Сётоку-Тайси и его уложение: о рецепции конфуцианских категорий в политической культуре древней Японии

Автор: Матвеенко Валентин Александрович

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: История и культура Востока

Статья в выпуске: 2 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

На раннем этапе своего становления японская философская традиция представляется нам результатом умелого сочетания и преобразования философских учений, пришедших из Китая. Это нашло свое отражение, в частности, в наиболее раннем памятнике философской мысли Японии - «Уложении семнадцати статей» наследного принца Сётоку (574-622), датируемом 604 г. Статья начинается с описания деятельности Сётоку-тайси, которого небезосновательно можно считать первым философом древней Японии. Автор дает краткий обзор мотивов, побудивших Сётоку к написанию «Уложения», анализирует китайские источники, оказавшие влияние на его содержание, и оценивает значение документа в последующем развитии Японии. Далее следует тезисное изложение каждой из семнадцати статей, в рамках которого объясняется их смысл и практическое применение. В заключительной части статьи представлен обзор конфуцианских категорий, используемых в «Уложении», и предложена их иерархическая взаимосвязь, которая переплетается с непосредственно японским видением идеального государства. В приложении публикуется авторский перевод «Уложения семнадцати статей» с комментариями.

Еще

Сётоку-тайси, уложение семнадцати статей, пять посто-янств, конфуцианство, японская философия

Короткий адрес: https://sciup.org/170175940

IDR: 170175940   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2020-2/38-48

Список литературы Сётоку-Тайси и его уложение: о рецепции конфуцианских категорий в политической культуре древней Японии

  • Воробьев М.В. Японский кодекс «Тайхо Ёро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья. М.: Наука, 1990.
  • Грачев М.В. Регламентация служебной деятельности японских чиновников // История и культура традиционной Японии: ОпеП;аИа et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. 16. М.: РГГУ, 2008. С. 7-32.
  • Грачев М.В. Суетная придворная жизнь (несколько соображений о повседневности «человека двора» в древней и раннесредневековой Японии) // История и культура традиционной Японии 8: ОпеШ;аИа et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. 57. СПб.: Гиперион, 2015. С.70-85.
  • Еремин В.Н. История правовой системы Японии. М.: РОССПЭН, 2010.
  • Ермакова Л.М. Ритуальные тексты в со-циокосмической системе древнего Ямато. Исследование // Норито. Сэммё. М.: Наука, 1991. С.10-87.
  • Кожевников В.В. Средневековая Япония в лицах. Владивосток: Дальнаука, 2007.
  • Конончук Д.В. О происхождении и смысле конфуцианской категории { жэнь // В пути за китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева: Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 12. М.: ИВ РАН, 2014. С. 176-195.
  • Конончук Д.В. «Лунь юй»: к вопросу о происхождении названия // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 1. С. 28-33.
  • Ли Цзи // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. С.136-140.
  • Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988.
  • Мещеряков А.Н. Пожалование и подношение в официальной культуре Японии VIII века // Вещь в японской культуре. М.: Восточная литература, 2003. С. 60-73.
  • Нихон сёки. Анналы Японии: в 2-х т. Т. 1. Свитки I-XVI. СПб.: Гиперион, 1997.
  • Нихон сёки. Анналы Японии: в 2-х т. Т. 2. Свитки XVII-XXX. СПб.: Гиперион, 1997.
  • Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984.
  • Попов К.А. Конституция Сётоку (604 г. н.э.) // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 127-136.
  • Прасол А.Ф. От Эдо до Токио и обратно: культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава. М.: Астрель, 2012.
  • Прасол А.Ф. Становление образования в Японии (VIII-xIx века). Владивосток: Дальна-ука, 2001.
  • Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.: Либро-ком, 2011.
  • Свод законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс). М.: Наука, 1989.
  • Трубникова Н.Н. Деятельность Сё:то-ку-тайси (574-621) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://trubnikovann.narod.ru/ Asuka3.htm
  • Рицурё: (Уголовные и гражданские законы). Токио: Иванами сётэн, 1994.
  • Como, M., 2003. Ethnicity, sagehood, and the politics of literacy in Asuka Japan. Japanese Journal of Religious Studies, Vol. 30, no. 1-2, pp. 61-84.
  • Como, M., 2008. Shotoku: ethnicity, ritual and violence in the Japanese Buddhist tradition. Oxford; New York: Oxford University Press.
  • Goto-Jones, Ch., 2005. Political philosophy in Japan: Nishida, the Kyoto school, and co-prosperity. New York; London: Routledge.
  • Kasulis, T.P., 2018. Prince Shotoku's Constitution and the synthetic nature of Japanese
  • thought. In: Davis, B.W. ed., 2018. The Oxford handbook of Japanese philosophy. Oxford: Oxford University Press, pp. 83-96.
  • Konishi, J., 1984. A history of Japanese literature. Vol. 1: The archaic and ancient ages. Princeton: Princeton University Press.
  • Lee, K.D.Y., 2007. The prince and the monk: Shotoku worship in Shinran's Buddhism. Albany: State University of New York Pres.
  • Piggot, J., 1997. The emergence of Japanese kingship. Stanford: Stanford University Press.
  • Yoshida, K., 2003. Revisioning religion in ancient Japan. Japanese Journal of Religious Studies, Vol. 30, no. 1-2, pp. 1-26.
Еще
Статья научная