Система индикаторов для оценки качества роста региональных экономик

Автор: Забелина Ирина Александровна, Клевакина Екатерина Александровна

Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика @ges-jvolsu

Рубрика: Региональная экономика

Статья в выпуске: 6 (29), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье обоснована необходимость использования показателей для оценки качества экономического роста. Выполнен сравнительный анализ энергопродуктивности и интенсивности выбросов углекислого газа для РФ и отдельных стран, в том числе характеризующихся сходными с РФ климатическими условиями. Результаты анализа показали, что в 2011 г. Россия существенно уступала развитым странам и мировой экономике по энергопродуктивности. По показателю «интенсивность выбросов углекислого газа» Россия и Китай превосходят все рассматриваемые страны и мировой уровень. Для российских регионов выполнена оценка энергопродуктивности и эко-интенсивности экономики в отношении основных видов негативного воздействия на окружающую среду (выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления). По результатам оценки установлено, что регионы существенно различаются между собой по рассматриваемым показателям качества экономического роста. В 2010 г. около трети субъектов характеризовалось относительно невысокой энергопродуктивностью экономики. Исследование сравнительной динамики показателя «энергопродуктивность» показало, что в 47 регионах произошел рост эффективности использования энергоресурсов (в период с 2007 по 2010 г.). Установлено, что виды экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «Добыча полезных ископаемых» характеризуются наибольшими показателями эко-интенсивности в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и образования отходов производства и потребления. Полученные результаты оценки показателей качества экономического роста могут быть использованы как при разработке стратегий социально-экономического развития регионов, так и в процессе принятия решений о реализации инвестиционных проектов.

Еще

Регион, экономическое развитие, экологическая нагрузка, экоинтенсивность экономики, энергопродуктивность

Короткий адрес: https://sciup.org/14971048

IDR: 14971048   |   DOI: 10.15688/jvolsu3.2014.6.3

Текст научной статьи Система индикаторов для оценки качества роста региональных экономик

DOI:

Одной из актуальных проблем регионального развития является обеспечение устойчивого экономического роста и переход к «зеленой» экономике, идея которой заключается в трансформации существующей структуры современных экономических систем. Данная концепция предполагает отход от углеродной энергетики и нерационального использования природных ресурсов в сторону низкоуглеродной экономики и бережного отношения к природным богатствам путем снижения ресурсоем-кости промышленной продукции, повышения энергоэффективности и энергосбережения на производстве, увеличения генерации электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии, а также использования чистых технологий [18]. В этой связи важное место в современных исследованиях отводится вопросам разработки критериев и характеристик, позволяющих оценить качество экономического роста [3; 19], что особенно актуально для регионов, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Необходимость их использования обусловлена возрастающим масштабом вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот и высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду.

Одним из показателей качества экономического роста является индикатор «энергопродуктивность», который определяется как отношение валового внутреннего продукта (ВВП) к объему использованного в процессе его производства условного топлива. Данный индикатор позволяет в некоторой степени оценить эффективность использования ресурсов в хозяйственной деятельности, что имеет значение в условиях их ограниченности. В данной работе на основе сведений Всемирного Банка [22] выполнены сопоставления данного показателя для Российской Федерации и некоторых стран, в том числе со сходными климатическими условиями (Финляндия, Норвегия и Швеция) за период с 1990 по 2011 г. (см. рис. 1). За последние десятилетия в мировой экономике наблюдается устойчивый рост энергопродуктивности, что связано с развитием соответствующих технологий, в том числе благоприятными институциональными условиями для их разработки и внедрения в отдельных странах.

По данным за 2011 г. значение показателя «энергопродуктивность» для мировой экономики составило 5 605 $ ВВП/т. н. э. Значения, превышающие общемировой уровень, отмечаются в наиболее развитых экономиках: при использовании 1 т. н. э. производится от 6 319 $ (США) до 10 970 $ (Великобритания) ВВП. Стоит отметить, что в их числе есть страны с суровыми климатическими условиями. Так, в Норвегии и Швеции энергопродуктивность составляет 8 227 $ и 6 717 $ ВВП соответственно. Россия (2 881 $) и Китай (3 655 $) существенно уступают по данному показателю странам-лидерам. Однако необходимо сказать, что именно в Китае отмечался наибольший рост энергопродуктивности (255 % за период с 1990 по 2011 г.).

