Сюжетосложение "Песни о том, как славный Джангар, взяв [в руки] печать свирепого Ширки, собрал своих львов-богатырей" из эпического репертуара ойратского сказителя Джавин Джуна
Автор: Манджиева Байрта Барбаевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии
Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается сюжетосложение «Песни о том, как Славный Джангар, взяв [в руки] печать Свирепого Ширки, собрал своих львов-богатырей» из эпического репертуара известного ойратского джангарчи Джавин Джуна. Материалом исследования явились тексты эпических песен синьцзян-ойратской версии «Джангара», опубликованные Народным издательством Синьцзяна в Китае в 1986 г. на ойратской письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), переложенные на калмыцкий язык известным востоковедом Б.Х. Тодаевой. Среди синьцзян-ойратских сказителей наибольшим и разнообразным репертуаром выделяются джангарчи хобуксарской эпической традиции. Одним из ярких представителей этой «школы» является сказитель Джавин Джуна, эпический репертуар которого состоит из двадцати пяти песен. Сюжет исследуемой песни основан на идее создания богатырской семьи Бумбайского государства, в котором Джангар является эпическим властелином, вокруг которого объединяются богатыри, каждый из которых - герой самостоятельных песен героического эпоса «Джангар». В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что сюжет песни, являясь предысторией создания бумбайской державы и богатырской семьи, представляет собой единую цепь из эпических тем и мотивов, в которых присутствует и динамизм, и героический накал, и торжество, направленные на раскрытие основной идеи эпоса. Завязка песни обусловила самовыбор героя, отправившегося объехать далекие земли и собрать богатырей, чтобы укрепить мир и провозгласить бумбайскую державу. Для достижения цели герой, преодолев огромное расстояние, встречает в пути богатыря Мингъяна, вступает с ним в единоборство, богатыри Мингъян и Боро Мангна решают добровольно войти в состав дружины хана, затем Джангар уничтожает шулмусов и освобождает угнетенный народ, тем самым восстанавливая мировую гармонию, возвращается в Бумбу, устанавливает иерархию и провозглашает бумбайское государство. Эпический дворец, олицетворяющий центр мироздания, вокруг которого мыслится кочевье эпического рода-племени, соответственно, эпический властелин, занимающий самое почетное центральное место, вокруг которого располагаются богатыри левой и правой сторон, являются константными темами как в синьцзян-ойратской версии, так и в калмыцкой традиции эпоса «Джангар».
Эпос «джангар», синьцзян-ойратская версия, джангарчи, традиция, песнь, сюжет, мотив, герой, богатырь, единоборство, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/149142774
IDR: 149142774 | DOI: 10.54770/20729316-2023-1-295
Список литературы Сюжетосложение "Песни о том, как славный Джангар, взяв [в руки] печать свирепого Ширки, собрал своих львов-богатырей" из эпического репертуара ойратского сказителя Джавин Джуна
- Амрдала Б. Да^рчдын товч намтр // «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 3. Элиста: Джангар, 2008. С. 334-340.
- Батнасан Ж. «Жангар»-ын тууль ба Ховогсайрын жангарчнарын тухай бай-цаалтын мэдYYЛэлт // Жангар. Т. 2. Урэмчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1987. Х. 624-626.
- Батнасан Ж. О взаимосвязях эпоса «Джангар» с историческими личностями ранней истории // Эпос «Джангар» (Хобуксар, 16-17 июля 2014 г.). Хобуксар: Институт национальных литератур, 2014. С. 25-36.
- Борджанова Т.Г. Две записи ойратской эпопеи «Бум-Эрдэни» // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1981. С. 19-26.
- Борджанова Т.Г. К вопросу изучения ойратской эпической традиции // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1982. С. 106-115.
- Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пг.; М.: Светоч, 1923. 253 с.
- Владимирцов Б.Я. Образцы монгольской народной словесности (Северо-Западная Монголия). Ленинград: Институт живых восточных языков, 1926. 202 с.
- Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 256 с.
- Джамцо Т. Алдарт жангарч П. Рампил болон Э. Овлойн Жангарын оршил бYлгийн харьцуулал // Ойрадын судлал. 1991. № 2. Х. 31-91.
- Джамцо Т. Происхождение эпоса «Джангар // «ДацЬрин» Ьурвн келнэ кевлл. Урумчи: Изд-во Синьцзянского ун-та, 2010. С. 52-140.
