Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового завета
Автор: Карчагин Евгений Владимирович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Статья в выпуске: 3 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье обсуждаются семантические особенности понятия энергии (dνέργεια) в Новом Завете. Показаны корни и смысловое развертывание понятия энергии в философии Аристотеля и в последующем развитии античной и средневековой философии. Слово «энергия» впервые появляется в сочинениях Аристотеля. Его этимологический смысл связан с «делом» (τ’ hργον) и «энтелехией» (dντελέχια), в то время как философский смысл относится к деятельности (энергия в отличие от движения) и действительностью (энергия в отличие от возможности). Религиозные смыслы энергии получили разработку в неоплатонической философии и восточно-христианском богословии. Новый Завет как основной христианский источник содержит важные содержательные аспекты понятия энергии. Корень *dνέργ - встречается тридцать раз, при этом все случаи с именем существительным относятся к текстам, приписываемым апостолу Павлу. Проводится герменевтический анализ всех новозаветных смыслов энергии. Обсуждается влияние паулианской мысли на святоотеческую традицию. Выявленные новозаветные значения энергии не содержат внутреннего противоречия. Хотя им не свойственно понятийное совершенство, все значения напрямую или косвенно связаны со сверхъестественным началом и не используются для обозначения действий сугубо человеческой, естественной природы. При этом главная смысловая закономерность связана с присутствием в тексте Нового завета аристотелевской пары «dνέργεια - δύναμις». Это объясняется сформировавшимся в послеаристотелевскую эпоху общепринятым «здравым смыслом» и косвенно аристотелевским базовым различением, и тем самым новозаветные смыслы энергии принадлежат к аристотелевской парадигме. В то же время последующая восточная святоотеческая мысль концентрируется исключительно на паре «ošσία - dνέργεια» и может быть отнесена к неоплатонической философской парадигме.
Энергия, новый завет, апостол павел, паулианская традиция, христианское богословие, средневековая философия
Короткий адрес: https://sciup.org/149141640
IDR: 149141640 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2
Список литературы Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового завета
- Агамбен 2018 – Агамбен Дж. Оставшееся время: Комментариий к Посланию к Римлянам. М.: НЛО, 2018.
- Аристотель 1976 – Аристотель. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
- Ахутин 2021 – Ахутин А.В. Полемическая синергия // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5, № 1. С. 55–77.
- Бибихин 2010 – Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.
- Бирюков 2020 – Бирюков Д.С. «Синэнергетическое откровение реальности»: наблюдения о предыстории, источниках и содержании понятий «символ», «синергия», «энергия» у П.А. Флоренского в контексте рецепции паламизма в русской мысли начала XX в. // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 103–115.
- Брэдшоу 2012 – Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М.: Яз. слав. культ., 2012.
- Буланенко 2020 – Буланенко М.Е. Восточнохристианское понятие энергии в философии С.С. Хоружего: осмысление традиции или прощание с ней? // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 16–26.
- Буланенко 2019 – Буланенко М.Е. Логика, философия и богословие в теории энергии О. Павла Флоренского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20, № 3. С. 185–196.
- Василий (Кривошеин) 2011 – Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого // Богословские труды. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2011. С. 527–535.
- Гагинский 2017 – Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. No. 24–25, Вып. 1–2. С. 181–185.
- Гагинский 2018 – Гагинский А.М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1, Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 76. С. 23–39.
- Марков 2015 – Марков А.В. Энергия заблуждения: к интеллектуальной истории термина // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 10–16.
- Новый Завет 2017 – Новый Завет: современный русский перевод. М.: Рос. Библ. о-во, 2017.
- Плахтий 2021 – Плахтий С.В. Раскрытие термина «энергия» в «Философии имени» А.Ф. Лосева // Философская мысль. 2021. № 1. С. 24–39.
- Пущаев 2018 – Пущаев Ю.В. Понятие энергии в современной философской литературе (В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Д. Брэдшоу) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3, Философия. Реферативный журнал. 2018. № 4. С. 189–200.
- Пущаев 2019 – Пущаев Ю.В. Понятие энергии в современной философской литературе (В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Д. Брэдшоу). (Обзор: часть 2) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 164–174.
- Хоружий 2015 – Хоружий С.С. Бибихин, Хайдеггер, Палама о проблеме энергии // Стасис. 2015. № 1. С. 89–102.
- Barclay 2000 – Barclay W. New Testament Words. Westminster John Knox Press, 2000.
- Bradshaw 2006 – Bradshaw D. The Divine Energies in the New Testament // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 2006. Vol. 50. P. 189–223.
- Chen 1956 – Chen Ch. Different Meanings of the Term Energeia in the Philosophy of Aristotle // Philosophy and Phenomenological Research. 1956. Vol. 17, № 1. P. 56–65.
- Hsieh 2021 – Hsieh L.C. Justification by Faith and Aristotle’s Concepts of Dunamis and Energeia // The Philosophy of Early Christianity in the Era of Digitalisation. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2021. P. 116–132.
- Larchet 2010 – Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris: Cerf, 2010.
- Novum Testamentum 1968 – Novum Testamentum, The Greek New Testament. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.