Системная энзимотерапия и врожденный иммунитет при уролитиазе у котов

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы патогенеза комплексного лечения и профилактики уролитиаза (МКБ) у котов при частичной и полной обструкции уретры с использованием орального энзимного препарата «Wobenzym».

Кошки, энзимотерапия, препарат "вобэнзим"

Короткий адрес: https://sciup.org/14287201

IDR: 14287201

Текст научной статьи Системная энзимотерапия и врожденный иммунитет при уролитиазе у котов

В условиях мегаполисов современной России ЗНОМП- Заболевание нижних отделов мочевыводящих путей у кошек составляют, по данным ряда исследователей от 7,5 до 11% всех форм патологий у этого вида животных, причем в их структуре преобладает мочекаменная болезнь (МКБ, уролитиаз), которая встречается в 60-70% [всех случаев ЗНОМП] гораздо реже регистрируется другие заболевания ЗНОМП (пиелонефриты, бактериальные и идеопатические циститы, хроническая почечная недостаточность) регистрируется гораздо реже. МКБ преимущественно протекает хронически у котов с явлениями дизурии, странг- и поллакиурии со спародической макро- и микрогемотурией. Полное закрытие уретры с последующим переполнением мочевого пузыря может завершиться развитием уремического синдрома или перитонитом на почве разрыва его стенки. [1-8,11,12]

В этой связи мы поставили цель: изучит терапевтическую эффективность смесь растительных и животных ферментов в форме препарата "Вобэнзим" (фирма "Мукос-фарма",ФРГ) при комплексном лечении МКБ у котов, принадлежащим гражданам г.Нижнего Новгорода. Работа выполнялась в условиях Зооветцентра "Фауна" и ветклиники НГСХА "Айболит" (г.Нижний Новгород, 2002-2008 г.г.).

Под наблюдением находилось 46 кастрированных и не кастрированных котов. У 25 животных было установлено частичное или полное закрытие уретры в ее половочленном отделе песком или кристаллами солей в зависимости от рН мочи. Как известно, в кислой моче (рН<7,0) оседают кристаллы мочевой кислоты, оксалатов, ксантина и цистеина, аморфных уратов, а в щелочной (рН >7,0) - в 70-75% случаев кристаллы двойного аммиачного фосфата и магния-струвиты (трипельфосфаты), реже обнаруживаются оксалаты, ураты, углекислый кальций.

У другой части котов регистрировались пробки из гноя и слизи, кристаллов солей или же их присутствие в просвете уретры в гомогенном состоянии при наличии эритроцитов, лейкоцитов, фибрина и т.п. С учетом клинического проявления МКБ (субфебрилитет, ишурия в течении 2-3 дней, дизурия, гематурия, гипогидратация и т.п.) в совокупности с результатами морфо-биохимических и иммунологических исследований проб венозной крови, утренних порций мочи определялась стратегия и тактика комплексного лечения МКБ у котов для достижения поставленной цели настоящей работы. В этой связи все наблюдаемые животные были распределены по группам:

I группа (n=16) больные МКБ с частичной обструкцией уретры;

  • II    группа (n=9) животные с полной обструкцией уретры;

  • III    группа (n=21) с легким течением МКБ

В начале и на завершающем этапе лечения (25-30 дней) у всех наблюдаемых животных в пробах венозной крови, взятых натощак в утренние часы, определялось количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, гематокрит центрифуга МГЦ-8), лейкоцитограмма.

Показатели врожденного иммунитета фагоцитоза/нейтрофилов (ФАН, ФЧ, ФИ, ФЕК), НСТ - тест, бактерицидная, лизоцимная, бета-лизинная активность сыворотки крови - БАСК, ЛАСК, БЛАСК.

Образцы свежей мочи исследовались по унифицированным методикам, принятым в современной клинической диагностике, и опубликованным, как и другие методы исследований, в современных руководствах и справочниках.

