Синергия логистическо-производственных кластеров как основа углубления межрегиональной кооперации между Россией и Китаем

Бесплатный доступ

В статье исследуется потенциал интегрированных логистическо-производственных кластеров как ключевого инструмента углубления межрегионального сотрудничества между Россией и Китаем. Автор обосновывает необходимость перехода от разрозненных индустриальных и логистических парков к системе сквозных межрегиональных производственно-логистических коридоров, связывающих конкретные российские регионы с китайскими провинциями через цепочку взаимодополняющих интегрированных логистическо-производственных кластеров.

Российско-китайское сотрудничество, межрегиональные связи, индустриальные парки, промышленная кооперация, производственно-логистические коридоры

Короткий адрес: https://sciup.org/148332330

IDR: 148332330

Текст научной статьи Синергия логистическо-производственных кластеров как основа углубления межрегиональной кооперации между Россией и Китаем

В совместном заявлении Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики в марте 2023 года обозначены восемь ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года [1]. Реализация этих направлений, в особенности развитие взаимосвязанной логистической системы и достижение более высокого качественного уровня промышленной кооперации, представляется невозможной без интеграции производственных цепочек в единую логистическую среду. Настоящее исследование обосновывает тезис о том, что качественный прорыв в

ГРНТИ 06.51.77

EDN MZISCH

Анастасия Александровна Ковалева – ассистент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID ID 0009-0004-3874-7836

Данная статья подготовлена по материалам сессии ПМЭФ-2024 «Россия-Китай». Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 30.05.2025).

межрегиональном сотрудничестве возможен через целенаправленное создание интегрированных логистическо-производственных кластеров (ИЛПК), представляющих собой не просто совокупность предприятий на огороженной территории, а синергетические узлы в спроектированных сквозных межрегиональных производственно-логистических коридорах.

Проблема фрагментации

Китайские инвесторы уже давно реализуют проекты в индустриальных парках России, являясь по итогам 2023 года лидерами по инвестициям среди зарубежных резидентов наряду с Турцией, Германией и Данией [2]. Однако скромная динамика, традиционная отраслевая структура и неравномерность географии китайских инвестиций свидетельствуют о реализованном не в полной мере потенциале российских индустриальных парков [3], пространственной разобщенности и отсутствии эффективных механизмов интеграции производственных цепочек в единую логистическую среду.

Современная практика развития российско-китайских индустриальных парков демонстрирует критическую слабость, заключающуюся в разрыве между логистической функцией и производственным переделом. Логистические парки (портовые терминалы, пограничные хабы типа Забайкальска или Суйфэньхэ) часто существуют изолированно, фокусируясь на транзите сырья (лес, уголь, руды) или готовых товаров, не создавая достаточной добавленной стоимости на российской территории и слабо стимулируя кооперацию с предприятиями прилегающих регионов. Производственные парки (типа «Узловая» в Тульской области или ТОРы с переработкой рыбы на Камчатке), в свою очередь, сталкиваются с высокими издержками входящей/исходящей логистики, зависимостью от непредсказуемой пропускной способности инфраструктуры и сложностями в установлении прямых связей с поставщиками/потребителями в китайских провинциях из-за отсутствия «бесшовных» транспортных решений.

Этот разрыв приводит к тому, что экономический эффект локализуется в точке размещения индустриального парка, не формируя устойчивых цепочек добавленной стоимости, протянувшихся через несколько регионов России и уходящих вглубь Китая. Региональные администрации взаимодействуют преимущественно вокруг конкретных проектов или инфраструктурных проблем, а не в рамках согласованной стратегии развития взаимосвязанных производственных и логистических мощностей.

