Скотоводство на Алтае в эпоху бронзы
Автор: Кирюшин Ю.Ф., Косинцев П.А., Грушин С.П., Папин Д.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVIII, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521847
IDR: 14521847
Текст статьи Скотоводство на Алтае в эпоху бронзы
В научном плане регион Алтая с прилегающими территориями является одним из наиболее перспективных районов Евразии. Он представляет собой своеобразную историко-культурную область со специфической физико-географической средой, состоящей из горных, степных и лесостепных ландшафтов. Расположение в центре Евразии способствовало тому, что в древности и средневековье на территории рассматриваемого региона шел интенсивный процесс этно- и культурогенеза. Однако в регионе заметно определенное отставание на уровне осмысления уже имеющихся материалов. В особой мере это относится к зонам степи и лесостепи, и до недавнего времени почти не исследованных предгорий. Для этих территорий изучение хозяйственно-культурных типов эпохи бронзы, проблемы формирования скотоводческой экономики и соответствующих социально-экономических структур находится в стадии становления.
Сбор, описание и анализ археозоологических коллекций из раскопок поселений широко используется как в России, так и в мире. Однако использование полученных археозоологических данных как полноценного источника для реконструкции хозяйства древнего населения часто ограничено их неполнотой. Чаще всего для реконструкций используют только видовой состав и соотношение остатков видов. Реже используют возрастной состав забитых животных и их размеры. Основу нашего исследования составили материалы археозоологических коллекций из 25 поселений эпохи бронзы, как уже опубликованных, так и авторские данные результатов обработки. Отбор поселений для анализа проводился в два этапа. На первом этапе были отобраны поселения, из раскопок которых получено более 400 определенных до вида костных остатков. На втором этапе был проведен анализ культурной принадлежности керамических комплексов из них. Были отобраны поселения наиболее однородные в культурно-хронологическом отношении коллекции керамики. Таких поселений оказалось четырнадцать, они относятся к следующим культурно-хронологическим группа: елунинская (1), андроновская (5), условно саргаринская (включая донгальскую) (5), ирменская (3).
На всех поселениях периода бронзы кости диких видов составляют от 1 до 10 %, обычно 3–7 %. Очевидно, что охота имела очень небольшое значение в хозяйстве. На всех анализируемых поселениях домашние копытные представлены костями крупного рогатого скота, овцы и лошади. Кости верблюда найдены только на «саргаринском» поселении Рублево VI. Таким образом, для изучения хозяйства и животноводства у населения степной зоны в эпоху бронзы Алтая использованы только остатки крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и лошади. Анализ соотношения остатков крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и лошади проводился в два этапа. На первом этапе был проведен кластерный анализ соотношения их остатков для отдельных поселений. В один кластер объединились «елунинское» и «саргаринское» поселения, андроновское поселение и «саргаринское» поселение. На втором этапе был проведен кластерный анализ соотношения остатков домашних животных, усредненный по группе поселений одной культуры. Образовалось два крупных кластера: один включает памятник елунинской культуры, второй включает «адроновские», «ирменские» и «саргаринские» культурно-хронологические группы памятников. На основании этого можно выделить два основных типа структуры костных комплексов домашних копытных, которые существовали на территории степного-лесостепного Алтая в эпоху бронзы: «елунинский» и «андроновский». Анализ состава стада в пределах «андроновского» типа показывает, что каждый его вариант имеет специфическое соотношение домашних копытных. Различия в соотношении домашних копытных в них, по крайней мере, хотя бы для одного вида, превышают 10 %. Все четыре группы памятников имеют различное соотношение остатков домашних копытных. Полученный результат позволяет сделать важный вывод о том, что на групповом уровне анализа материала, соотношение остатков домашних животных является культурно-хронологически специфичным. Таким образом, в степном-лесостепном Алтае в эпоху бронзы существовали следующие варианты костных комплексов домашних копытных: «елунин-ский», «андроновский», «саргаринский» и «ирменский». Анализ полученной структуры показывает, что на рассматриваемой территории в бронзовом веке происходили направленные изменения состава стада домашних животных. Наиболее значимые изменения произошли, когда состав стада елунинской культуры сменился составом стада «андроновского» типа. Дальнейшие изменения состава стада происходили постепенно.