На основе цифровых данных, статистически обработанных с помощью лицензированных программ Statistica 6.0 и Microsoft Exel 2003, рассчитывался ряд показателей, в совокупности реально отражающих состояние иммунологической реактивности курируемых животных

Результаты исследований. У котов III группы (n=21) практически в пределах физиологической нормы оставалось количество эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, хотя гематокритное число находилось у ее нижних границ. В утренних пробах свежей мочи выявлялась слабощелочная реакция (pH 7,2-7,3), наличие в осадке кристаллов струвита, единичных - оксалата кальция, лейкоцитов (1-4), микрогематурия (до 10-20 эритроцитов в поле зрения микроскопа). Клинически обнаруживалась поллакиурия, беспокойство, частое вылизывание полового члена и препуция, укорочение временных интервалов между актами мочеиспускания. В просвете половочленной части мочевого канала обнаруживались в гомогенном состоянии гной, слизь, кристаллы, единичные эритроциты, лейкоциты. Для устранения отмеченных выше нарушений и отклонений в поведении и общем состоянии котов III группы назначались ферментные корма (диеты) для подкисления мочи, а так же растительные препараты типа “Кот Эрвин”, “Уролесан” и т.п., обладающие салуретическим, солевыводящим и камнедробящим действием (В соответствии с прилагаемыми рекомендациями и наставлениями). При этом животным обеспечивался свободный доступ к чистой питьевой воде хорошего качества. С лечебнопрофилактической целью они получали в течение недели препарат «Вобэнзим» по 2 таблетки 2 раза в день. Для снятия воспалительных явлений в нижних отделах мочевыводящих путей индивидуально назначался препарат «Байтрил 5% для инъекций», гексаметилентетрамин, глюкоза, симптоматические средства, а в качестве антиоксидантов – 3-х и 5%-ные масляные растворы селенопирана и витамина Е, в дозах и повторностях рекомендуемых их производителями. Клиническое выздоровление котов этой группы наступало в середине или к концу третьей недели комплексного лечения. При этом из 21 леченых котов клинически выздоровело 19 животных (лечебная эффективность – 90,5%). Лишь у 2 из них через 2 месяца был зарегестрирован рецидив МКБ в результате несоблюдения наших рекомендаций по кормлению и содержанию их владельцами.

У котов I группы (n=16) при средней тяжести течения МКБ частичная закупорка уретры сопровождалась общим угнетением, вялостью, потерей, аппетита, выраженной дизурией, поллакиурией. Акт мочеиспускания сопровождался тенезмами и мяуканьем, болезненностью переполненного мочевого пузыря при пальпации. У отдельных особей (4 головы) обнаруживалось утолщение его стенки, а так же частичное оголение покрасневшего и опухшего полового члена. Лечение этих пациентов начинали с цистоценитеза под наркозом с соблюдением правил асептики и антисептики. Удаляемая моча была мутная, желтоватого цвета иногда с буроватым оттенком. В ее осадке обнаруживалось большое количество кристаллов струвита (трипельфосфата), углекислого кальция, иногда оксалата кальция, 10-12 лейкоцитов, 15-18 эритроцитов, 2-5 клеток плоского эпителия уретры, а в 3-х пробах - слизь и дрожжеподобные грибы. В схему комплексного лечения котов I группы включались: промывание мочевого пузыря и уретры (после катетеризации) антисептическими растворами слабой концентрации (хлоргексидина 0,51,0%-ный раствор, перманганата калия раствор 1:1500).

1. Лейкоцитограмма у котов в норме и при МКБ,% (М±m)

Показатели

Клиническ и здоровые (n=7)

Группы и сроки исследований, сут

I (n=7)

II (n=6)

начало

окончание

начало

окончание

1

2

3

4

5

6

Эоз.

2,9±0,1

1,5±0,1**

3,6±0,2

1,3±0,1

3,2±0,2

Баз.

-

-

-

-

-

ММ (ю)

-

0,7±0,1

-

1,0±0,1

-

ПЯН

5,6±0,3

13,6±0,7*

5,2±0,4

20,4±1,0

4,7±0,4

СЯН

41,3±1,5

42,4±2,1

46,3±1,8

43,6±1,5

41,0±1,3

ЛФ.

48,0±1,2

39,1±1,2*

42, ±51,3

30,4±1,3**

48,6±1,5

Мон.

2,2±0,1

2,7±0,3

2,4±0,2

3,3±0,1**

2,5±0,3

Лейк.,109

7,65±0,39

12,86±1,13**

8,42±0,35

16,67±1,25**

9,34±0,32

Примечание: Эоз.- Эозинофилы; Баз.- базофилы; ММ(ю)-(юные); ПЯН, СЯН-палочко- и сегментоядерные; ЛФ – лимфоциты; Мон. –моноциты.

