Скоморох Алексей Крученых: стихотворные посвящения Н.И. Харджиева
Автор: Катанаев Никита Сергеевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рецепции образа Алексея Крученых как скомороха в стихотворениях Н.И. Харджиева. Проанализированы стихотворения «Звученых в чащобе.», «Дела виршеплетов - морока.» и «Чудовищный, но человечный.» из сборника «Крученыхиада». Среди других «амплуа» футуриста, предложенных Харджиевым в многочисленных посвящениях, образ скомороха выделяется ярко выраженной национальной окраской. В анализируемых текстах Харджиев создает аллюзии на поэтическое творчество и теоретические статьи будетлянина («Слово как таковое», «Стихомет Зудиссимо» и проч.). Также поэт проводит параллели между скоморошеством, волхованием и юродством. Эти три феномена объединяет экстатическое состояние вовлеченных в действие лиц. О подобном состоянии писал и сам Крученых в сборнике 1913 г. «Взорваль». Кроме того, интерес ближайшего окружения поэта-заумника (в частности, Владимира Маяковского и Романа Якобсона) к скоморошеству и вероятное знакомство футуриста с современными исследованиями, посвященными скоморохам (в первую очередь, монографией А.С. Фаминцына «Скоморохи на Руси» 1889 г.), позволяют предположить, что рецепция Харджиева была вызвана действительно существовавшей творческой маской скомороха самого Крученых. Национальное начало скоморошеского искусства, нашедшее отражение в рецепции Харджиева, имело большое значение и для Крученых. Скоморошеский образ (так же, как использование фольклорной зауми, архаизирующих неологизмов и народного стиха) был элементом древней поэзии, которую пытался возродить будетлянин.
Русский авангард, футуризм, н.и. харджиев, а.е. крученых, скоморох, литературная маска, посвящение
Короткий адрес: https://sciup.org/149139260
IDR: 149139260 | DOI: 10.54770/20729316_2021_4_255
Список литературы Скоморох Алексей Крученых: стихотворные посвящения Н.И. Харджиева
- Барщевский И.Ф. Несколько слов из истории искусства скоморохов. Ростов-Ярославский: Тип. А. Барщевского, 1914. 8 с.
- Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 192 с.
- Выгон Н.С. Современная русская философско-юмористическая проза: Проблемы генезиса и поэтики: дис. ... д. филол. н.: 10.01.01. М., 2000. 439 с.
- Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов / пер. и доп. Н. Федоровой. СПб: Пар. тип. А.Л. Трунова, 1898. 310 с.
- Галиева М.А. Трансформация фольклорной традиции в русской поэзии начала XX века: С.А. Есенин и В.В. Маяковский: дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. М., 2016. 256 с.
- Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое. М.: Типо-литография торгового дома «Я. Данкин и Я. Хомутов», 1913. 15 с.
- Крученых А.Е. Взорваль. СПб: ЕУЫ, 1913. 29 с.
- Крученых А.Е. Фактура слова: декларация: кн. 120-я. М.: Скоропеч. ЦИТ, 1923. 22 с.
- Лихачев Д.С. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с.
- Морозов А.А. Скоморохи на Севере // Север: Альманах Архангельского отделения Союза советских писателей. Архангельск: Архангельское изд-во, 1946. С. 193-245.
- Панченко А.М. Смех как зрелище // Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 72-153.
- Смирнов И.П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978. С. 186203.
- Сухопаров С.М. Алексей Крученых: Судьба будетлянина. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1992. 166 с.
- Трефолев Л.Н. Стихотворения / вступ. статья, подготовка текста И.Я. Ай-зенштока. Л.: Советский писатель, 1958. 383 с.
- Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1889. 191 с.
- Харджиев Н.И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме / сост. С. Кудрявцев. М.: Гилея, 2006. 557 с.
- Якобсон Р.О. Будетлянин науки: воспоминания, письма, статьи, стихи, проза / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б. Янгфельдта. М.: Гилея, 2012. 304 с.
- Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки славянских культур, 2011. 280 с.