Интегрированный логистическо-производственный кластер как синергетический узел в сквозных межрегиональных производственно-логистических коридорах

Интегрированный логистическо-производственный кластер представляет собой качественно новую модель, где логистическая инфраструктура и перерабатывающие/сборочные производства развиваются коэволюционно, в рамках единого управленческого и пространственного контура, на стратегически выбранных узлах транспортного коридора. Предполагается, что такие ИЛПК будут обладать несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, это – двойная циркуляция в виде четкого логистического профиля (порт-хаб, пограничный терминал, железнодорожный узел) и сопряженной производственной специализации, напрямую вытекающей из логистической роли кластера и ресурсной базы прилегающего региона. Например, ИЛПК в порту Восточный (Приморье) специализируется на перевалке угля и контейнеров (логистика) и одновременно размещает мощности по обогащению угля или производству электродов (передел), используя импортные реагенты из Северо-Восточного Китая и поставляя продукцию как на экспорт, так и для внутренних нужд Дальнего Востока. ИЛПК в Красноярске (железнодорожный узел) фокусируется на консолидации лесных грузов из Иркутской области (логистика) и включает цеха по производству пеллет, клееного бруса или целлюлозы (передел) с ориентацией на экспорт через Дальний Восток или поставки для мебельных фабрик в Харбине провинции Хэйлунцзян.

Во-вторых, ИЛПК стимулирует кооперацию внутри кластера (логистический оператор обеспечивает ритмичные поставки сырья для переработчика; производитель полуфабриката использует складские мощности хаба) и между ИЛПК в рамках коридора. Например, полуфабрикат (обогащенный уголь, пеллеты), произведенный в глубинном ИЛПК (Красноярск), становится сырьем для конечного передела (производство энергии, мебельные плиты) в ИЛПК у границы (Забайкальск) или в китайской части коридора (Суйфэньхэ, Харбин), что создаст устойчивый грузопоток.

В-третьих, критически важный аспект – это смещение передела как можно ближе к месту до-бычи/заготовки сырья в российских регионах. ИЛПК в ресурсных регионах Сибири и Дальнего Востока

(Красноярск, Иркутск, Хабаровск) предназначены не только для первичной сортировки и отгрузки сырья, но и для производства продуктов с высокой добавленной стоимостью (целлюлоза вместо кругляка, алюминиевые прокаты вместо глинозема, концентраты редкоземов). Это способно увеличить доходы регионов-доноров, снизить нагрузку на магистральную инфраструктуру, перевозятся более компактные и дорогие грузы, создать основу для развития смежных отраслей.

Создание сквозных межрегиональных производственно-логистических коридоров

Сквозной межрегиональный производственно-логистический коридор (СМПЛК) – это не просто транспортная трасса, а спроектированная экономическая артерия, объединяющая цепь взаимодополняющих ИЛПК на территории России и Китая, связывающая конкретные регионы-партнеры и управляемая как единая система. Его архитектура должна включать четкую региональную привязку и цепочку специализированных ИЛПК. Региональная привязка предполагает, что коридор определяется парами «российский регион-источник/производитель» – китайский регион-потребитель/переработчик», что способно сфокусировать усилия региональных властей и бизнеса. Что касается взаимосвязанной цепи ИЛПК, представляется целесообразной условная модель организации СМПЛК, представленная на рисунке.

ИЛПК-Генератор

ИЛПК-Шлюз

ИЛПК-Интегратор

ИЛПК-Потребитель

Рис. Цепь ИЛПК, входящая в архитектуру СМПЛК (составлено автором)

Конкретизацию модели предлагается осуществить на примере пилотного СМПЛК Красноярск – Харбин. Расположенный в регионе-источнике сырья или промышленном центре ИЛПК-Генератор выполняет задачи глубокой переработки местных ресурсов, производства сложных компонентов, консолидации грузов, формирования экспортных партий. Например, Красноярск осуществляет переработку леса и производит клееный брус и целлюлозу или осуществляет переработку алюминия и производит прокат для автопрома. Далее ИЛПК-Шлюз (ключевой пограничный транспортный узел на территории РФ) выполняет задачи по эффективной перевалке грузов между видами транспорта, очистке, складированию, финальной доработке/сборке продукции под требования китайского рынка. Например, в Забайкальске осуществляется прием клееного бруса из Красноярска с последующей финальной обработ-кой/упаковкой под заказ мебельных фабрик Харбина.