При необходимости, как и в III группе, комплексная терапия включала «Байтрил 5% для инъекций» в сочетании с теми же лекарственными средствами. «Вобэнзим» назначался в течении 3-х недель в той же дозировке. Эффективность лечения составила 81%, а рецидив заболевания обнаруживался через 2-3 месяца по тем же причинам, что и у пациентов III группы.

При лабораторном анализе образцов венозной крови у котов I группы обнаруживались признаки нормоцитарной анемии, на что указало снижение количества эритроцитов, гемоглобина, гематокритного числа до нижних границ стандартного интервала у клинически здоровых животных (р<0,05-0,01). Показатели белой крови у таких пациентов (Табл. 1,2) характеризовались относительно умеренным лейкоцитозом без достоверного снижения ФИ, но при достаточно выраженной фагоцитарной емкости крови (41,3±1,7 против 35,71,6Ч109/л в контроле, р<0,05). При этом в нейтрофилах, при их почти не измененной фагоцитарной активности (65,2±1,8% против 68,3±2,1 в контроле, р>0,05), отмечалось повышение процента позитивно реагирующих клеток в СВ НСТ-теста и снижение такового в его активном варианте (р<0,05), что в конечном итоге, выразилось в существенном снижении других показателей НСТ-теста (КМАН, ИПКМН), совокупно отражающих интенсивность кислородзависимого метаболизма этих клеток белой крови и, следовательно, их биоцидность в отношении объектов фагоцитоза. В частности уровень его интегрального показателя достоверно снижался с 14,1±0,6 до 7,9±0,8 у.е., т.е. более, чем в 1,4 раза (р<0,01) у котов I группы и до 4,9±0,9 у.е. у животных II группы почти в 3 раза (р<0,001).

В тоже время стоит отметить, что гуморальные факторы неспецифической защиты (БАКС, ЛАКС, БЛАСК) практически не претерпевали существенных изменений (р>0,05).

На завершающем этапе комплексного лечения котов I группы (30 сутки) показатели фагоцитоза и НСТ-теста полиморфноядерных нейтрофилов (ПЯН) соответствовали таковым у клинически здоровых животных (табл.2).

Подобная картина наблюдалась у котов этой группы и в отношении гуморальных факторов неспецифической защиты, т.е. БАСК, ЛАСК, БЛАСК.

В целом как видно из табличных данных, у котов I группы наблюдалась активизация показателей врожденного иммунитета. Под влиянием СЕТ и принятых лечебно – профилактических мер в конце срока наблюдений (30 сут.) эти животные практически становились клинически здоровыми, а биохимические показатели фактически приближались к нормативным значениям (р>0,05).

В отличие от котов I группы, при тяжелом течении МКБ у животных II группы многие из клинико-гематологических, иммунологических и биохимических тестов имели существенные отклонения на почве достаточно выраженных патологических изменений в организме и тканях, курируемых пациентов. Так, у них регистрировалось достоверное снижение количества эритроцитов, гемоглобина, гематокритного показателя и, как следствие, нормо– и микроцитарная гипохромная анемия с уменьшением MCV на 15,5; МСНС - на 16,2 и МСН - на 16,8% (р<0,05).

  • 2.    Состояние факторов врожденного иммунитета у подопытных котов (М+m)

    Показатели

    Клинически здоровые (n=7)

    Группы и сроки исследований, сут.

    I (n=7)

    II (n=6)

    начало

    конец (30-35сут.)

    начало

    конец (30-35сут.)

    ФАН, %

    68,3+2,1

    65,2+1,8

    70,4+2,6

    59,2+1,3*

    66,5+2,7

    ФЧ, м.т.

    4,8+0,2

    3,2+0,5*

    5,7+0,5

    2,9+0,1*

    3,8+0,5

    ФИ, м.м.

