Синкретизм художественного времени в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Автор: Молодцов Алексей Борисович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье излагается новый подход к изучению категории времени в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Вследствие влияния поэзии Б. Пастернака на его прозу произошла модификация жанра романа. Семантическая структура «Доктора Живаго» соответствует пространству и времени лирического стихотворения, чей масштаб многократно умножился, появился связный сюжет, однако принципы его построения остались лирическими. В частности, Б. Пастернак воспринимает время как совершенное лирическое время, то есть как нераздельную связь прошлого, настоящего и будущего. Синкретизм времени является следствием синкретического восприятия родов литературы Б. Пастернаком, который не мыслил эпоса, лирики и драмы отдельно друг от друга. Исключительная роль времени в художественном мире «Доктора Живаго» обусловлена как общими модернистскими «поисками утраченного времени», так и особенностями «персональной эстетики» Б. Пастернака, для которой свойственно трагическое мировосприятие. Таким образом, трагичность присуща «Доктору Живаго» на универсальном уровне. Трагичность проявляется в четкой, по сути музыкальной, структуре сюжета и его внутренней завершенности (каждый элемент сюжета - часть целого замысла, содержащая те же проблемы и приемы в меньшем масштабе). С позиций целостного восприятия времени в романе дано большинство эпизодов, играющих смыслообразующую роль всего произведения. Более того, с развитием сюжета отдельные мотивы многократно усложняются, поскольку переплетаются, даются с разных точек зрения разных персонажей в разное время, но всегда образуют единство.

Еще

Время, синкретизм, трагедия, сюжет, музыкальность, жанр

Короткий адрес: https://sciup.org/149141351

IDR: 149141351   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-238

Список литературы Синкретизм художественного времени в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  • Воротынцева К.А., Тюпа В.И. Повседневность и катастрофа // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. С. 139–155.
  • Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1993. С. 241–273.
  • Жиличева Г.А. Интерференция повествовательных инстанций // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. С. 104–126.
  • Жолковский А.К. Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 608 с.
  • Иванов Вяч.И. Достоевский и роман-трагедия // Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995. С. 266–303.
  • Кузнецов И.В. Внутренний сюжет // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. С. 180–194.
  • Лейдерман Н.Л. Теория жанра: исследования и разборы. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 904 с.
  • Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака // С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. М.: Советский писатель, 1990. С. 170–183.
  • Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. М.: АСТ, 2015. 704 с.
  • Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 4. М.: СЛОВО / SLOVO, 2004. 756 с.
  • Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Художественная литература, 1989–1992.
  • Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. 512 с.
  • Пятигорский А.М. Пастернак и доктор Живаго. Субъективное изложение философии доктора Живаго // Время и мы. 1978. № 25. С. 167.
  • С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака / сост. Л.В. Бахнов, Л.Б. Воронин. М.: Советский писатель, 1990. 288 с.
  • Урнов Д.М. «Безумное превышение своих сил» // С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. М.: Советский писатель, 1990. С. 215–225.
  • Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
  • Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
Еще
Статья научная