Другой характеристикой качества экономического роста является показатель «эко-интенсивность» [1]. Он определяет степень негативного воздействия на природные ресурсы и среды (например, это может быть объем сбросов или выбросов различных загрязняющих веществ, объем образования отходов производ- ства и потребления) в расчете на единицу экономического результата, под которым можно понимать различные экономические величины, характеризующие состояние хозяйственной системы страны или региона. По интенсивности выбросов углекислого газа (от сжигания иско- паемого топлива и в процессе производства цемента) в расчете на доллар ВВП среди рассматриваемых стран выделяются Китай и РФ (0,9 и 0,8 кг/долл. ВВП), которые по данному показателю превосходят все остальные страны и мировой уровень – 0,5 кг/долл. ВВП (рис. 2).

Рис. 1. Энергопродуктивность ($ ВВП по паритету покупательной способности в расчете на тонну условного топлива), 1990–2011 гг.

Примечание. Составлено авторами по: [22].

Рис. 2. Выбросы CO2, образующиеся от сжигания ископаемого топлива и в процессе производства цемента (в расчете на $ ВВП), 1990–2009 гг.

Примечание. Составлено авторами по: [22].

При этом стоит отметить, что динамичное экономическое развитие Китая в последние годы сопровождалось существенным снижением интенсивности данного вида воздействия в расчете на доллар ВВП (на 63 % за период с 1990 по 2009 г.). Это объясняется существенным ростом макроэкономических показателей страны за рассматриваемый временной интервал.

Показатели качества экономического роста нужно оценивать и на региональном уровне. В современных исследованиях важное место занимают работы, направленные на разработку новых подходов, совершенствование и адаптацию существующих методик по определению критериев устойчивости развития экономических систем. Для отдельных регионов рассчитаны: индикатор «истинные сбережения» [9; 10], показатель «экологический след» [19], индекс скорректированных чистых накоплений и индекс развития человеческого потенциала [2] и т. д. Стоит также отметить работы, связанные с корректировкой традиционных макроэкономических показателей (ВВП и ВРП), методика расчета которых не учитывает потребление природного капитала и затраты, связанные с загрязнением окружающей среды в процессе производства экономических благ [8; 16; 17; 21].

В данном исследовании была выполнена оценка показателей «энергопродуктив- ность» и «эко-интенсивность» для регионов РФ. В качестве эмпирической базы использованы следующие официальные данные Федеральной службы государственной статистики [11–13; 15], Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [7]:

  • –    валовой региональный продукт в разрезе основных видов экономической деятельности;

  • –    объем потребленной электрической энергии;

  • –    объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты;

  • –    объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников;

  • –    объем образования отходов производства и потребления.

Энергопродуктивность рассчитывалась как отношение ВВП (ВРП) к объему потребленной в процессе его производства электрической энергии:

Y E GDP =    ,

E где E – объем потребленной электрической энергии; Y – ВВП (ВРП).

Сравнительный анализ показал, что российские регионы существенно отличаются между собой по рассматриваемой величине (рис. 3). Значение показателя «энергопродук-

Рис. 3. Энергопродуктивность региональных экономик, 2010 г.

Примечание. Составлено авторами.

тивность» колеблется от 3 до 122 руб./кВт*ч. Значительная часть субъектов (около 30 % от общего количества), среди которых преимущественно регионы Сибирского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов, характеризуется невысокой энергопродуктивностью экономики (менее 20 руб./кВт*ч). За период с 2007 по 2010 г. в 47 субъектах РФ, преимущественно Центрального (13 регионов), Приволжского (10) и Дальневосточного (7) федеральных округов, наметилась тенденция к росту эффективности использования энергоресурсов.

При этом наибольшие сдвиги отмечены в Пермском крае (46 %), Белгородской области и Республике Дагестан (20–30 %), Республике Башкортостан и Саратовской области (15–20 %). В остальных регионах, преимущественно Северо-Западного федерального округа, величина энергопродуктивности уменьшается. Наибольшее снижение показателя произошло в субъектах, которые характеризуются значительным увеличением энергопотребления, опережающим рост ВРП: Республика Ингушетия, Астраханская область и Чеченская Республика (26–20 %), Вологодская область, Республика Адыгея, Республика Алтай и Сахалинская область (20–10 %).

Для каждого вида экономической деятельности и экологической нагрузки был рассчитан показатель «эко-интенсивность»:

E i =

P i Y ,

где Ei –эко-интенсивность соответствующего вида негативного воздействия; Pi – соответствующая экологическая нагрузка; Y – экономический результат.