    5,7+0,4

    4,9+0,3

    5,6+0,5

    4,0+0,1*

    5,3+0,6

    ФЕКх109

    35,7+1,6

    41,3+1,8*

    33,6+1,7

    48,4+1,9**

    35,3+1,5

    НСТ-тест, СВ %

    7,1+0,3

    12,6+0,5*

    8,7+0,4

    15,3+0,7**

    9,2+0,8

    СЦП СВ

    0,11+0,01

    0,17+0,02*

    0,13+0,02

    0,24+0,04**

    0,15+0,03

    НСТ-тест АВ %

    73,5+1,9

    61,7+2,2*

    76,8+3,1

    65,4+2,7

    74,6+2,0

    СЦП АВ

    1,72+0,05

    1,66+0,03*

    1,78+0,08

    1,53+0,07*

    1,61+0,04

    КМАН

    0,90+0,03

    0,81+0,02

    0,89+0,04

    0,76+0,09*

    0,85+0,05

    ИПКМН

    14,1+0,6

    7,9+0,8**

    12,2+0,5

    4,9+0,9***

    9,2+0,7**

    БАСК, %

    72,3+2,8

    68,5+1,7

    71,7+2,3

    63,4+1,2*

    68,6+2,5

    ЛАСК, мг/мл лизоцима

    18,6+1,3

    20,5+1,6

    17,5+1,4

    25,7+1,5

    21,8+1,7

    БЛАСК, %

    16,7+1,2

    15,1+1,3

    15,8+1,5

    14,6+1,7*

    17,4+1,3

Примечания: * - p<0,05; ** - р<0,01; ФАН - фагоцитарная активность нейтрофилов; ФЧ и ФИ - фагоцитарное число и фагоцитарный индекс; ФЕК -фагоцитарная ёмкость крови; НСТ - тест (СВ, АВ %%) - процент позитивно реагирующих клеток в спонтанном и активированном вариантах НСТ - теста.

В лейкоцитограмме у котов II группы четко проявлялось реактивная реакция миелоидного ростка кроветворения в ответ на воспалительный процесс в нижних отделах мочевыводящих путей, а именно: нейтрофилией со сдвигом ядра влево (ИЯС 0,49+0,02), а так же эозино - и лимфоцитопенией (р<0,05), отражающих в определенной степени и стрессорную реакцию у больных МКБ котов (табл.№2).

В то же время анализ функционально - метаболической активности нейтрофилов (ПЯН) у животных II группы показал на ослабление их фагоцитарной активности на 9,3%, фагоцитарного числа и индекса соответственно на 40 и 30%% при возрастании фагоцитарной ёмкости крови на 35,6% (р<0,01). Тем не менее, кислородозависимая цитотоксичность ПЯН характеризовалась повышением процента позитивно реагирующих этих клеток крови в спонтанном варианте НСТ – теста, указывая на их функциональное раздражение, сопровождающееся и нарастанием СЦП более чем в 2 раза. Однако в активированном варианте НСТ – теста, наоборот, снижался процент положительно реагирующих клеток с преобладанием в их цитоплазме меньшего количества отложившегося диформазана (I–II степени активности), т.е. фактического ослабления микробицизности за счет уменьшения продуктов одно- и двухэлектрического восстановления кислорода во время, так называемого, «респираторного взрыва» [10].

Параллельное исследование гуморальных факторов неспецифической защиты в данной группе наблюдаемых животных также подвергся значительным изменениям: на фоне снижения БАСК обнаруживалось повышение уровня лизоцима (ЛАСК) на 38,1%. Этот факт можно в целом охарактеризовать как ослабление этого механизма гуморальной неспецифической защиты, являющегося выраженным звеном врождённого иммунитета [11-14].

Трехнедельное использование препарата «Вобэнзим» (3 таблетки 2 раза в день) позволило вкупе с другими лекарственными средствами не только облегчить страдания больных животных, но и добиться клинического выздоровления 66,5% наблюдаемых пациентов.

Выводы: 1. МКБ (уролитиаз) у котов с частичной или полной обструкцией уретры и без неё оказывает неадекватное влияние на показатели состояния врожденного иммунитета у этих животных:

  • -    при отсутствии обструкции уретры или при её частичном закрытии клинико-гемато-биохимические, иммунологические показатели находились преимущественно в пределах верхних или нижних границ нормативных значений, указывая тем самым не только на воспалительные изменения в нижних отделах мочевых путей, но и на способность полиферментной терапии успешно восстанавливать его ослабленные механизмы у курируемых животных;

  • -    полная уретральная обструкция при её запоздалой диагностике сопровождалась у 5 из 9 пациентов уремическим синдромом (вялость, угнетение общего состояния, анорексия, приступы рвоты, снижение массы тела, гипогидратация и др.), а гемато – биохимические и иммунологические тесты свидетельствовали о наличии азотемии, об ослаблении гепатопанкреатических и ренальных механизмов обеспечения гомеостаза у таких животных.

