Синтагматические и парадигматические аспекты музыкального текста в религиозной практике ортодоксального ислама
Автор: Шаяхметова А.К.
Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki
Рубрика: Культура и искусство
Статья в выпуске: 2 (16), 2024 года.
Бесплатный доступ
Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.
Макам (звукоряд), джумла (музыкальная фраза), базовая структура (мелоформула), джинсы (тетрахорды), нагма (тон)
Короткий адрес: https://sciup.org/170204324
IDR: 170204324 | DOI: 10.48164/2713-301X_2024_16_59