Сказительская традиция синьцзян-ойратских джангарчи в ХХ веке

Автор: Манджиева Б.Б.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.

Бесплатный доступ

В последней четверти ХХ в. на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая в результате полномасштабной экспедиционной работы китайских исследователей были открыты имена многих сказителей-джангарчи. Целью данной статьи является исследование сказительской традиции синьцзян-ойратских джангарчи в ХХ в. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач: выявить ареалы распространения и бытования синьцзян-ойратской сказительской традиции, проанализировать обстоятельства передачи и усвоения песен эпоса «Джангар». Материалом исследования являются тексты синьцзян-ойратской версии «Джангара», а также научные труды китайских и монгольских джангароведов. Рассмотрение бытования сказительской традиции ойратов Синьцзяна показало, что в ХХ в. эпос «Джангар» бытовал в шести этнических группах: хошутской, торгутской, олетской, чахарской, захчинской и урянхайской. Распространение сказительской традиции в большей части происходило в северных районах Синьцзяна. Наибольшее количество джангарчи были зафиксированы в пяти провинциях: Хобуксар, Рашаан, Нилх, Хеджин и Хошуд, а также в Техесе, Монгол хурэ, Хархусуне и Янжиде. Усвоение и передача эпических песен «Джангара» в большей степени происходили в семье, поэтому сказительская традиция синьцзянских ойратов имеет родовой характер. Многие синьцзян-ойратские джангарчи учились у своих отцов, дедов, дядей и братьев. Относительно небольшое количество джангарчи переняли эпические песни у своих матерей. Живая устная традиция «Джангара», бытовавшая в XIX в. среди синьцзянских ойратов, во второй половине ХХ в. наряду с существованием устной стала переходить в письменную. В 80-е гг. ХХ в. появились молодые талантливые джангарчи, стремившиеся сохранить и передать образцы уникального эпического памятника новому поколению джангарчи.

Еще

Эпос «джангар», синьцзян-ойратская версия, ойраты, джангарчи, женщина-джангарчи, сказительская традиция, район, песня

Короткий адрес: https://sciup.org/149143521

IDR: 149143521   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-2-215

Список литературы Сказительская традиция синьцзян-ойратских джангарчи в ХХ веке

  • Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Элиста: Джангар, 2005–2008.
  • Жангар. Жамца эркелэн нәәрүлва. Урумчи: Шинжийан-гиин Икэ сурһулин кэвлэлин хора, 2010. 993 х.
  • Жангар. Жангарчудын хәәлсн «Жангар»-ын уг текст: в 3 т. Урумчи: Шин-жийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 2013.
  • Жангар. Такил Зула хаани ачи Тангсаг Бумба хаани җичи Үзэн Алдар хаани көбүүн үйэнн оночин Жангарын туули арбан табун бөлөг. Урумчи: Шинжийангиин «Шинхува» кэвлэл, 1980. 647 х.
  • Жангар: в 3 т. Дунд улусийин ардын амн зокал урлгиг судлх ниигмлгин шинжангин уйгур эбээн засх оюни сала ниигмлигэс эмкэгдэлвэ. Урумчи: Шин-жийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1986–2000.
  • Жангар: в 6 т. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1993–2004.
  • Жангариин экэ материал: 12 дев. Урумчи: Шинжийан-гиин «Шинхува» кэвлэл, 1983–1996.
  • Жунайин һар бичмэл «Жангар. Д. Тая буулһн диглв. Кɵк Хот: Өвр Монһлын ардын кэвлэлин хора, 2006.
  • Шинэс эмкэгдэн орчулагсан туули «Жангар». Т. Джамцо эркэлэн нәәрүлва. Урумчи: Шинжийан-гиин Икэ сурһулин кэвлэлин хора, 2005. 1262 x.
  • Амрдала Б. Җаӊһрчдын товч намтр // «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 3. Элиста: Джангар, 2008. С. 334–340.
  • Батнасан Ж. «Жангар»-ын тууль ба Ховогсайрын жангарчнарын тухай байцаалтын мэдүүлэлт // Жангар. Т. 2. Урэмчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1987. Х. 624–626.
  • Джамцо Т. Шинжаан Жангарын тархац, хадгалагдацын тойм // Жангарын тухай өгүүллүүд. II боть. Үрэмч, 1986. Х. 672–691.
  • Джамцо Т. Алдарт жангарч П. Рампил болон Э. Овлойн Жангарын оршил бүлгийн харьцуулал // Ойрадын судлал. Үрэмч. 1991. № 2. Х. 31–91.
  • Джамцо Т. Туули «Жангар»-ын учир. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1997. 516 х.
  • Катуу Б. Монгол туургатны туульчид. Улаанбаатар: Мөнхийн Үсэг, 2013. 237 х.
  • Кичиков А.Ш. «Джангар» современных джунгарских ойратов (К вопросу о соотношении традиций) // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста: [б.и.], 1981. С. 41–56.
  • Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, Восточная литература, 1992. 320 с.
  • Лю Шиу. Особенности песен «Джангара» в четырех аймаках Синьцзяна // «Джангар» и проблемы эпического творчества: материалы международной научной конференции (г. Элиста, 22–24 августа 1990 г.). Элиста: Джангар, 2004. С. 113–116.
  • Манджиева Б.Б. Синьцзян-ойратские сказители: хранители эпической традиции «Джангара» // Oriental Studies. 2022. Т. 15. № 4. С. 882–894.
  • Мёнкя Б. «Жангар»-ын тархац хийгээд «Жангар»-ын үүсэл бүрдэл // «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения. Материалы международной научной конференции (г. Элиста, 20–23 сентября 2011 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 104–110.
  • Тая Д. Жангарын тухай манай үзэлт – Ойрадын алдарт жангарч Аримпил жангарын тухай ярьсан нь // Өвөрмонголын их сургулийн сонин. 1992. № 2. Х. 20–32.
  • Тая Д. Шинжааны жангарчийн уламжлал судлал = Исследование сказительской традиции синьцзянских джангарчи. Улаанбаатар: Тод номын гэрэл төв (Библиотека Ойратика), 2010. 322 х.
  • Эрдэнэбаяр Ж. «Жангар» чухам аль үеийн ямар бүтээл болох тухай шинээр судлах нь // Өвөрмонголын нийгмийн шинжлэх ухаан. Хөххот. 1986. № 4. Х. 63–85.
  • Эрдэнэбаяр Ж. «Жангар»-ын нийгэм, түүхийн үндэс сурвалж зэрэг асудалд // Өвөрмонголын үндэстний багшийн дээд сургуулийн эрдэм шинжиллгээний сэтгүүл. Тунлиао хот. 1990. № 4. Х. 112–126.
  • Эрдэнэбаяр Ж. Дундад улсын «Жангар»-ын судлалын нийгэмлэгийн анхдугаар ээлжит хурал // Өвөрмонголын үндэстний багшийн дээд сургуулийн эрдэм шинжиллгээний сэтгүүл. 1991. № 3. Х. 118–131.
  • Эрдэнэбаяр Ж. Жангарын тархац, түүний газарзүйн хэв шинжүүд. Улаанбаатар: Тод номын гэрэл төв, 2010. 136 х.
Еще
Статья научная