На следующем этапе ИЛПК-Интегратор, расположенный в приграничной китайской провинции, осуществляет дистрибуцию российской продукции вглубь Китая, глубокую переработку российских полуфабрикатов, организует обратные грузопотоки (комплектующие, оборудование для российских ИЛПК); обеспечивает логистику для совместных производств. Например, в Суйфэньхэ производят мебель из клееного бруса, осуществляют переработку целлюлозы в картон/упаковку для китайского рынка.

Наконец, заключительным звеном выступает ИЛПК-Потребитель в регионе-партнере на территории КНР, задачей которого является конечное потребление российской продукции, использование российских полуфабрикатов в высокотехнологичном производстве, выпуск оборудования/комплектую-щих для нужд российской части коридора. Например, это может быть ИЛПК под Харбином, включающий автомобильный завод, использующий алюминиевый прокат из Красноярска, строительные компании, а также научно-производственный центр по разработке оборудования для лесопереработки для поставок в Сибирь.

Синергия ИЛПК в рамках СМПЛК создает мощные драйверы межрегионального сотрудничества, систематизированные в таблице. Предполагается, что каждый ИЛПК сможет извлечь существенные эффекты от реализации предложенной модели. Для Красноярского края в числе таких эффектов будут рост глубокой переработки сырья, приток китайских инвестиций в производство, создание высококвалифицированных рабочих мест, развитие смежных отраслей, увеличение налоговой базы, технологическая модернизация через поставки оборудования. Забайкальский край превратится из транзитной территории в центр добавленной стоимости и логистический хаб с последующим ростом занятости. Для провинции Хэйлунцзян будут обеспечены стабильные поставки качественных полуфабрикатов

(лес, металл), развитие перерабатывающих производств, доступ к сибирскому рынку для сбыта обору-дования/товаров.

Таблица

\

Драйверы межрегионального сотрудничества в рамках СМПЛК

\

Драйвер

Содержание

Совместное планирование и управление коридором

Создание совместной управляющей компании коридора с участием представителей администраций регионов-партнеров (РФ и КНР), управляющих компаний ИЛПК, ключевых резидентов-грузовладельцев и логистических операторов для совместного принятия решений на региональном уровне

Снижение транзакционных издержек и повышение предсказуемости

Сквозная интеграция процессов в ИЛПК (единые стандарты обработки грузов, предсказуемые сроки доставки, согласованные тарифы, цифровизация) снижает риски и издержки для производителей

Стимулы для локализации производств

Развитая и предсказуемая логистика, наличие подготовленных площадок и льготный режим в ИЛПК-Генератор и ИЛПК-Шлюз делают выгодным перенос передела в российские регионы

Формирование межрегиональных производственных кластеров

СМПЛК становится осью, вокруг которой естественным образом формируются кластеры смежных производств и услуг в регионах-партнерах

Развитие обратных грузопотоков и технологического обмена

Успешная работа коридора с грузами из РФ в КНР создает основу для заполнения обратного направления. Это могут быть не только потребительские товары, но и высокотехнологичное оборудование для модернизации производств в российских ИЛПК, комплектующие, технологии

Кроме того, реализация предложенной модели на примере пилотного СМПЛК Красноярск – Харбин позволит сформировать устойчивые административные и деловые связи между Красноярском и Харбином, развить кооперацию Красноярска и Забайкальска внутри РФ, а также создаст прецедент для тиражирования на другие направления (Урал-СУАР, Поволжье – Центральный Китай).

Заключение

Таким образом, трансформация разрозненных индустриальных и логистических парков в взаимосвязанную сеть интегрированных логистическо-производственных кластеров (ИЛПК), образующих сквозные межрегиональные производственно-логистические коридоры (СМПЛК) между конкретными регионами России и Китая, представляет собой эффективный путь углубления межрегиональной кооперации. Успех будет измеряться не только тонно-километрами, но и ростом числа совместных производств, объемом продукции глубокой переработки, созданной в российских ИЛПК, снижением совокупных издержек цепочек поставок и, главное, качественным усилением прямых экономических и административных связей между регионами. Такие коридоры, основанные на синергии логистики и производства, способны превратить межрегиональное сотрудничество из лозунга в реальный драйвер взаимовыгодного экономического партнерства.