Система образования в Бокеевской Орде

Автор: Нрлыбай К.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 3-2 (12), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье автором рассмотрены система образования в Бокеевской орде во второй половине ХІХ века

Жангировская школа, система образования, мусульманские мектебы, двухклассное училище

Короткий адрес: https://sciup.org/140108605

IDR: 140108605

Текст научной статьи Система образования в Бокеевской Орде

Бокеевская орда основана в 1801г. грамотою императора Павла І: «Председательствующего в ханском совете киргиз-кайсакской Малой орды Букея султана, сына Нуралиханова принимаю к себе охотно, дозволяя кочевать там, где пожелаеет и в знак благоволения назначаю ему медаль золоту, которую носит на шее, черной ленте» [1, с.52]. Несмотря на то, что Букеевская орда образована фактически в начале ХІХ столетия, ее статус юридически оформлена в 1812г. «Султан Букей был провозглашен первым ханом Внутренней орды представителями знати ряда родовых коллективов с соблюдением ритуала поднятия на белой кошме» [2, Сс.44-45].

Бокеевская орда первым из казахских ханств оказалась в структуре Российской империи и при этом сохраняла самостоятельность во внутреннем управлении. Орда-автономное государственное образование со своим управлением, жила своей обособленной жизнью, своими бытовыми обычаями и традициями. Хотя она считалась в подданстве российскому государству, не платила ему никаких налогов и не отбывала перед Российской империей никаких повинностей. Царская администрация в первое время почти не вмешивалась во внутренние дела этой казахской Орды.

В казахской степи ханская власть была ликвидирована реформами 1822-24гг. В Бокеевской орде ханская власть сохранилась до 1845г., т.е. до смерти последнего хана-Жангира.

Хан Жангир владел русским, татарским, персидским, арабскими языками, немного немецким. Будучи сам европейскообразованным, хотел дать своим сородичам хорошое образование. Он положил начало истинному просвещению. «Мы привыкли смотреть на последнего хана Внутренней орды-Джангира Букеева, как на личность, ичключительно заботившуюся о набивке своего кармана без разбора средств и источников, но есть чем и добрым помянуть хана Джангира. Рядом с мусуьманством он положил начало истинному просвещению; какими бы соображениями при этом он руководствовался-всеравно; главное что им было положено начало просвещению» [3, С.6].

Жангир хан неоднократно с убеждением говорил о пользе науки для казахов. «Я уверен,-писал Джангир каждому из родоправителей киргизской орды,-что вы употребите надлежащие старания к вразумлению друзей ваших и всех, кого следует, что если ныне науки приносят столь великую пользу, то внукам нашим и хорошо жить без них нельзя, что безграмотных не незнающих по-русски вовсе не будут определять в родоначальники и другие должности, что нам весьма полезно и выгодно иметь лекарей из казахов, что всякое старание и всякая издержка денежная принесет во сто раз более плода, если она будет употреблена на обучение....ибо лучше употребить деньги нельзя, как на то, что приобрести знание» (№563 от 10.04.1845г.) [3, С.8].

Началом существования школы в Бокеевской орде принято считать 1841г., основателем является хан жангир. Цель Жангировской школы дать детям казахов начальное светское образование, учить русской грамоте, подготовка к поступлению в институты Лесной и корпуса путей сообщения и в училище гражданских инженеров. Еще в 1839г. император по просьбе хана соизволил принять детей казаов в вышеназванные вузы. Поступающие должны были обучены русскому языку и грамоте, получить начальное образование в губернских гимназиях. И в том же году хан ходатайстувет перед губернатором Астраханской области о выделении средств на воспитание шестерых казахских детей в Астраханской гимназии. Видимо, ответ был отрицательным. И хан прилдагает все усилия открыть на территории Бокеевской орды собственную школу.

Школа был открыта 6-го декабря 1841г., в ней преподавались наряду русским языком и религиознымыи дисциплинами математика, фитзика, география и история. Ежегодно 6-декабря проводился приемный экзамен, на котором присутствовал сам хан. Вот что писал хан заведующему школой К.Ольдекону «поручаю Вас ближайший надзор и попечением и нравственностью учащихся, понуждение их к исполнению обязанностей мерами, допускаемыми в русских усебных заведениях» [4, 20-бет].