Под экономическим результатом можно понимать различные экономические величины, характеризующие состояние хозяйственной системы региона. В частности, в данной работе в качестве экономического результата рассматривается вклад вида экономической деятельности в создание ВРП. В большинстве регионов наименьшее воздействие на атмосферу в расчете на тысячу рублей ВРП оказывают горно-добывающая и обрабатывающая промышленности. Значения показателей в большинстве субъектов РФ не превышают 5 кг загрязняющих веществ на тысячу рублей добавленной стоимости. Наибольшее воздействие на атмосферу в расчете на тысячу рублей ВРП оказывает вид экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды (рис. 4). Это связано в основном с тем, что во многих регионах, в том

Рис. 4. Эко-интенсивность загрязнения атмосферы вида деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в расчете на произведенный вклад в ВРП, 2007–2010 гг.

Примечание. Составлено авторами.

числе и в приграничных (Приморском, Хабаровском и Забайкальском краях, которые могут обеспечить перетоки в Китай и другие страны АТР), генерация полностью основывается на тепловых электростанциях. Энергосистемы Сибири и Дальнего Востока характеризуются выбросами от 5 кг загрязняющих веществ на тысячу рублей ВРП.

Наибольшими показателями интенсивности образования отходов в расчете на единицу добавленной стоимости характеризуется горнодобывающая отрасль, которая наряду с этим является одним из основных потребителей электроэнергии. Причем наибольшие значения показателя наблюдаются в регионах Сибири, в отдельных субъектах которого в процессе добычи полезных ископаемых в 2009 г. образо- валось от 11 до 18 т отходов на каждую тысячу рублей ВРП.

В таблице приведены показатели экоинтенсивности отдельных регионов Сибирского федерального округа (Забайкальский край, Красноярский край, Новосибирская область). При этом показатели рассчитаны за период, предшествующий мировому финансовому кризису (2007 г.) и период кризисных явлений в экономике (2009 г.). Динамика эко-интенсивности обнаруживает наличие следующей негативной тенденции: несмотря на обозначенную инновационную направленность развития энергетической отрасли, в некоторых регионах наблюдается увеличение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и образования отходов в процессе генерации электроэнергии.

Таблица

Эко-интенсивность загрязнения окружающей среды в отдельных регионах Сибирского федерального округа

Показатели

Эко-интенсивность загрязнения атмосферы, кг/тыс. руб.

Эко-интенсивность сброса сточных вод, м3/тыс. руб.

Эко-интенсивность образования отходов, кг/тыс. руб.

2007

2009 1 рост, %

2007

2009 1 рост, %

2007 1 2009 п рост, %

Регион

Забайкальский край

Добыча полезных ископаемых

4,6

3,5

-24

10

10,5

5

11 335

10 883

-4

Обрабатывающие производства

1,5

1,2

-20

0,3

0,3

-23

44

16

-63

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10,1

13,2

32

29,3

23,2

-21

65

71

8

Регион

Красноярский край

Добыча полезных ископаемых

1,6

1,8

13

3,2

2,5

-21

14 919

17 689

19

Обрабатывающие производства

2,8

2,8

-2

4,2

3,9

-7

300

854

185

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23

18,7

-19

208

167

-20

109

108

-1

Регион

Новосибирская область

Добыча полезных ископаемых

1,4

0,9

-31

0,4

1

4

289

Обрабатывающие производства

0,1

0,1

-10

0,1

1,2

1

-18

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,5

5,2

-6

21

37,2

33,1

-11

Примечание. Составлено авторами.

В частности, в Новосибирской области и Красноярском крае существенно выросла экоинтенсивность образования отходов видов деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». В отличие от крупных промышленных центров, в Забайкальском крае наблюдается рост показателей за период с 2007 по 2009 г.: на 32 % в отношении загрязнения атмосферы и на 8 % в отношении образования отходов. На сегодняшний день в данном регионе продолжают реализовываться совместные российско-китайские проекты, большая часть которых направлена на освоение месторождений полезных ископаемых на юго-востоке Забайкалья [4–6; 20]. Поскольку процесс добычи большинства имеющихся минерально-сырьевых ресурсов сопровождается образованием значительных объемов загрязнений и разрушением экосистем [14], данные инициативы могут оказать негативное влияние на окружающую среду, что, конечно, отразится на показателях качества экономического роста. Таким образом, в условиях модернизации производства и ориентации на «зеленую» экономику индикаторы эко-интенсивности и энергопродуктивности наряду с относительными показателями экологической нагрузки являются важными характеристиками развития социо-эколого-экономической системы региона. Использование индикаторов на уровне отдельных инвестиционных проектов позволяет сравнивать варианты их реализации не только по их вкладу в экономический рост, но и с позиции качества этого роста.

