Смысл истории: торжество или кенозис церкви? К постановке вопроса

Автор: Легеев Михаил Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Статья в выпуске: 5 (76), 2017 года.

Бесплатный доступ

Дистанция, пролегающая между человеком как Церковью и даже общиной как Церковью, с одной стороны, и единой кафолической Церковью Христовой, с другой стороны, была обозначена и богословски объяснена в наших прошлых статьях1. Иерархия церковного достояния «аскеза, таинства, кафолическая полнота»2 представляет эту экклезиологическую модель в отношении внутреннего устройства Церкви, таким образом, рассматривает путь Церкви в отношении к самой себе, взятый в его внутренней перманентности; эта модель, таким образом, представляет не динамику церковного пути в истории Церкви (неизменно связанную с внешним миром и его взаимоотношением с Церковью), а статический принцип её внутреннего устройства и организации. Теперь же мы постараемся рассмотреть путь Церкви в отношении к внешнему миру. Этот путь с необходимостью представит экклезиологическую модель уже не в своей статике, но - в исторической динамике. Исторический путь Церкви в её отношении с внешним миром имеет свою логику и закономерности, в рамках которых находят своё историческое место как видимое торжество Церкви, так и её кенозис. Настоящая статья посвящена вводным вопросам в историософию Церкви.

Еще

Человек, община, церковь, кафоличность, кенозис, богословие истории, историософия, исторический процесс, эсхатология, проблемы современного богословия

Короткий адрес: https://sciup.org/140223471

IDR: 140223471

Список литературы Смысл истории: торжество или кенозис церкви? К постановке вопроса

  • Афанасьев Н., протопр. Проблема истории в христианстве//Он же. Церковь Божияво Христе. М.: Из-во ПСТГУ, 2015. С. 104-112.
  • Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. М., 1999.
  • Диодор (Ларионов), мон. «В мире, но не от мира»: к вопросу о богословии «социаль-ного служения» // Портал «Богослов. ру». URL: htp://www.bogoslov.ru/text/465391.html (датаобращения: 01.04.2017).
  • Диодор (Ларионов), мон. «PRO DOMO SUA: Несколько слов о Православии и нацио-нальном патриотизме» // Портал «Богослов. ру». URL: htp://www.bogoslov.ru/text/413489. html (дата обращения: 01.04.2017).
  • Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах//Он же. О Божественных именах.О мистическом богословии. СПб.: Глаголь, 1994. С. 10-339.
  • Дионисий Ареопагит, св. О церковной иерархии//Он же. О Церковной иерархии. По-слания. СПб.: Алетейя, 2001.
  • Ерм. Пастырь//Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 222-309.
  • Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к ефесянам//Писания мужей апостоль-ских. М., 2003. С. 331-340.
  • Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к римлянам//Писания мужей апостоль-ских. М., 2003. С. 352-357.
  • Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к траллийцам//Писания мужей апостоль-ских. М., 2003. С. 347-351.
  • Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к филадельфийцам//Писания мужей апо-стольских. М., 2003. С. 358-363.
  • Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном Иудеем//Он же. Творения. М.: Палом-ник-Благовест, 1995.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Цекрви: экклесиология. М., 2005.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории как направление в богословской науке и его зна-чение для современной экклезиологии//Научные труды кафедры богословия/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб.: Изд-во СПбПДА,2016. Вып. I:2015-16 уч. год.С. 135-157.
  • Легеев М., свящ. Малая священная история отдельного человека как экклезиологиче-ская модель//Христианское чтение. 2016. № 3. С. 88-99.
  • Легеев М., свящ. Отдельный человек как Церковь и его границы//Материалыежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Духовной Академии.30.09.2015. С. 146-151.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. «Вперёдк отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века. Часть 1//Христианское чтение. 2016. № 6. С. 107-127.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. «Вперёдк отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века. Часть 2//Христи-анское чтение. 2017. № 1. С. 18-26.
  • Легеев М., свящ., Мефодий(Зинковский), иером., Кирилл(Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота//Христианское чтение. 2017. № 2. С. 16-28.
  • Лосский В. Н. Господство и царство (эсхатологический этюд)//Он же. Боговидение.Минск, 2007. С. 480-493.
  • Макарий Египетский, прп. Беседа XXXVII//Он же. Творения. М.: Паломник, 2002.С. 427-432.
  • Максим Исповедник, прп. Мистагогия//Он же. Творения: в 2 т. М.: Мартис, 1993. Т. 1.С. 154-184.
  • Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Минск: Лучи Софии, 2007.
  • Пётр (Мещеринов), игум. Вызовы времени: экклезиология // Портал «Богослов. ру».URL: htp://www.bogoslov.ru/text/1246620.html (дата обращения: 01.04.2017).
  • Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М.: Путём зерна, 2000.
  • Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. Эссекс: Свято-Иоан-но-Предтеченский м-рь; М.: Паломник, 2000.
  • Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра; Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009.
  • Шляпин А., свящ. Христианство и патриотизм // Сайт священника Алексея Шляпина.URL: htp://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425 (дата обращения: 01.04.2017).
  • Maximus Confessor. Qaestiones ad Talassium. Qaestio XLII // PG 90.33. Origenis. In Psalm. 23, 1 // PG 12
Еще
Статья научная