позвоночника (а) и рентгенограмма грудной клетки пациента Т. (б) на 3-и сутки после наложения гало-аппарата, резекции задней полудуги С1 позвонка, окципитоспондилодеза, декомпрессии спинного мозга

РЕЗУЛЬТАТЫ

В июле 2013 г., через 7 мес. после операции, состояние пациента средней тяжести, стабильное; тетрапарез с положительной динамикой: появилось активное напряжение дельтовидных мышц, ребенок сгибает – разгибает руки в локтях, совершает качательные движения в кистях в пределах 20°, сгибает и разгибает пальцы рук (2 балла). Увеличилась сила в нижних конечностях на 1 балл (до 3 баллов справа и 2 баллов слева), что соответствует типу С по шкале Frankel. Сидит в кресле-каталке. Функции тазовых органов сохранены.

На фоне регулярной ФЗТ наблюдалась положительная динамика со стороны дыхательной системы (регулируемая вязкость мокроты, самостоятельное дыхание по 12 часов в сутки). Весь период лечения в ЦИТО пациент находился в отделении реанимации на ИВЛ с постоянным мониторингом жизненно важных функций. Проводились подбор режима ИВЛ, контроль объема и качества инфузионной терапии, ФЗТ, симптоматическое лечение, реабилитация.

28.08.13 пациент в стабильном среднетяжелом состоянии был переведен в стационар по месту жительства для продолжения лечения. Ребенок находился в реанимационном отделении ОДКБ, где была продолжена ФЗТ, выполнялись реабилитационные мероприятия. Осенью 2013 г. у больного развилась нозокомиальная пневмония, ребенок погиб в ноябре 2013 г.

ОБСУЖДЕНИЕ

Диагноз МПС VI типа был поставлен пациенту в возрасте 4 лет. Отсутствие надлежащего контроля клинических проявлений синдрома Марото-Лами (задержка роста, множественные контрактуры, снижение двигательной активности) и адекватной консервативной терапии привело к быстрой инвалидизации ребенка. Стеноз позвоночного канала был выявлен в 10 лет, но до поступления в ЦИТО ребенку не была назначена ФЗТ, которая могла бы облегчить течение послеоперационного периода [23]. Оперативное лечение в ЦИТО было предпринято по жизненным показаниям в связи с выраженным цервикальным стенозом. Недооценка сложности выполнения интубации, позднее начало ФЗТ привели к ухудшению состояния пациента.

ВЫВОДЫ

Пациентам с МПС требуется динамическое наблюдение у специалистов и МРТ-контроль шейного отдела позвоночника не реже 2 раз в год.

Оперативное лечение возможно после всестороннего обследования и коллегиального обсуждения состояния больного, обязательно на фоне ФЗТ. Рекомендуется ЭМГ-контроль состояния пациента. Показано выполнение компьютерной томографии легких и трахеи в предоперационном периоде. В связи с «трудны- ми» дыхательными путями для интубации необходимо использование оптической техники: фибробронхоско-па, ларингеального воздуховода, ларингоскопа. Вязкость мокроты, способствующая ателектазированию легких, а также парез межреберных нервов и диафрагмы делают задачу перевода пациента с ИВЛ на самостоятельное дыхание в случаях позднего выявления заболевания и не начатого своевременно лечения практически невыполнимой.

Список литературы Синдром Марото-Лами - мукополисахаридоз VI типа: случай из практики (ошибки и осложнения)

  • Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению мукополисахаридоза типа VI/Министерство Здравоохранения Российской Федерации; : П.В. Новиков, А.Н. Семячкина, В.Ю. Воинова, Е.Ю. Захарова, Е.Ю. Воскобоева. М., 2013. 22 с.
  • Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: атлас-справочник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2007. 448 с.
  • Pediatric Cardiovascular Medicine/Eds. J.H. Moller, J.I.E. Hoffman. Wiley & Sons, 2012. 1076 pp.
  • Lachman R. Taybi and Lachman's Radiology of Syndromes, Metabolic Disorders and Skeletal Dysplasias. 5th Edition. Mosby, 2006. 1408 pp.
  • Neufeld E. F., Muenzer J. The mucopolysaccharidoses. In: The Metabolic and Molecular Bases of Inherited Disease. 7th Edition/Eds. C.R. Sriver, A.L. Beaudet, W.S. Sly, D. Valle. New York: McGraw-Hill, 1995. Р. 3421-3452.
  • A new dysostosis with urinary elimination of chondroitin sulfate B/P. Maroteaux, B. Leveque, J. Marie, M. Lamy//Presse Med. 1963. Vol. 71. P. 1849-1852.
  • Новиков П.В. Лизосомные болезни накопления -актуальная проблема педиатрии и современные возможности патогенетического лечения//Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2014. Т. 59, № 4. С. 4-9
  • Spinal cord compression in young children with type VI mucopolysaccharidosis/D.D. Horovitz, T. de S. Magalhães, A. Pena e Costa, L.E. Carelli, D. Souza e Silva, A.P. de Linhares e Riello, J.C. Llerena Jr.//Mol. Genet. Metab. 2011. Vol. 104, N 3. P. 295-300.
  • Григорьева В.Н., Белова А.Н., Рогожкин С.Б. Миелопатия и возможности ее лечения при мукополисахаридозах (обзор литературы и собственное наблюдение)//Неврол. журн. 2011. Т. 16, N 3. С. 10-17.
  • Изучение мукополисахаридозовв ЦИТО/Л.К. Михайлова, О.Л. Нечволодова, С.В. Колесов, А.А. Кулешов, Н.А. Корышков, О.А. Полякова//Приоровские чтения: сб. работ Всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 110-113.
  • Мукополисахаридоз VI типа: множественные висцеральные поражения и лечение Наглазимом/А.С. Писарюк, П.В. Лазарев, Т.В. Лобжанидзе, А.А. Шаваров//Клинич. фармакология и терапия. 2014. Т. 23, № 3. С. 76-81.
  • Скелетные проявления при мукополисахаридозах различных типов/Н.В. Бучинская, М.М. Костик, И.А. Чикова, Е.А. Исупова, О.В. Калашникова, В.Г. Часнык, А.В. Губин, С.О. Рябых, П.В. Очирова//Гений ортопедии. 2014. № 2. С. 81-90.
  • Reference for the 2011 revision of the international standards for neurological classification of spinal cord injury/S.C. Kirshblum, W. Waring, F. Biering-Sorensen, P.S. Burns, M. Johansen, M. Schmidt-Read, W. Donovan, D.E. Graves, A. Jha, L. Jones, M.J. Mulcahey, A. Krassioukov//J. Spinal Cord Med. 2011. Vol. 34, N 6. P. 547-554.
  • Compston A. Aids to the investigation of peripheral nerve injuries. Medical Research Council: Nerve Injuries Research Committee. His Majesty’s Stationery Office: 1942; pp. 48 (iii) and 74 figures and 7 diagrams; with Aids to the examination of the peripheral nervous system. By Michael O’Brien for the Guarantors of Brain. Saunders Elsevier: 2010; pp. 64 and 94 Figures//Brain. 2010. Vol. 133, N 10. P. 2838-2844.
  • Белова А.Н. Нейрореабилитация: рук. для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Антидор, 2002. 736 с.
  • A qualitative systematic overview of the measurement properties of functional walk tests used in the cardiorespiratory domain/S. Solway, D. Brooks, Y. Lacasse, S. Thomas//Chest. 2001. Vol. 119, N 1. P. 256-270.
  • The six-minute walking test in children with cystic fibrosis: reliability and validity/V.A. Gulmans, N.H. van Veldhoven, K. de Meer, P.J. Helders//Pediatr. Pulmonol. 1996. Vol. 22, N 2. P. 85-89.
  • Physiologic response of the six-minute walk test in children with juvenile idiopathic arthritis/E. Paap, J. van der Net, P.J. Helders, T. Takken//Arthritis Rheum. 2005. Vol. 53, N 3. P. 351-356.
  • Six-minute walking test to assess exercise tolerance and cardiorespiratory responses during training program in children with congenital heart disease/W. Moalla, R. Gauthier, Y. Maingourd, S. Ahmaidi//Int. J. Sports Med. 2005. Vol. 26, N 9. P. 756-762.
  • Six-minute walk test in children and adolescents/R. R. Geiger, A. Strasak, B. Treml, K. Gasser, A. Kleinsasser, V. Fischer, H. Geiger, A. Loeckinger, J.I. Stein//J. Pediatr. 2007. Vol. 150, N 4. P. 395-399. 399. e1-e2.
  • Threshold effect of urinary glycosaminoglycans and the walk test as indicators of disease progression in a survey of subjects with mucopolysaccharidosis VI (Maroteaux-Lamy syndrome)/S.J. Swiedler, M. Beck, M. Bajbouj, R. Giugliani, I. Schwartz, P. Harmatz, J.E. Wraith, J. Roberts, D. Ketteridge, J.J. Hopwood, N. Guffon, M.C. Sá Miranda, E.L.Teles, K.I. Berger, C. Piscia-Nichols//Am. J. Med. Genet. A. 2005. Vol. 134A, N 2. P. 144-150.
  • Direct comparison of measures of endurance, mobility, and joint function during enzyme-replacement therapy of mucopolysaccharidosis VI (Maroteaux-Lamy syndrome): results after 48 weeks in a phase 2 open-label clinical study of recombinant human N-acetylgalactosamine 4-sulfatase/P. Harmatz, D. Ketteridge, R. Giugliani, N. Guffon, E.L. Teles, M.C. Miranda, Z.F. Yu, S.J. Swiedler, J.J. Hopwood; MPS VI Study Group//Pediatrics. 2005. Vol. 115, N 6. P. e681-e689.
  • Enzyme replacement therapy for mucopolysaccharidosis VI: a phase 3, randomized, double-blind, placebo-controlled, multinational study of recombinant human N-acetylgalactosamine 4-sulfatase (recombinant human arylsulfatase B or rhASB) and follow-on, open-label extension study/P. Harmatz, R. Giugliani, I. Schwartz, N. Guffon, E.L. Teles, M.C. Miranda, J.E. Wraith, M. Beck, L. Arash, M. Scarpa, Z.F. Yu, J. Wittes, K.I. Berger, M.S. Newman, A.M. Lowe, E. Kakkis, S.J. Swiedler; MPS VI Phase 3 Study Group//J. Pediatr. 2006. Vol. 148, N 4. P. 533-539.
Еще
Статья научная