Сюжет "конца света" в русской прозе XX-XXI вв. Глазами героя-интеллигента: социальное, фантастическое и аксиологическое
Автор: Солдаткина Янина Викторовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема взаимодействия героя-интеллигента с тоталитарными общественными моделями в аспекте функций, выполняемых такого рода героем в период краха окружающего его миропорядка. Для русской литературы XX-XXI вв. идея социального моделирования действительности актуальна для самых разных жанров, но наиболее яркие образцы альтернативных художественных миров, в которых читатели узнавали элементы современной им реальности, реализуются в произведениях с установкой на философски-притчевое повествование, которое может быть осложненно антиутопическими или фантастическими чертами. В сюжете справедливого возмездия и даже уничтожения ложного социума важнейшая роль отводится герою, чей типаж может быть соотнесен с традиционным для литературы ХХ в. образом интеллигента. В этом герое ум и образованность сочетаются с состраданием к человечеству и неспособностью смириться с противоестественным устройством тоталитарного социума. По итогам наблюдений в статье выделяются три основных варианта взаимодействия интеллигента в ситуации «гибели цивилизации». Первый вариант, реализуемый в романах В.В. Набокова «Приглашение на казнь» и Т.Н. Толстой «Кысь», утверждает право интеллигента на разрушение марионеточных тоталитарных государств, пленивших его. Во втором варианте, представленном в повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом», именно на героя-интеллигента возлагается ответственность за совершающийся Апокалипсис. Третий вариант, актуализированный в романе Е.Г. Водолазкина «Оправдание острова», предполагает предотвращение конца света посредством самопожертвования героя-интеллигента.
Герой-интеллигент, философская притча, фантастика и антиутопия, апокалиптические мотивы, социальные модели, открытый финал
Короткий адрес: https://sciup.org/149139237
IDR: 149139237 | DOI: 10.54770/20729316_2021_3_287
Список литературы Сюжет "конца света" в русской прозе XX-XXI вв. Глазами героя-интеллигента: социальное, фантастическое и аксиологическое
- Борода Е.В. От благодетеля к прогрессору: модификация образа сверхчеловека в отечественной фантастике ХХ века // Филология и человек. 2008. № 4. С. 21-27.
- Вайкум Л.А. Азбучные истины и притчевая стратегия повествования в романе Т. Толстой «Кысь» // Проблемы исторической поэтики, 2018. Т. 16. № 2. С. 214-224.
- Водолазкин Е.Г. Оправдание Острова: роман. М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2021. 405 с.
- Гребенщиков Б. Песни: единственное полное собрание всех текстов песен Бориса Гребенщикова (1973-2002). М.: Нота-Р., 2002. 622 с.
- Грешилова А.В. Антиутопические тенденции в романе Т.Н. Толстой «Кысь» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (74): в 2 ч. Ч. 2. C. 33-36.
- Десятов В.В. Сирин и «Кысь». Татьяна Толстая пародирует Набокова // Сибирский филологический журнал. 2003. № 1. С. 39-50.
- Кантор В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 14-27.
- Козьмина Е.Ю. Фантастический авантюрно-исторический роман: поэтика жанра. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 292 с.
- Колпаков А.Ю. «Большой роман» об интеллигентном герое как жанровая разновидность русской романистики: к постановке проблемы // Новый филологический вестник. 2017. № 2. С. 128-138.
- Колпаков А.Ю. Перерождение и самостояние: о двух вариантах спасения интеллигенции в русской литературе // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2015. № 2. С. 45-54.
- Ланин Б.А. Русская утопия, антиутопия и фантастика в новом социально-культурном контексте // Проблемы современного образования. 2014. № 1. С. 161169.
- Селеменева М.В. «Московский текст» в русской литературе ХХ в. (на материале художественной прозы 1910-1950-х гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2009. № 2. С. 20-27.
- Стрельникова Л.Ю. Театрализованная модель мира в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1. С. 203-208.
- Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в контексте традиции). М.: Intrada, 2013. 196 с.