Список литературы Система индикаторов для оценки качества роста региональных экономик

  • Бобылев, С. Н. Индикаторы устойчивого развития России/С. Н. Бобылев, П. А. Макеенко. -М.: ЦПРП, 2001. -220 с.
  • Бобылев, С. Н. Индикаторы устойчивого развития Уральского региона/С. Н. Бобылев, С. В. Соловьева, К. С. Ситкина//Экономика региона. -2013. -№ 2 (34). -С. 10-17.
  • Ван дер Вейн, А. Экологические индикаторы качества экономического роста/А. Ван дер Вейн, И. П. Глазырина, М. А. Мазнева, Л. М. Фалейчик, Т. В. Филатова//Использование и охрана природных ресурсов в России. -2005. -№ 6. -С. 104-111.
  • Глазырина, И. П. Минерально-сырьевой комплекс в ЭКОномике Забайкалья: опасные иллюзии и имитация модернизации/И. П. Глазырина//ЭКО. -2011. -№ 1. -С. 19-35.
  • Глазырина, И. П. ЭКОлогическая составляющая ЭКОномического развития: приграничные регионы России и Китая/И. П. Глазырина, И. А. Забелина, Е. А. Клевакина//ЭКО. -2014. -№ 6. -С. 5-24.
  • Глазырина, И. П. Приграничное сотрудничество в свете инвестиционных процессов: пока минусов больше, чем плюсов/И. П. Глазырина, А. А. Фалейчик, Л. М. Фалейчик//ЭКО. -2011. -№ 9. -С. 51-70.
  • Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации». -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101. -Загл. с экрана.
  • Забелина, И. А. Оценка экологических затрат в произведенном валовом региональном продукте/И. А. Забелина, Е. А. Клевакина//Регион: экономика и cоциология. -2011. -№ 2. -С. 223-232.
  • Зандер, Е. В. Оценка устойчивости развития эколого-экономической системы региона при помощи индикатора «истинных сбережений» (на примере Красноярского края)/Е. В. Зандер, А. И. Пыжев, Ю. И. Старцева//Экономика природопользования. -2010. -№ 2. -С. 6-17.
  • Мекуш, Г. Е. Экономический рост и ущерб будущей экономике: опыт расчета истинных сбережений на региональном уровне/Г. Е. Мекуш//Экономика природопользования. -2006. -№ 6. -С. 99-108.
  • Национальные счета. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#. -Загл. с экрана.
  • Основные показатели охраны окружающей среды. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140094699578. -Загл. с экрана.
  • Охрана окружающей среды в Забайкальском крае: стат. сб. -Чита: Забайкалкрайстат, 2010. -32 с.
  • Помазкова, Н. В. Геоэкологическая оценка воздействия разработок минерального сырья на экосистемы юго-востока Забайкалья/Н. В. Помазкова, Л. М. Фалейчик, О. К. Кирилюк//Устойчивое развитие горных территорий. -2012. -№ 3. -С. 183-189.
  • Потребление электроэнергии по субъектам Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/el-potr.xls. -Загл. с экрана.
  • Рюмина, Е. В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений/Е. В. Рюмина. -М.: Наука, 2009. -331 с.
  • Рюмина, Е. В. Экологически скорректированная оценка экономического развития регионов/Е. В. Рюмина, А. М. Аникина//Проблемы прогнозирования. -2009. -Т. 113, № 2. -С. 78-94.
  • Сдасюк, Г. В. Концепция устойчивого развития «зеленой» экономики: трудности и возможности ее реализации в России/Г. В. Сдасюк//Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник. -2012. -Вып. 7, ч. 1. -С. 561-566.
  • Экологические индикаторы качества роста региональной экономики/под ред. И. П. Глазыриной, И. М. Потравного. -М.: НИА-Природа, 2005. -306 с.
  • Zabelina, I. A. Environmental and Economic Aspects of Natural Resource Use and Problems of Cross-Border Cooperation in Regions of Siberia/I. A. Zabelina, E. A. Klevakina//Problems of Economic Transition. -Vol. 55, iss. 7. -2012. -P. 39-48.
  • Zander, Ye. V. Green GRP as a Macroeconomic Indicator of Economic Growth of a Region (by the Example of Krasnoyarsk Krai)/Ye. V. Zander, Yu. I. Startseva, A. I. Pyzhev//Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». -2010. -Т. 3, № 3. -С. 382-387.
  • The World Bank. -Electronic text data. -Mode of access: http://databank.worldbank.org/data. -Title from screen.
Еще
Статья научная