- Джамцо Т. Туули «Жангар»-ын учир. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэ-влэлин хора, 1997. 516 х.
- Джамцо Т. Шинжаан Жангарын тархац, хадгалагдацын тойм // Жанга-рын тухай eгYYЛЛYYД. II боть. Yрэмч: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1986. Х. 672-691.
- Джамцо Т. Шинжааны Ойрад монголын баатарлаг тууль - Жангарын тар-халт ба TYYHий хадгаламжийн тойм байдал // YYрийн цолмон. 1985. № 1. Х. 24-48.
- Жирмунский В.М. Тюрскский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 726 с.
- Кичиков А.Ш. «Джангар» современных джунгарских ойратов (К вопросу о соотношении традиций) // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста [б. и.], 1981. С. 41-56.
- Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, Восточная литература, 1992. 320 с.
- (а) Манджиева Б.Б. Синьцзян-ойратские сказители: хранители эпической традиции «Джангара» // Oriental Studies. 2022. Т. 15. № 4. С. 882-894.
- (b) Манджиева Б.Б. Текстология и поэтика Малодербетовского цикла «Джангара» в контексте эпической традиции калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 416 с.
- Мёнкя Б. «Жангар»-ын тархац хийгээд «Жангар»-ын YYсэл бYPДэл // «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения. Материалы международной научной конференции (г. Элиста, 20-23 сентября 2011 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 104-110.
- Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М.: Наука, 1984. 309 с.
- Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 590 с.
- Овалов Э.Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: Джангар, 2008. 304 с.
- Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: Джангар, 2004. 183 с.
- Потанин Г.Н. Саур Ванидович // Этнографическое обозрение. 1895. № 4. С. 57-70.
- Ринчиндорж Ж. «Жангар»-ын YYссэн цаг Yеийн тухай // «Жангар»-ын ту-хай eгYYЛЛYYД. II боть. Yрэмч: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора 1986. Х. 8288.
- Ринчиндорж Ж. О времени возникновения «Джангара» // «Джангар» и проблемы эпического творчества: материалы международной научной конференции (Элиста, 22-24 августа 1990 г.). Элиста: Джангар, 2004. С. 32-48.
- Ринчиндорж Ж. Шинжааны Жангар хийгээд жангарчид // YYрийн цолмон. 1984. № 2. Х. 577-617.
- Рифтин БЛ. Синьцзянская версия монгольской эпической поэмы о Хонго-ре // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука, 1980. С. 28-34.
- Селеева Ц.Б. «Героическое сватовство» в синьцзян-ойратской версии «Джангара»: сюжетный состав и композиционная структура // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (49). С. 65-78.
- Селеева Ц.Б. Синьцзян-ойратская версия эпоса «Джангар»: корпус текстов и сюжетный состав // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. Т. 3. № 4. С. 35-53.
- Селеева Ц.Б. Указатель тем калмыцкой и синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар». Элиста: КИГИ РАН, 2013. 276 с.
- Тая Д. Жангарын тухай манай Yзэлт - Ойрадын алдарт жангарч Арим-пил жангарын тухай ярьсан нь // ввермонголын их сургулийн сонин. 1992. № 2. Х. 20-32.
- Эрдэнэбаяр Ж. «Жангар» чухам аль Yеийн ямар бYтээл болох тухай шинээр судлах нь // ввермонголын нийгмийн шинжлэх ухаан. 1986. № 4. Х. 63-85.
- Эрдэнэбаяр Ж. «Жангар»-ын нийгэм, TYYXийн Yндэс сурвалж зэрэг асу-далд // ввермонголын Yндэстний багшийн дээд сургуулийн эрдэм шинжиллгээ-ний сэт^л. 1990. № 4. Х. 112-126.
- Эрдэнэбаяр Ж. Дундад улсын «Жангар»-ын судлалын нийгэмлэгийн анх-дугаар ээлжит хурал // ввермонголын Yндэстний багшийн дээд сургуулийн эрдэм шинжиллгээний сэпуул. 1991. № 3. Х. 118-131.
- Эрдэнэбаяр Ж. Жангарын тархац, TYYHий газарзYЙн хэв шинжууд. Улаан-баатар: Тод номын гэрэл тев, 2010. 136 х.