Системность киберриска при страховании информационных рисков
Автор: Аванесов А.А.
Статья в выпуске: 3 (68) т.21, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние системности киберриска в страховании информационных рисков. В рамках исследования определена сущность киберриска, а также основные возможности страхового рынка в рамках управления риском с учетом характера системности киберриска в кибер страховании. Для достижения цели был проведен анализ исследований отечественных, зарубежных исследователей, а также отраслевые отчеты. Статья подготовлена в качестве доклада для секции «Образование для устойчивого развития территорий» IV ежегодной международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация международной экономической системы» (2 октября 2025 г., МГИМО МИД России).
Цифровизация экономики, киберриск, системность киберриска, страхование киберрисков, управление риском
Короткий адрес: https://sciup.org/14133914
IDR: 14133914 | УДК: 368.8
Текст научной статьи Системность киберриска при страховании информационных рисков
том 21 № 3 (68), 2025, ст. 9
Цифровизация экономики является ведущим мировым трендом позволяя государству, потребителям и производителям услуг, товаров увеличивать эффективность своей деятельности, обслуживания граждан благодаря цифровизации процессов. Но данные преимущества имеют и обратную сторону, которые выражаются в постоянно растущим количестве киберинцидентов, при этом наличие постоянного геополитического аспекта только увеличивает вероятность киберинцидентов и расширяет зоны охвата среды риска. Учет данного фактора риска формирует негативный характер возможности его реализации, в том числе при поиске решений смягчения последствий путем использования механизма страхования киберрисков.
Цель исследования: определить влияние системности киберриска в рамках процесса страхования киберрисков».
Для достижения данной цели сформулированы задачи:
-
- определить сущность системности киберриска в рамках цифровизации экономики;
-
- определить основные возможности страхового рынка в рамках управления риском с учетом характера системности киберриска.
Материалы и методы исследования
В рамках данного исследования использованы теоретические методы исследования. Для решения задач были применены методы анализа, синтеза, индукции. Материалами исследования являются научные статьи отечественных, зарубежных авторов, а также отраслевые отчеты зарубежных компаний.
Для определения сущности системности киберриска был проведен анализ исследования Белозёрова С. А., Соколовской Е. В, и отраслевых отчетов зарубежных компаний путем сравнения различных концепций. Далее в рамках анализа зарубежных исследований путем синтеза, индукции и дедукции были определены основные подходы решения проблематики исследования.
Результаты и обсуждение
Белозёров С. А., Соколовская Е. В., в своем исследовании выделяют несколько ключевых факторов роста масштаба последствий реализации киберрисков приведем одни из наиболее критичных факторов: рост цифровизации финансового сектора, cистемный характер киберрисков, который имеет негативное фактор [1].
В этом же исследовании [Белозёров С. А., Соколовская Е.,2023] приходят к выводу о том, что «рост кибератак является одним из наиболее значимых современных вызовов для отрасли страхования, усугубляемым последствиями геополитической напряженности. Реализация киберрисков приобретает системный характер, а объем операционных убытков не подлежит страхованию в полном объеме» [1].
На основании проведенного анализа зарубежных источников можно выделить две концепции:
Концепция согласно исследованию Мирового валютного фонда.
В этом исследовании [Тамаш Г., Франк А., Морозова А., Уилсон К.,2019] авторами предложена концепция «системного киберриска», которая подразумевает возможность единичного события или развития события вызывать широкомасштабные сбои и негативные последствия, охватывающие множество организаций [2].
При этом, справедливо утверждение о том, взаимозависимости являются причиной возникновения характера системности киберриска и последующего возникновения накопительного эффекта, что затрудняет его оценку и управлением им заинтересованными лицами.
Также, существует иная концепция страховой отрасли. В исследовании [С. Склафейн,2021] на базе Munich RE выявлены тенденции роста выдачи полисов страхования киберрисков, а также отображены результаты опроса страховщиков. Согласно результатами опроса «многие профессионалы отрасли считают киберриск системным, если он не подлежит страхованию исходя из масштаба потенциальных убытков, соотношения потерь между многими клиентами, секторами и регионами, а также сложности моделирования и хеджирования» [3]. Перечисление данных факторов подразумевает накопительный эффект системности киберрисков.
Согласно отчету, AIG от 2017 года, «системный киберриск» определяется как киберсобытие способное повлиять на множество компаний одновременно [4].
Стоит отметить, что на текущий момент несмотря на наличие различных концепций определения системного кибериска, единого понятия не существует.