При жизни Жангир хана школа содержалась не его собственные средства, после смерти хана она начала быстро приходит в упадок. Временный Совет по управлению Внутренней киргизской ордой находя полезным существование Жангировской школы ходадайствует перед Оренбурским генеарл-губернатором разрешить восстановить школу. Вопрос был решен положительно, с 1848г. школа стала содержаться за счет правительства, на что было ассигновано 1404 руб. В школе обучались также дети русских, проживающих на территории Бокеевского ханства.

В 1852г. в Жангровской школе обучались 23 ученика, все они были детьми простых казахов. Таким образом, школа была доступна всем. В своих письмах родоправитеялм хан писал, что в его школе могут обучатся и дети простых казахов и дети знати в одинаковой степени.

Временный Совет по управлению Внутренней киргизской ордой в 1862г. вышел с представлением в областное правление Оренбургскими казахами о необходимости увеличить содержание воспитанников приставочной школе. Ходадайство было удовлетворено. В том же году при школе в Ханской ставке открыта библиотека. Выписана светская литература на 75р., религиозная литература на 25р.

Правительство постепенно начало откырвать новые школы в разных частях Орды. Так, к 17.10.1866г. число школ достигло да восьми. На содержание восьми школ ассигнуется ежегодно из Государственного казначейства 8180р. Учреждение и содержание этих школ за государственный счет было вызвано не только стремлением народа к образованию, но и необходимостью цари зма устранить влияние ислама на казахскон юношество. Таким образом, царское правительство преслодовало цель бороться с мусульманскими мектебами. Мусульманских мектебов, например, в 1872г. было 154, с 3 821 учащимся [5, С.19]. Но правительственные школы были не в состоянии бороться с мектебами, созданными самим народом. С дургой стороны правительственные школы были слабы, не хватало опытных и знающих свое дело учителей, жалование их было мизерным.

В 1871г. в Бокеевскую орды была командирована особая комиссия для сбора социально-экономических и политических, этнографических сведений. Комиссия в отношении образования пришла к выводу, что «...вселдствие слабого надзора со стороны местного начальства, магометанский фанатизм успел захватить в свои руки как народное образование, так и духовное настроение всего кочевого населения Внутренней киргизской орды. Местное начальство не озаботилось устройством в Орде школ с русским направлением, дозволив при том в некоторых населенных пунктах степи преобладание татарского элемента, к которому перешла почти вся местная торговля во вред русским» [8, Л.109].

Министр просвещения объезжая школы Оренбургского округа заметил, что все распоряжения правительства, касающихся казахов, пишутся и печатаются на татарском языке. По мнению министра это важный промах, т.к. администрация сама стала распространил\тельницей татарской письменности. Для устранения недостатков вносит пердложение: впредь все правительственные распоряжение издавать на казахском языке, печатая их руцсскими буквами. Это было невозможно, во-первых, печатание специфических казахских знаков русским алфавитом искажали бы значения слов. Во-вторых, все казахи были грамотны по-татарски, переучивать их было трудно и невозможно. В мусульманских мектебах обучались по 100 мальчишек, а в восьми правительственных школах по 20 мальчиков. А потому восьми школ для изъятия казахов из-под влияния мулл было явно малым.

Школы помещались в домах из сырцового кирпича, поэтому толшько на ежегодный ремонт потребовались огромные деньги. Еще в 1872г. заведующий Ордой, генерал-майор Тверитинов писал: «образовав из семи участковых школ только четыре, причем число учащихся остается то же самое, т.е. вместо двадцати сорок. Закрывая три школы, образуется остаток от упразднений терх учителей в 750р., от ремонта домов-75р., от отоплении-252р., от сторожей-108р., а всего 1185 рублей» [5, С.23].

Всеми денежными средствами распоряжались правители, поэтому учителя были при правителях. Они использовали деньги не по назначению, школы оставались без средств существования и детям-интернам было нечего есть. И дети разбегались по аулам, учение приостановилось.

Школы Бокеевской орды в 1879г. прешли в ведение Министерства народного просвещения. Постановлением Комитета министров от 11.06.1876г. управление Бокеевской ордой было передано из ведомства Оренбургского генерал-губернаторства в ведение Астраханской области. Несмотря на то, что территория Бокеевской орды была подчинена Астраханской губернии, просвещением заведовал Оренбургский учебный округ. Жинагировская школа была преобразована в двухклассное училище.

В Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе для детей казахов было выделено 10 мест. Неплюевский кадетский корпус в 1866г. был преобразован в военную гимназию и для детей казахов выделено 8 мест. Комиссия, которая работала в Бокеевской орде отметила, что казахи охотно отдают своих детей в русские учебные заведения, для материалной поддержки казахи добровольно собрали 16590р., тогда как правительство на содержание восьми школ выделило 8180р. в год.

Фонд библотеки школы в Ханской ставке в 1879г. переданы «Дело», «Отечественные записки», «Журнал конезаводства», экземпляры «Судебной медицины» и некоторые журналы. А в 1880г. каждая школа имела по два-три журнала. На выписку учебников, учебных пособий ассигновано всего 40 рублей в год.

6-декабря 1891г. торжественно отмечается 50-летний юбилей Стаовчного двухклассного русско-казахского училища. На торжественном собрании присутствовали председатель Временного Совета по управлению Бокеевской ордой В.М.Лазаревский и другие чиновники Орды. На торжественном мероприятии инспектор школы А.Е.Алекторов оглашал письмо хана Жангира, написанное им собственноручно своему другу, советнику и правителю Чуке Нуралиеву 50 лет назад. «Известно вам, что нынешние времена необходимо иметь познание не только в чтении и письма, но и в разных науках, без чего хорошо выучиться закону правоверному, пророком Божьим нам данному, ни в особенности без познания русской грамоты быть хорошим должностным чиновником в Орде, именно родоправителем или депутатом. Вам известно, что без таких познаний скорее может быть обманутым нехорошими людьми и весьма замедляется течение-как судебных, общественных, так и частных ваших исков в обидах.

...Я объявлю о сем единственно по любви к народу, Богом и Государем мне вверенному, и опасаяь худых последствий от невежества. Сколько убеждение я в истине этого, служит доказательством то, что и любимого сына своего, наследника ханского достоинства, султана Сахиб Герея, не смотря не на его молодость, ни на следы высокостепенной матери его, ни на смерть брата его, ни на значительные денежные издержки, я отдал учиться в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где будет он находиться, доколе не узнает все науки, для доброго правления нужные.

...В настоящем году я полагаю открыть при Ставке моей училище, и все желающие отдать детей своих в обучение за умеренную плату могут обращаться ко мне с просьбой. О чем я предлагаю вам объявить по ведомству вашему, в особенности султанам, чтобы они рассудили, кого из детей и близких своих могут отдать в открываемую школу и о том донести немедленно и подробно с обозначением лет мальчиков.

...Всякое старание, всякая издержка денежная принесут во сто раз более плода, если они будут употреблены на обучение юношества. Нежели на всякое другое доброе и даже милостивое дело, что лучше употребить денег нельзя, как на то, чтобы приобрести знание. ...и через развитие в науках благородно и честно служить народу» [7, Сс.3-5].

Затем инспектор обращался к казахам, председателю Временного Совета В.М.Лазаревскому, попечителю Оренбургского учебного округа И.Ростовцеву, Астраханскому губернатору Н.Тияшеву с просьбой оказать материальную помощь для того, чтобы при школах открывать ремесленные классы. «Так потрудился все мы здесь присутствующие, кто чем может, на пользу великого дела-народного образования, пусть наши потомки помянуть нас таким же добрым словом, как я поминаю на этом разе давно уже умершего Джангира» [7, С.7].

Заведующий школой М.В.Данилевский в своей речи отмечал: «Дело более или менее правильной организации начального народного образования у нас так ново, так молодо, что празднование 50-летнего юбилея ставочного двухклассного училище является первым не только в Бокеевской орде, да, вероятно, немного таких училищ и во всей России. Оно дорого всем тем, кому дороги интересы начального образования и кто убежден, что распространение элементарных полезных знаний, а также и утверждение в народе правил нравственности-есть дело великое и святое, служащее залогом народного благосостояния и могущества» [7, С.7].

За пятьдесят лет через Жангировскую школу прошло несколько поколений, более 250 человек прошли полный курс обучения; около двухтысяч детей научились грамоте. Лучшие выпускники направлялись для продолжения учебы в учебные заведения России. Так, выпускник Жангировской школы Бахтыгерей Кулманов в 1891г. окончил серебрянной медалью Оренбургскую гражданскую гимназию. В том же году поступает на юридический факультет Сибирского университета [7, С.8].

«В честь столетия образования Бокеевской орды казахская депутация была принята императором. Бокеевские казахи благославляют этот знаменательный день и чтобы увековечить о нем память в своем потомстве добровольно собирали сорок тысяч рублей на образовательные цели» [8].

Статья научная