  • 2. Системная энзимотерапия в форме орального полиферментного препарата «Вобэнзим» в комбинации с другими лекарственными средствами позволила значительно (в среднем на 5 – 7 дней) ускорить процесс реабилитации котов, больных МКБ с различной тяжестью течения заболевания.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Анохин Б.М. Уролитиаз у кошек. (Симптоматика, диагностика, лечение) /Б.М. Анохин [и др.]/ Ветеринария, 2003. - №6 – с.46 – 52. 2. Барсанти Д.А. Мочевые расстройства. /Д.А. Барсанти [и др.] – в кн.: «Лабораторная диагностика в клинике мелких животных». (Перевод с англ.; Под ред. д.б.н. В.В. Макарова), М.: ООО «Аквариум БУК ». – 2004. – с.124 – 154. 3. Барышев Д.Ю. Морфофункциональные и биохимические показатели крови у кошек в норме и при комплексном лечении мочекаменной болезни. /Д.Ю. Барышев, И.А. Пахмутов, А.В. Чвала, И.Р. Шашанов.//Ветеринар. Практика, 2005 - №1(28). – с. 24 – 25. 4. Валова Л.В. Некоторые аспекты лечения мочекаменной болезни. /Л.В. Валова/ Экологические аспекты эпизоотологии и патологии животных. – Воронеж, 1999. – с.269 – 270. 5. Динченко О.И. Уролитиаз кошек и собак в условиях мегаполиса. /О.И. Динченко/,/Ветеринария. 2003. - №9. – с. 49-52. 6. Иноземцева И.Е. Заболевание мочевыделительной системы кошек: основные методы диагностики, принципы лечения и диетотерапия. /И.Е. Иноземцева./ - М.: Изд-во МВА. – 2002. – 43с. 7. Исаченко С.М. Инфекция в этиопатогенезе патологий мочевой системы у собак и кошек. Результаты исследований /С.М. Исаченко, П.П. Ломоносов/ /М-лы XVI Москов. Междунар. вет. Конгресса. – М.; 2008. – с. 35 – 36. 8. Козлов Е.М. Заболевание нижних отделов мочевыводящих путей у кошек. /Е.М. Козлов// Вестн. Ветерин. Мед. – М.: 2002. - №1(4). – с. 15 – 16. 9. Кондрахин И.П. Клиническая лабораторная диагностика в ветеринарии. /И.П. Кондрахин [и др.] М.: Агропромиздат, 1985. с. 287. 10. Пахмутов И.А. Цитохимия лейкоцитов периферической крови с. – х. животных в норме и при патологии. Учеб. пособие /И.А. Пахмутов. – Казань, изд-во Казанского гос. вет. института, 1988. с. 83. 11. Соколенко С.С. Частота встречаемости карбонатного уролиза у кошек и его возможное происхождение. /С.С. Соколенко//Вестн. ветер. мед. – М., 2004 - №4 (8) – с. 20 -21. 12. Тимофеев И.А. Урологический синдром кошек. ( УСК ) В г. Одессе /И.А. Тимофеев, В.М. Ушаков //М-лы Москов. Междунар. вет. Конгр. М., 2000 – с. 300 – 302. 13. Харб – Хаузер, М. Мочекаменная болезнь. /М. Харб – Хаузер. – В кн.: С. Йин «Полный справочник ветер. медицине мелких дом. Животных» /Пер. с англ. – М.: ООО «Аквариум – Принт», 2008. – гл. 21. – с. 975 – 983. 14. Nieradka, R. FLUDT diagnosis, treatment, preventation /R. Nieradka // Труды XVIII Москов. Междунар. вет. Конгр. – М., 2010 – с. 93 – 97.

СИСТЕМНАЯ ЭНЗИМОТЕРАПИЯ И ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ ПРИ УРОЛИТИАЗЕ У КОТОВ

Чвала А.В., Модина Т.Н., Пахмутов И.А.

Резюме

В статье рассматриваются вопросы патогенеза комплексного лечения и профилактики уролитиаза (МКБ) у котов при частичной и полной обструкции уретры с использованием орального энзимного препарата «Wobenzym».

SYSTAMATIC ENZYME THERAPY AND CONGENTIAL IMMUNITY AT UROLITHIASIS IN TOM-CATS

Chvala A.V., Modina T.N., Pakhmutov I.A.

Статья научная