В качестве яркого примера системного инцидента можно привести события 2017 года, когда хакеры, использовавшие шифровальщик WannaCry, эксплуатировали уязвимость в Windows. Это привело к тому, что в течение одного дня была нарушена безопасность более 230 000 компьютерных систем [5].
Программа NotPetya, которая притворялась шифровальщиком, использовала уязвимость в украинском программном обеспечении для подготовки налоговых деклараций. Это позволило ей осуществить атаку на международные корпорации, причиняя ущерб, оцениваемый примерно в 10 миллиардов долларов [6].
Учитывая критичность накопления кибериска в результате событий, которые могут привести к системным последствиям убытков в результате перерыва производственной деятельности, хищения данных, ответственность перед третьими лицами для страховщиков является негативным эффектом, так как окончательный размер ущерба и потенциальных потерь может превысить прогнозируемые потери страховщика.
Тем не менее, в исследовании [Д. Форси, Д. Бейтмана, 2022] авторы рассматривают возможность разработки механизма компенсации ущерба при возникновении реализации киберриска в рамках государственного партнерства. Суть данного механизма заключается в передачи определенной части элементов системных киберрисков от страховщика к государству по итогу достижения определенного уровня размера убытка, согласно мнению авторов, данный механизм позволит привлечь больше частного капитала на рынок и более упорядочить порядок возмещения выплат [7]. Аналогичный механизм успешно применяется в наиболее сложных сферах страхования, таких как экстремальные погодные условия, ядерная энергетика, торговые кредиты. При этом применение данного механизма позволит расширить покрытие страхования и увеличить предложение на рынке страхования.
Аналогично Европейское управление по страхованию в своем исследовании «Стратегии Киберандеррайтинга» приходит к заключению, что вероятность возникновения системных рисков при реализации киберинцидентов, может требовать государственного реагирования с целью поддержки страхового рынка и устойчивости экономики [8].
Несмотря на критичность накопления взаимосвязанных рисков при страховании информационных рисков, проблема оценки риска страховщиком является одновременно и стимулом поиска решений в рамках принятия решений об отказе, передачи, принятии риска.
Так, например, в исследовании [М. Халили, М. Лю, А. Романовски,2019] авторы описывают, как зависимость от киберрисков может быть учтена при заключении полисов киберстрахования [9]. В рамках своего исследования авторы выявляют основную причину системного риска, проявляющийся в взаимозависимости бизнеса между организациями в результате аутсорсинга или отношений в цепочке поставок. В этих случаях состояние безопасности одной фирмы зависит не только от ее собственных усилий, но и от усилий других фирм. При этом, несмотря на отказ страховщиков страховать зависимые риски, существует нереализованный стимул страховщика страховать данные риски. Основной смысл возможности страхования зависимости риска сети страхователей заключается в совместной разработке политики, которая стимулирует страхователей коллективно прилагать больше усилий в плане повышения уровня безопасности, что одновременно может привести к повышению уровня безопасности для всех зависимых рисков, по сравнению с страхованием независимых рисков страхователей и увеличения прибыли.
Согласно предложенному подходу справедливо утверждение о том, что страховая компания может получать более высокую прибыль, страхуя всех агентов (поставщиков услуг и их клиентов), при условии, что она должным образом мотивирует поставщиков услуг повышать уровень безопасности. Это связано с тем, что снижение рисков для поставщиков услуг приводит к снижению рисков для их клиентов, то есть выгода имеет мультипликативный эффект. В конечном счёте это не только позволяет страховой компании брать на себя риски всех агентов без ущерба для своей прибыли, но и способствует повышению общественного благосостояния.
Заключение
В рамках проведенного исследования получены следующие выводы:
- Цифровизация экономики и геополитическая ситуация является причиной роста системного характера киберрисков;
- Единого определения системности взаимозависимости киберрисков на текущий момент не сформировано, но при этом в рамках изученного и проанализированного материала можно, утверждать, что все концепции определений переплетаются между собой;
-
- Несмотря на взаимозависимость киберрисков, как фактора отказа от принятия риска на страхование, возможности рынка страхования в расширении зоны охвата рынка заключаются в формировании программ поддержки на государственном уровне;
-
- Возможность повышения уровня коллективной безопасности взаимозависимых страхователей в рамках принятия решения о страховании может сподвигнуть страховщиков к развитию стратегии и политики страхования информационных рисков с целью увеличения прибыли и зоны охвата рынка.