Ситуация как элемент опыта социальной работы
Автор: Воронцова М.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-3 (9), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается роль работы с ситуациями в подготовке будущего социального работника. Дается характеристика трудной жизненной ситуации. Представлены функциональные характеристики ситуации.
Ситуация, трудная жизненная ситуация
Короткий адрес: https://sciup.org/140106328
IDR: 140106328
Текст научной статьи Ситуация как элемент опыта социальной работы
Ряд авторов справедливо утверждают, что на самом деле любая жизненная (в том числе и трудная) ситуация связана с тем, что внешние условия и обстоятельства жизнедеятельности неизбежно определенным образом воспринимаются, переживаются и интерпретируются человеком. Таким образом можно утверждать, что ситуация всегда имеет интенциональное «наполнение», так как любое восприятие и интерпретация ситуации определяется мотивационно-целевыми структурами личности. Поэтому оценка человеком ситуации как трудной, проблемной или критической есть такой результат работы интенциональности сознания, в котором нарушаются сложившиеся ценностные иерархии и отношения, становится невозможной актуализация базовых ценностей [1].
В самом деле, жизненные трудности – неизбежный и закономерный элемент во взаимодействиях человека с окружающим миром. Но в одних ситуациях человек может испытывать эмоциональный подъем, азарт, преодолевая препятствия, – и в этом случае трудности закаляют личность, делают ее более устойчивой. В других ситуациях человек оказывается частично или полностью дезориентирован, «выбит из колеи жизни», проявляя неспособность к волевому импульсу, направленному на преодоление трудностей. В центре внимания специалистов и социальных служб находятся, прежде всего, вторые ситуации. Отсюда, трудная жизненная ситуация в контексте социальной работы должна пониматься не только как совокупность неблагоприятных внешних по отношению к личности условий, но и как негативно эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, представляющие в восприятии человека сложную социальную или психологическую проблему, настоятельно требующую своего решения или преодоления. От трудной жизненной ситуации человек оказывается не в состоянии «уйти», он не может ее игнорировать, но и разрешить ее посредством имеющихся в его диапазоне возможностей он также не может. Такая ситуация нарушает сложившуюся адаптацию человека к окружающей среде, дезадаптирует его, настоятельно требует активизации адаптивных механизмов, поиска новых поведенческих моделей, но этих внутренних адаптационных ресурсов оказывается недостаточно, чем и обосновывается необходимость участия извне.
Л. Росс и Р. Нисбетт указали, что всякая жизненная ситуация может быть охарактеризована посредством «трех китов»: а) анализа каузальных связей не только очевидных, то есть «лежащих на поверхности», но и тех, которые неочевидны и, на первый взгляд, представляются несущественными; б) установления нюансов субъективной интерпретации человеком ситуации, которая не является ни зеркальным ее отражением, ни продуктом произвольного «конструирования реальности» познающим субъектом, а есть продукт именно взаимодействия, столкновения человека и обстоятельств, условий жизнедеятельности; в) анализа взаимодействия человека и ситуации как «внутренне напряженных систем», устойчивость которых обеспечивается сложным балансом большого количества разнонаправленных сил, находящихся в состоянии динамического равновесия. Нарушения этого равновесия вызывают лавинообразное высвобождение психической энергии, которые для внешних наблюдателей могут показаться неожиданными и необъяснимыми [2].
Вот почему разрешение трудной жизненной ситуации является результатом «встречной» активности, со-действия: помощи извне и деятельности самих нуждающихся субъектов. Понятно, что в оценках степени трудности одной и той же ситуации интенциональные позиции социального работника и клиента могут не только не совпадать, но даже быть диаметрально противоположными. Например, подросток даже вполне благоприятные ситуации и поведение людей, стремящихся ему оказать реальную помощь, может воспринимать как смутные, плохо дифференцируемые, но угрозы и, наоборот, ситуации, в которых проявляются реальные угрозы его жизни, здоровью и психической стабильности, – как вполне благоприятные, а субъектов, имеющих имплицитный агрессивный замысел в отношении ребенка, как вызывающих доверие.
Наряду с интенциональными особенностями субъектов и общностей, а также осуществляемых ими действий, аналитическая активность специалистов в сфере социальной работы должна охватывать форму, пространственно-временные и функциональные характеристики ситуации.
Форма ситуации практически всегда носит комплексный характер, то есть она порождается сочетанием причин, как правило, действующих и развивающихся в течение некоторого времени. Эта мысль представляется нам чрезвычайно важной, так как подводит к пониманию того, что простые и одномоментные решения, как правило, не могут привести к реальному разрешению трудной жизненной ситуации. На этой основе появляется возможность прогноза развития ситуации и отдаленных во времени ее последствий, принятия решений, направленных на подготовку человека к проблемным обстоятельствам жизнедеятельности, повысив его социальную и психологическую устойчивость к возможным изменениям.
Пространственно-временные координаты ситуации очерчиваются социально-демографическими особенностями субъектов, временными рамками их включения в ситуацию, динамическими характеристиками в развитии ситуации и включенных в нее субъектов и др. Очевидно, что всякая ситуация разворачивается в некоторой социокультурной среде, порождающей специфические социальные взаимодействия субъектов.
В отличие от пространства, среда имеет некоторые пределы, отграничивающие ее от других сред. Благодаря этим границам, как справедливо отметил В.И. Слободчиков, среда определенным образом позиционирует себя по отношению к внешнему пространству, выстраивая, например, оппозиционные, аккомодационные, ассимиляционные и др. отношения с ним. Состав среды отражает способ их организации.
Функциональные характеристики ситуации определяют черты ее влияния на внутренний мир и активность человека и общностей. При этом с точки зрения ценностей социальной работы профессиональное значение имеют три вектора анализа:
-
а) особенности социализации, социального развития, воспитания, наличие социального «иммунитета» личности к негативным девиациям и др.;
-
б) технологии диагностики, прогностики, моделирования, проектирования, программирования, планирования социальных процессов и явлений;
-
в) возможности адаптации, анимации, компенсации, консультирования, контроля, коррекции, мобилизации, патронирования, поддержки, помощи, посредничества, пропаганды, просвещения, профилактики, реабилитации, стабилизации, терапии, экспертизы и др.
Компетентность специалиста, в конечном счете, определяется тем, удается ли ему выделить в конкретике типические черты, схематизировать ситуацию, «привязать» ее к другим, сходным по некоторому набору отличительных признаков ситуациям. Тогда специалист в новом и уникальном будет способен увидеть черты хорошо знакомого, что и позволит ему выработать и реализовать адекватные ситуации профессиональные реакции. Вот почему работа с проблемными, трудными ситуациями и случаями должна найти достойное место в процессе подготовки будущих социальных работников, обеспечивая, таким образом, органичный «сплав» информационного багажа и профессиональноаналитического опыта.