Скепсис и парадокс: проблема предпосылок скептицизма у Платона и античная традиция парадоксов

Автор: Светлов Роман Викторович, Шевцов Константин Павлович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.13, 2019 года.

Бесплатный доступ

Предметом исследования является вопрос о том, какие тексты Платона и в какой степени могли стать стимулом для формирования скептических представлений. Можем ли мы, в частности, поставить вопрос о наличии в текстах Платона того, что можно сопоставить с принципом «эпохе», который является важнейшим методическим «маркером» скептицизма (например, финал «Теэтета»)? Может ли быть сопоставлена со скепсисом (исследованием/поиском) эленхическая стратегия Сократа, его метод опровержения тезисов, высказанных собеседником? На наш взгляд есть ряд сторон в творчестве Платона, которые сближает его со скептическим дискурсом (хотя не делает скептиком). Мы останавливаемся только на двух из них. Первая - это способность протагонистов его диалогов удерживать в своих рассуждениях две противоположные стороны искомого в их несомненном различии и, вместе, взаимной необходимости. Собственно, это и есть платоновская диалектика в ее подлинном выражении, примеры которой мы видим в «Софисте» (обсуждение того, как возможно сочетание «родов» бытия), в «Пармениде» (если рассматривать его текст как диалектическое упражнение). Вторая специфическая сторона платоновской мысли заключается в фактической формулировке Платоном ряда логических парадоксов, которые в своем классическом варианте стали известны, правда, чуть позже, в творчестве представителей мегарской школы (Эвбулида, Дидора Крона). Мы более детально коснемся парадокса лжеца, или «тезиса Эпименида», который часто рассматривается как классический пример самореферентного высказывания. В статье будут указаны аналогии парадоксу Критянина в платоновских текстах. Ключевыми являются последнее рассуждение из «Теэтета», где Сократ разбирает определение знания как истинного мнения с прибавлением специфицирующего признака (Thaet 201c - 208d), а также 7 и 8 (в другой нумерации - 8 и 9) гипотезы «Парменида» (Parm. 164b - 166c). Нам представляется, что этот момент платоновской диалектики также оказывается определенным ресурсом для будущего «скептического поворота» в Академии. Особенно в той ситуации, когда диалоги Платона обсуждались в условиях интереса к аргументам Пиррона и мегариков, для которых парадоксы были, повторимся, одним из важных методических орудий.

Еще

Скептицизм, академия, платон, парадокс лжеца

Короткий адрес: https://sciup.org/147215838

IDR: 147215838   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-2-683-694

Список литературы Скепсис и парадокс: проблема предпосылок скептицизма у Платона и античная традиция парадоксов

  • https://nsu.ru/classics/schole/13/13-2-svetlov.pdf
  • Антонов, Т. В. (2010) "Скептический поворот в Академии," Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии 11.4, 28-30.
  • Вольф, М. Н. (2013) "Менон и парадокс поиска: интерпретация метода познания," Вестник Русской христианской гуманитарной академии 14.3, 53-60.
  • Делез, Ж. (2011) Логика смысла. Москва.
  • Светлов, Р. В. (2018) "Сократ, ты слышишь Сократа? Парадоксы идентичности в текстах Платона," Сборник материалов XXVI научной конференции: «Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Санкт-Петербург, 28-30 августа 2018 г. Санкт-Петербург: МОО «Платоновское философское общество», 32-40.
  • Сокольская, М. М. (2004) "Бесконечное приближение к истине," Марк Туллий Цицерон. Учение академиков. Москва: Издательство «Индрик», 4-49.
  • Тарский, А. (1972) "Истина и доказательство," Вопросы философии 8, 136-145.
  • Шевцов, К. П. (2016) "О природе философских парадоксов (на примере двух парадоксов из диалогов Платона)," Материалы XXIV научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и современность». Санкт-Петербург, 17-25.
  • Alexy, R. (2009) "The Dual Nature of Law," Global Harmony and Rule of Law. Beijing, 257-274.
  • Annas, J. (1992) "Plato the Sceptic," Oxford Studies in Ancient Philosophy, Suppl. vol. Oxford, 43-72.
  • Cooper, J., (2004) "Arcesilaus: Socratic and Sceptic," Year of Socrates 2001-Proceedings, V. Karasmanis (ed.), Athens: European Cultural Center of Delphi, 81-103.
  • Fine, G. (2008) "Does Socrates Claim To Know That He Knows Nothing?" Oxford Studies in Ancient Philosophy 35, 49-88.
  • Goldstein, L. (1986) "Epimenides and Curry," Analysis 46.3, 117-121.
  • Lee, M. (2010) "Antecedents in early Greek philosophy," The Cambridge Companion to Ancient Scepticism. Cambridge: Cambridge University Press, 13-35.
  • Taylor, C. (1998) Socrates: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press.
  • Vogt, K. M. (2012) Belief and Truth: A Skeptic Reading of Plato. Oxford: Oxford University Press.
  • Wheeler, S. (1983) "Megarian Paradoxes as Eleatic Arguments," American Philosophical Quarterly 20.3, 287-295.
  • Woodruff, P. (1986) "The skeptical side of Plato's method," Revue Internationale de Philosophie 40.156/157 (1/2), 22-37.
Еще
Статья научная