Возрастная структура крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и лошади определена не для всех поселений, а только для тех, материалы которых обрабатывались авторами. Анализ возрастной структуры домашних животных был проведен по группе поселений одной культуры. Объем выборок, достаточный для анализа удалось сформировать только для «елунинской» и «саргаринской» групп поселений. Анализ возрастной структуры домашних копытных показывает, что у населения елунинской культуры общий характер использования всех домашних копытных был более примитивным. К концу эпохи бронзы, у «саргаринского» населения, наблюдается развитие всех отраслей животноводства путем усиления комплексного использовании домашних копытных.
Таким образом, в результате проведенного комплексного исследования, направления жизнедеятельности населения эпохи бронзы Алтая реконструируются следующим образом. Хозяйственно-культурный тип афанасьевского населения Горного Алтая можно определить как подвижный скотоводческий, с элементами охоты и рыболовство. Для лесостепного-степ-ного Алтая эпохи ранней бронзы, елунинского культурного образования выделяются три типа: лесной, охотническо-рыболовецко-скотоводческий, многоотраслевой тип с преобладанием охоты и рыболовства, скотоводство имело второстепенное значение, данный тип был распространен к востоку от Оби, в правобережной лесной, таежной зоне с многочисленными речными протоками, старицами и озерами (комплекс поселений на оз. Иткуль); лесостепной, скотоводческий тип хозяйства с незначительной ролью охоты и рыболовства, данный тип получил широкое распространение к западу от реки Обь и занимал степные и лесостепные ландшафты Обь-Иртышья (поселения Березовая Лука, Черноозерье VI); предгорный, металлургический тип хозяйства с ведущей ролью скотоводства и с незначительной ролью охоты и рыболовства, данный тип был распространен в непосредственной зоне доступных полиметаллических месторождений Рудного Алтая.
Серьезные изменения в хозяйственной деятельности населения эпохи бронзы произошли с приходом андроновского населения, когда состав стада «елунинского» типа сменился составом стада «андроновского» типа. Учитывая очень быстрое исчезновение елунинского типа, можно предполагать, что подобная структура костного комплекса связана с первоначальным появлением этого населения в регионе. Животноводство в «ан-дроновское», «саргаринское», «ирменское» время может быть отнесено к одному типу – пастушескому. На это, по нашему мнению, косвенно указывает большая доля остатков крупного рогатого скота. Но степень подвижности животноводства у населения даже одной культуры была различной, о чем говорит большое разнообразие структуры костных комплексов на поселениях. В целом нужно отметить, что близость этих трех комплексов можно объяснить происхождением саргаринской и ирменской культур от единой андроновской основы. Но исходя из видового и возрастного состава животных, можно утверждать, что у саргаринского населения степного Обь-Иртышья сложилась скотоводческая направленность хозяйства с преобладанием мясо-молочного направления, в отличие от ирменского лесостепного где больше акцент смещен в сторону комплексности. Отдельный анализ костей из комплексов с преобладанием андроновских или позднебронзовых материалов на поселении Жарково-3 и позднебронзовых комплексов поселения Рублево VI, позволяет утверждать, что по сравнению с андроновским периодом в эпоху поздней бронзы происходит увеличение удельного веса МРС и лошади в стаде. Очевидно, происходит дальнейшее 182
развитие андроновских традиций скотоводства и приближение состава стада к кочевому. Увеличивается доля животных способных самостоятельно добывать корм из-под снега в зимний период. Различие между видовым соотношением животных в различных объектах разных памятников эпохи поздней бронзы свидетельствуют не только об очевидных различиях в формировании культурного слоя объектов, но и, вероятно, о сложности процесса перехода к новому кочевому типу хозяйства.
По результатам реализации программы междисциплинарного исследования были сделаны следующие выводы. Первое появление скотоводства на Алтае связано с носителями афанасьевской культуры. Устойчивое же и непрерывное существование скотоводства в степной зоне связано с приходом сюда носителей елунинской культуры в начале эпохи ранней бронзы. Состав стада елунинской культуры отличался своеобразием и очень быстро сменился составом стада «андроновского» типа, который к концу поздней бронзы трансформировался в «саргаринский» и «ирменский» типы. Анализ возрастной структуры показал, что на протяжении бронзового века в использовании крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и лошади произошел переход от «примитивного» их использования к более «развитому» за счет усиления их «комплексного» использования. Анализ структуры костных комплексов показывает, что у населения елунинской культуры животноводство имело более подвижный характер, чем в позднее время. В постелунинское время на Алтае были распространены разные варианты пастушеского типа животноводства.